admin / 06.05.2020

Войти на сайт

На рабочем месте живописца часто можно увидеть мастихин. Этот инструмент выглядит как стальная лопаточка с ручкой. Обычно его используют как дополнение к работе с кистью. Лопаточкой наносят грунт на холст, смешивают , наносят густые слои на полотно, удаляют лишний объём и счищают остатки масла с палитры. А некоторые живописцы даже создают целые картины мастихином.


Художник наносит мазок мастихином. Набор мастихинов.

Как выбрать художественный шпатель

С итальянского mestichino переводится как «шпатель». Действительно, стальные пластинки мастихина имеют некоторое сходство со строительным инструментом. Но размером, формой, назначением, конечно, отличаются.
Мастихины можно купить в художественных магазинах отдельными экземплярами или целыми наборами. Бывают традиционные стальные инструменты, а также можно приобрести пластиковый вариант. Он стоит дешевле, но долговечность его невелика. Обычно пластиковые мастихины приобретают новички, чтобы попробовать новую художественную технику. Но лучше всё-таки сразу выбрать качественные стальные инструменты.
не обязательно сразу замахиваться на фигурные комплекты. Для начала достаточно иметь парочку стандартных лопаток.


Картины в технике мастихина французского художника Кристиана Жекеля.

Назначение мастихинов

Начнём с того, что художественные шпатели бывают двух типов. Различия у них заметные, цели разные.

  1. Для палитры. У таких инструментов отсутствует изгиб около ручки, а форма лезвия обычно заострённая. Такая конструкция позволяет художнику без труда счищать подсохшую краску с палитры. Также этим шпателем удобно смешивать цвета прямо на плоскости палитры. А ещё им можно удалять с холста излишки масла.
  2. Для живописи. Эта разновидность инструментов отличается изгибом около ручки. Лезвие таких мастихинов упругое. Это сочетание позволяет мастеру наносить мазки мягко, без опасений повреждения холста. Форма лезвия у таких художественных шпателей бывает очень разная.


Невероятные картины мастихином ливийского художника Кала Гаджума.

Разнообразие формы

Лопатки для живописи различаются размером и формой лезвий. Размер шпателей зависит от параметров полотна, величины изображаемых объектов. Форма лопаточек бывает овальной, заострённой, прямой, веерной… Каждый вид инструмента нужен для создания конкретных эффектов.

  • Узкие лопаточки близки к художественной кисти. Ими можно наносить тонкие линии, мелкие, точечные мазки.
  • Широкие подходят для создания рельефа крупных объектов, работы с фоном.
  • Прямоугольными удобно наносить краску ровным слоем.
  • Короткими лезвиями можно делать маленькие мазки и прописывать мелких детали.
  • Длинные лезвия удобны для втирания краски в холст. Узкими длинными лезвиями можно изображать гладь воды.
  • Фигурные шпатели, веерные или ребристые используются для изображения цветов.


Леонид Афремов «Пара на мосту», «Дождь».

Когда использовать мастихин

Чаще всего художественными шпателями работают с масляными красками. Некоторые художники используют этот инструмент для создания картин акрилом и даже акварелью.
В большинстве случаев художники применяют смешанную технику, используя кисти и лопаточку. Например, фон или передний план прорабатывается шпателем, а детали — кистевыми мазками. Лопаточка очень удобна при изображении: неба, моря, ряби на воде, камней, скал, основы под траву, архитектурных объектов.

Картины канадского художника Альбини Леблана.

Нередко художественным шпателем создаются цветочных композиции. В этих целях на лезвие можно накладывать не один, а сразу несколько цветов. Это помогает сделать цветовой переход сразу на полотне, без предварительного смешивания краски на палитре.
Есть мастера, которые выбрали работу мастихином, как единственную художественную технику. Особенность их картин — отсутствие тонких деталей, насыщенный цвет, выразительная фактура, которая может создавать трехмерность изображения.

Городской пейзаж Сергея Демиденко (слева). Алина Евгеньевна Галкина «Осенний пейзаж».

Рисование мастихином

Мастихин для начинающих может показаться страшным испытанием. Поэтому стоит для начала ограничиться 2-5 лопаточками традиционной формы. Техника мастихин отличается от привычной работы кистью, но освоить её довольно просто.
Вам понадобятся: подготовленный холст, палитра, краски, небольшой отрез ненужной ткани (50х50 см) и несколько шпателей. На холсте сделайте эскиз карандашом или мелом и приступайте к основной работе.

  1. Подхватите краем шпателя немного краски с палитры. Сделайте это так, как будто вы ложечкой зачерпываете кусочек мягкого сливочного масла или крема. Краска на лезвии должна занимать около 1/3 поверхности лопатки.
  2. Нанесите краску на холст пастозно, коротким размазывающим движением, разминая её или втирая.
  3. Мелкие мазки и тонкие линии делайте кончиком лезвия, а широкие — всей поверхностью лопатки. Тонкие линии можно выполнять ребром лезвия. Ощущение воды на полотне можно передать волнообразными движениями.
  4. После нанесения краски на холст оботрите лопаточку об ткань. Перед каждым набором краски инструмент должен быть чистым.

Экспериментируйте, осваивайте новые материалы и техники! *Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Мастер класс Живопись мастихином «Краски осени» от Анны Байковой.

Данный мастер — класс по живописи мастихином рассчитан на начинающих, людей без каких либо художественных навыков. Подходит для тех, кто последний раз рисовал еще в школе! Вы научитесь, как с помощью мастихина реализовать свои творческие порывы в живописи.

Живопись мастихином — это техника послойного накладывания мазков на холст (бумагу) специальной лопаткой (мастихином). Мастихины для живописи отлично подходят для текстурированной работы и создания объемной живописи.

Что такое мастихин?
Мастихин — это лопатка из тонкой стали. Он позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания. С его помощью можно создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, он даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.
В технике живопись мастихином пейзажи получаются очень выразительными, эмоциональными.

Этот мастер класс, для тех, кто хочет:
* Пробудить в себе творческое начало;
* Почувствовать радость от процесса рисования;
* Попробовать новую интересную технику рисования — живопись мастихином;
* Вновь соприкоснуться с чувством свободы самовыражения;
* Написать собственное произведение;
* Получить вдохновение;
* Освоить уроки живописи мастихином;
* И просто — интересно провести время!

Автор мастер-класса : ведущая Центра духовного и социального развития «Пять элементов», выпускница Санкт-Петербургской Художественно-Промышленной академии им. Штиглица, художник, автор картин по энергетической живописи, соавтор и ведущая курса «Тайная сила рисунка», соведущая встреч «Рисунки нашей любви», «Волшебство медитативного рисунка», ведущая мастер-классов «Картина в интерьер — диптих», «Живопись мастихином», «Живопись шерстью». Ведущая Школы энергетической живописи.

Анна проводит мастер-классы уже более трех лет. За это время большое количество людей открыли в себе творческий потенциал, который внес свежую струю в их жизнь. Ведь используя творчество в своей жизни, вся жизнь человека меняется, становится более творческой. Рождаются новые идеи, новые открытия и вдохновения в жизни!

Краски

Материалы и инструменты для живописи мастихином:
Для работы вам потребуется бумага формата А3 (на меньшем формате сложнее работать мастихином). Акриловые краски (также это может быть гуашь, темпера или масло, масляная живопись мастихином более популярна), мастихин, тонкая кисть, емкость с водой, палитра (лист бумаги или пластиковая тарелка), тряпочка для вытирания мастихина и кисти.

Смешиваем на палитре желтые оттенки красок и белила, создаем разные оттенки и пишем небо, накладывая мазки мастихином.

Пока краска не высохла, она легко смешивается. Пишем небо разными оттенками желтых и охры.

Добавляем нежно-розовых и сиреневых оттенков, создавая дымку вдали.

Слева и справа в небе пишем листву деревьев, что будут в далеке в дымке, они тоже сиреневых оттенков.

Разворачиваем мастихин узкой стороной горизонтально, пишем землю. Здесь добавляем зеленых, коричневых и желтых оттенков. Кладите мазки отдельно, не растирайте цвета друг с другом, тогда не будет грязи на работе.

Пишем листву деревьев, используя желтые, оранжевые, красные оттенки.

Чередуем свет на листве и тень. Набираем листву отдельными мазками.

Продолжаем работу. Заполняем белые места.

Пишем следующий слой, ставим яркие мазки краски на листву.

Делаем картину еще ярче, осень должна играть сочными и яркими красками.

Тонкой кистью пишем стволы деревьев.

Добавляем свет на стволы (с одной стороны свет, с другой тень) и светлых белых мазков на листву.

Тонкой кистью пишем силуэты людей вдалеке.

Люди под зонтами готовы. Рисуем фонарь.

Наша картина готова.

Ждем пока высохнет и вставляем в раму.

Вы можете посмотреть этой картины от Анны.

И еще больше фото мастер — классов по творчеству своими руками!

На иллюстрации вверху представлены различные замесы краски при помощи мастихина. Такие мазки создают иллюзию и обогащают живопись техничным исполнением. Но как создать красивую фактуру? В этой статье я поделюсь шестью основными способами работы мастихином в масляной живописи, хотя, вариантов здесь, конечно, может быть великое множество. Однако, прежде чем говорить о технике работы, нужно увидеть какими бывают мастихины.

Четырнадцать видов мастихинов

Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной. В начале списка я перечислю основные формы классических мастихинов, которые, впрочем, могут иметь различные вариации. А в конце списка посмотрим на мастихины с нестандартным лезвием. Я выбрал четырнадцать видов мастихинов, но в жизни их разновидностей намного больше. Однако, разница между другими видами непринципиальная, поэтому я сосредоточусь на этих четырнадцати:

1. Самый распространённый мастихин ромбовидной формы. Удобный в работе. Позволяет наносить краску как широкой плоскостью, так и острым кончиком.

2. Этот мастихин похож на предыдущий, за исключением основания. Оно не треугольной, а округлой формы. Благодаря этому, боковые стороны мастихина овальные. Ими можно снимать и укладывать краску таким образом, что она приобретёт «волнообразный» рельеф.

3. Мастихин со скошенным лезвием и округлыми боковинами.

4. Мастихин прямоугольной формы.

5. Узкий мастихин овальной формы. Интересный вариант для создания рельефных мазков не имеющих прямолинейных контуров. Можно работать как плоскостью, так и кончиком. Универсален и удобен в работе, подобно ромбовидному мастихину в начале списка.

6. Широкий мастихин овальной формы. Имеет те же преимущества, что и предыдущий, только оставляет более округлые мазки и создаёт более глубокий рельеф, если работать боковой стороной.

7. Очень «вытянутый» мастихин ромбовидной формы. Удобен для укладки краски в линию, а также для работы широкими мазками.

8. Мастихин в виде многоугольника, имеющий грани разной длины. В процессе работы данным мастихином можно менять размеры мазков, благодаря выбору грани нужной длины.

9 — 14. Мастихины необычной формы. Данная разновидность напоминает инструменты кондитера. Эти мастихины позволяют создавать мазки краски, похожие на лепестки, ленты, борозды… Хорошо подходят для декоративных работ.

Шесть основных приёмов работы мастихином

Теперь, когда мы рассмотрели какими бывают мастихины, можно подумать над техникой работы этим замечательным инструментом. Сразу оговорюсь, что в практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:

1. Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.

2. Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминает пуантелизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю живописную работу. Этим способом можно проработать какие-либо детали, например, блики, листья… Другие же части живописи можно написать посредством иных приёмов.

3. Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого подхода можно изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием. Если же снимать краску широкой, боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалёвка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и глубокий сложный цвет.

4. Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. На иллюстрации видно, как такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину, ширину… Некоторые художники пишут только мастихином и, вообще, не используют кисти. В их творчестве даже мельчайшие детали прорабатываются лезвием мастихина.

5. Обобщение посредством смазывания краски. В масляной живописи этот приём выглядит следующим образом: художник подробно пишет какой-нибудь элемент своей живописи, а потом, поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются. Такое обобщение может «увести» на второй план слишком резкие силуэты. В живописи бывает необходимо что-то сделать менее заметным и уходящим вдаль. И этот приём обобщения при помощи мастихина может прийти весьма кстати.

6. Введение одной краски в другую. Данный способ работы мастихином может приобретать самую разную форму. Здесь большое значение имеет импровизация. Суть этого приёма такова: в пастозно уложенную краску, как бы «втирается» новый мазок плоскостью мастихина. Объёмные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Краска то вливается, то «закручивается», то замешивается, а иногда и «врывается». Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движений руки и наклона мастихина.

В начале этой статьи я разместил подборку разных фрагментов из своей живописи. Здесь Вы можете видеть самые разные приёмы работы мастихином — и те, что описаны выше, и другие. Наглядный пример поможет лучше понять как можно «играть» краской при помощи такого замечательного инструмента как мастихин.

Алексей Епишин

Как сделать мастихин своими руками.

Многие начинающие художники в первый раз пишущие картину маслом знакомятся с таким интересным инструментом как мастихин.

У него есть множество предназначений, но об этом потом, поскольку в этой статье я хочу рассказать, — Как сделать мастихин своими руками.

Этот вопрос стал передо мной, поскольку он понадобился мне для работы, а купить у нас в городе не получилось, а мне нужно было срочно.

Изучив его характеристики, я понял, что лезвие самодельного мастихина можно сделать из поломанного полотна от ручной ножовки по металлу.

Далее план действий сам появился в голове.

Изготовление лезвия для мастихина.

  • Подходящий кусок ножовочного полотна при помощи болгарки обрезал и придал ему первоначальную форму (грубо).

    Грубо обточенная заготовка для лезвия самодельного мастихина

  • Затем немного сточил волны, которые есть на ножовочном полотне со стороны зубьев.
  • После этого сточил эти волны полностью вручную на точильном бруске.
  • Следующим, что я сделал, это нанес маркером приблизительную форму лезвия самодельного мастихина и обточил его уже более точно на болгарке.
  • Затем довел ручным шлифованием практически до идеала.
  • Потом я приступил к формированию угла наклона ручки для мастихина.

Для этого, держал плоскогубцами за лезвие, а кончик нагрел на обычной газовой плите докрасна и согнул необходимым образом.

Согнутое на горячую полуготовое лезвие для самодельного мастихина

Все это делалось за несколько подходов, а я очень не хотел сломать заготовку, поскольку потратил на нее уже пару часов.

Как я сделал ручку для мастихина.

За основу ручки я взял кусок медной трубки, то ли от холодильника, то ли от москвичевских тормозов.

А также деревянную ручку, которая у меня была выточена для другого случая, но не пригодилась.

  • Для начала я изогнул плоскогубцами кусок трубки приблизительно под нужным углом.
  • Затем, немного расплескав конец трубки, я вставил уже готовое лезвие и расклепал трубки до полной фиксации лезвия. Конец лезвия для ручки был немного шире, чем диаметр трубки, поэтому пришлось расплескать, но это дало свой эффект, ручка зафиксировалась четко и без шата.
  • После этого, я высверлил в деревянной ручке отверстие под другой край трубки.
  • Залил внутрь клея по дереву и обмазав ним саму трубку, запихнул ее на место.

После этих действий у меня получился вот такой самодельный инструмент.

Готовый самодельный мастихин сделанный своими руками

5 коп от Самодела.

Проверил, вроде все работает отлично, мастихин который я сделал своими руками ничем не уступает заводским образцам.

Разве что форма самого лезвия получилась интересная, поскольку я делал его по памяти.

Но следующий мастихин, я сделаю еще лучше, и материал я нашел просто суперский – старый совдэповский складной метр. Так что ждите нового материала.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*