admin / 05.04.2020

Веселая гимнастика для детей 3-4 лет

Движение – это жизнь, а для маленького ребенка – еще и развитие. Гимнастика для детей 3-4 лет нужна для укрепления мышечного корсета и правильного формирования опорно-двигательного аппарата, осанки. Двигательная активность стимулирует иммунитет и мозговую деятельность малышей. Ее польза огромна, а противопоказаний практически нет. Но как заниматься с малышом дома, какие упражнения подходят для возраста 3-4 лет?

Занятия гимнастикой дома

Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.

Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:

  • укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
  • обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
  • улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
  • ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
  • стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.

Противопоказания

Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:

  • острых заболеваниях, обострении хронических;
  • кровотечении или угрозе такового;
  • боли;
  • онкологических заболеваниях.

Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.

Когда и как проводить?

Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).

Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?

  1. Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
  2. Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
  3. Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
  4. Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.

Упражнения для детей 3-4 лет

Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут. Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение. Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.

Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:

  1. Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
  2. Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
  3. Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
  4. Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
  5. Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
  6. Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
  7. Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
  8. «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
  9. Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
  10. «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
  11. «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
  12. «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
  13. «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.

Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.

Гимнастика в игровой форме

С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

(наклоны головы к плечам)

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(круговые движения головой)

Медвежата мед искали

И в лесу, и в бору,

(наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)

На лугах и в цветах,

На малиновых кустах.

(наклоны вниз к полу)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

(круговые движения тазом, руки на поясе)

Много меда набирали,

Ложками его черпали,

(наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)

Мягким хлебом заедали,

Мятным чаем запивали.

(ребенок показывает, как он ест)

А потом они плясали

Вот так, вот так,

(пружинящие приседания с поворотом туловища)

Лапы выше поднимали

Вот так, вот так.

(подскоки с поднятием колен)

Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:

Занятия гимнастикой благотворно влияют на растущий организм. Ребенок развивается гармонично, у него формируется правильная осанка, повышается иммунитет. Домашние упражнения для девочек и мальчиков могут послужить стартом спортивной карьеры. В возрасте 3-4 лет тренеры принимают детей в секции художественной и спортивной гимнастики. В любом случае, выбирая те или иные движения, нужно учитывать предпочтения малыша, его физические возможности, состояние здоровья в данный момент. Занятия должны приносить удовольствие и дарить заряд бодрости на весь день.

Общие рекомендации

Медленно показывать движения самим, медленно проговаривая движения словами.

Обыгрывать каждое упражнение весёлыми прибаутками, песнями, звуками, используя темы, близкие и понятные ребёнку. Привлекать к упражнениям любимые игрушки. Хвалить ребёнка за старания.

Длительность зарядки примерно 5 минут. Достаточно, чтобы ребёнок усвоил 2-3 упражнения. После их усвоения можно пробовать другие, т.е. менять комплекс упражнений примерно каждую неделю.

Травматолог-ортопед Долженко Наталья Валентиновна предлагает следующие 5 комплексов для ежедневной утренней гимнастики.

Комплекс «Бабочка»

Встать на носочки и потянуться руками вверх на вдохе.Бабочка проснулась, сладко потянулась.

Опустить руки через стороны, отводя назад, выдохнуть, улыбнуться. Солнцу улыбнулась.

Руки расправить в стороны, согнуть в локтях на уровне плеч, пальцы касаются плеч. Крылышки расправила.

Свести локти перед собой, завести назад. Раз-два, раз-два.

Наклон вправо, выпрямиться. Платьишко поправила.

Наклон влево, выпрямиться. Раз-два, раз-два.

Ходьба, переходящая в бег. Полетела на цветок выпить сладкий сок.

Бегать и махать руками, как крыльями. И легко порхая, над травой кружит. А трава от ветра весело дрожит.

Присесть, обхватить ноги руками и наклонить голову вперёд. На лужайке бабочка на цветочек села.

Встать, заложив руки за спину. И цветочную пыльцу аппетитно съела.

Повторить приседание. Аппетитно уплетая аж за обе щёки

Встать. И росою запивала с лепестков осоки.

Руки на пояс, наклоны в стороны. Отраженьем любовалась в капельках росинки. Ах, красивая какая! Словно на картинке!

Руки в стороны, помахать кистями рук. Крылышки свои расправив, полетела дальше.

Бегать по кругу и махать руками, как крыльями. На клубничную поляну, пить нектар, там слаще.

Остановиться, указательный палец к губам. «Тссссс»

Маршировать на месте. Я в руки взял большой сачок, немножко подождал.

Прыгать, тянуться вверх руками, сжимая-разжимая кисти. Теперь прыжок, теперь скачок, я бабочку поймал. Ещё прыжок, ещё скачок, ещё одну поймал.

Сложить ладоши ковшиком и подуть на них. Я ей на крылышки подул, немножко погрустил, потом взглянул, потом вздохнул

Встать на носочки, поднять руки вверх на вдохе. А после — отпустил…

Опустить руки, выдохнуть.

Ещё раз руки вверх и опустить.

ВИДЕО Комплекс «Бабочка»

Комплекс «Зайчик»

Посадить зайку в середину.

Встать на носочки и потянуться руками вверх на вдохе. Утром на лужайке просыпались зайки. Здравствуй солнце красное.

Опустить руки через стороны, отводя назад. Здравствуй небо ясное!

Правую руку в сторону. Здравствуй ёлка,

Левую руку в сторону. Здравствуй пень!

Наклониться вперёд и выпрямиться. Здравствуй, здравствуй, новый день!

Марш на месте. Зайчики по лесу шли, раз-два, раз-два, зайку нового нашли, раз-два, раз-два.

Наклоны вперёд. Ни один не поленился, зайке в пояс поклонился.

Наклон вправо, наклон вправо, наклон вперёд, выпрямиться. Здравствуй, здравствуй, друг ушастый.

Руки на пояс, кивать головой. Зайка новый им кивал.

Повороты головы вправо, влево. Обе щёчки подставлял: чмок, чмок, чмок, чмок.

Присесть, обхватить ноги руками, наклонить голову вперёд, пальчиками касаться пола, сжимая и разжимая кулачки. Зайка в поле ловко дёргает морковку.

Встать и повторить приседание. Ать, ать, ать, ать, тяжело морковку рвать.

Прыгать, руки на поясе. Прыгают зайчишки, серы шалунишки.

Прыгать, шевелить «ушками» на макушке. Чутко ушками прядут. Ой, медведи к нам идут. Мы не будем убегать, ими нас не напугать.

Сесть на корточки. Спрячемся под ели, чтобы нас не съели.

Встать и бегать по кругу. А медведи все уйдут, зайки встанут, побегут.

Идти шагом в другую сторону.

Встать на носочки, поднять руки вверх на вдохе и опустить на выдохе.

Ещё раз руки вверх и опустить.

ВИДЕО Комплекс «Зайчик»

Комплекс «Цветок»

Встать на носочки и потянуться руками вверх на вдохе. Наш подсолнух. Он в такую вырос ввысь, что попробуй дотянись.

Сжимать-разжимать кулачки (руки наверху). На макушке-темечке подрастают семечки.

Опустить руки через стороны до уровня плеч и наклоняться в стороны. Одуванчик. Шарик маленький воздушный, дуновению послушный.

Поднести ладони к лицу и подуть на них. Превратиться он готов сразу в тысячу зонтов.

Сжать кулак, наклониться вперёд, поднести к носу и глубоко вдохнуть (нюхаем розу), повторить с другой рукой. Роза, роза-чаровница, ты цветочная царица. Ты нарядами хвались, ты шипами не колись.

Марш на месте. Там где поле, там где рожь, ты цветы всегда найдёшь.

Наклон вправо, выпрямиться, руки завести назад. Вот ржаные стебельки, раз-два.

Наклон влево, выпрямиться, руки завести назад. Вот цветочки васильки, раз-два.

Марш на месте. Мы по полю идём, колокольчик найдём.

Руки на пояс, наклоны в стороны. Динь-дон, динь-дон, колокольчика звон.

Присесть, дотронуться руками до пола, встать. Если я сорву цветок,

Присесть, дотронуться руками до пола, встать. Если ты сорвёшь цветок

Присесть, дотронуться руками до пола, встать. Если все, и я, и ты.

Присесть, дотронуться руками до пола, встать. Вместе мы сорвём цветы.

Вытянуть сначала правую руку в торону, потом левую. Опустеют все полны, и не будет красоты.

Согнуть руки в локтях перед грудью (параллельно полу) и вращать одной вокруг другой. Хоровод ведём, ведём, мы венок плетём, плетём, заплетаем, заплетаем

«Надеть венок» на голову. На головку надеваем.

Марш на месте. У собачьей старой будки распустились незабудки. Наш пушистый рыжий пёс в незабудки тычет нос.

Бегать по кругу. Сколько жить на свете буду, незабудки не забуду.

Идти шагом в другую сторону.

Встать на носочки, поднять руки вверх на вдохе и опустить на выдохе.

Ещё раз руки вверх и опустить.

ВИДЕО Комплекс «Цветок»

Комплекс «Птички»

Махать руками как крыльями. Птички могут веселиться целый день, целый день.

Встать на носочки и потянуться руками вверх на вдохе, опустить. И на солнышке лениться им не лень, им не лень.

Руки на пояс, повернуть голову направо, налево. Петь весёлые частушки чик-чирик, чик-чирик, чтобы слушали кукушки и кулик, и кулик.

Поднять руки в стороны вверх, опустить и завести назад. Птички могут с облаками полетать, полетать

Повторить. Чтобы крылышками маме помахать, помахать.

Поднять руки в стороны вверх. Как устанут наши птички петь, летать, петь, летать.

Присесть, обхватить ноги руками, наклонить голову вперёд, постучать кулаками по полу. Сядут сладенькой пшенички поклевать, поклевать.

Повторить приседание. Те же слова.

Продолжать стучать кулачками по полу. Клю, клю, клю, как я зёрнышки люблю.

Подпрыгивать, потянув руки вверх. Поклевали и взлетели до небес, до небес. А затем стремглав помчались прямо в лес, прямо в лес.

Руки на пояс, наклоны вправо и влево. Птички могут веселиться до утра, до утра.

Шагать на месте, чуть наклонившись, как будто крадёмся. Только, чу, крадётся кошка

Бегать по кругу. Разбегайся, детвора.

Идти шагом в другую сторону.

Встать на носочки, поднять руки вверх на вдохе и опустить на выдохе.

Ещё раз руки вверх и опустить.

ВИДЕО Комплекс «Птички»

Комплекс «Котёнок»

Взять игрушечного кота. Раньше всех проснулся кот. Поднял рыжий хвост столбом.

Поставить его в серединку, наклонившись с прямой спиной и прямыми коленями. Спинку выпятил горбом

Встать на носочки и потянуться руками вверх на вдохе, опустить. И во весь кошачий рот как зевнёт.

Марш на месте. Днём и ночью чёрный кот возле норки мышку ждёт. Он не спит и не гуляет

Присесть, коснувшись руками пола между колен. Всё сидит и наблюдает. С норки глаз своих не сводит.

Встать, развести руками в стороны. Только мышка не приходит.

Присесть, коснувшись руками пола между колен. Потому что не живёт

Встать. В этой норке третий год.

Руки на пояс, наклоны влево и вправо. Изворотливый и гибкий, между стоек ходит кот. По порядку, без ошибки, все он стойки обойдёт. По душе коту работа, вероятно, потому что уж больно неохота взаперти сидеть ему.

Марш на месте. Кот сегодня на охоте лови птичек на болоте.

Присесть, «ушки» на макушке прижать. Ушки он свои прижал, притаившись, полежал.

Прыжок и хлопок ладонями, 4 раза. Прыг туда и прыг сюда, улетели птички, да! Промахнулся, как назло, только птичкам повезло.

Марш на месте. По двору ходила кошка, замарала кошка ножки. Не пускают кошку в дом, ножки пачкают кругом.

Руки на пояс, выставить правую ногу вперёд на носок, потом на пятку. Все её четыре пятки оставляют отпечатки.

Повторить с другой ногой. Как же бедной кошке быть? Нужно ножки её помыть.

Бегать по кругу, затем идти шагом в другую сторону.

Встать на носочки, поднять руки вверх на вдохе и опустить на выдохе.

Ещё раз руки вверх и опустить.

ВИДЕО Комплекс «Котёнок»

Подборка отдельных упражнений для утренней гимнастики детей 2-3 лет

Можно и самим придумать свой комплекс упражнений.

Каждое упражнение нужно делать примерно по 10-30 сек или по 2-4 раза.

Структура занятия примерно такая:

1. Упражнение на дыхание

2. Ходьба/бег

3. По одному упражнению из каждого комплекса (одно упражнение на плечи, одно на руки, одно на туловище и оно на ноги).

4. Упражнение на дыхание

Упражнение на дыхание.

«Достань солнышко». Держать в руках жёлтый воздушный шар и попросить ребёнка достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки.

Другой вариант «Здравствуй, солнышко!»

Встать прямо, руки вдоль тела. На вдохе руки вверх, «тянемся к солнышку», на выдохе опускаем. 3 раза.

Ходьба/бег (можно использовать песенки Железновых)

Свободно ходить по комнате, размахивая руками (амплитуда большая). Можно с подскоками. Маршировать на месте.

Ускорить ходьбу. Побегать (можно в догонялки, можно бегать между расставленными предметами – хорошо для координации).

«Ходит мишка косолапый».

«Цапля ходит по болоту». Ходить, высоко поднимая колени.

«Ловим бабочек». Двигаться по комнате в любом направлении и хлопать в ладоши, имитируя ловлю бабочек.

«Паровозик». Ребёнок держится за мамины ноги. Имитируем паровоз, который двигается по периметру комнаты (озвучиваем — чух-чух).

«Ходим по дорожке». Ходить по шарфу шириной около 15 см.

Упражнение «Перешагнём через платочек» (мама держит платок за два конца, а ребёнок перешагивает туда-обратно)

Упражнения на плечевой пояс

1. «Обнималки». Встать прямо, держа руки перед собой. На вдохе развести ручки в стороны, на выдохе – обнять себя обеими руками за плечи. 3 раза.

2. Подъемы рук вперед, вверх, в стороны

3. Раскачивание рук вперед-назад

4. «Пчёлка». Отведение рук за спину

5. «Мельница». Круговые махи выпрямленными руками.

6. «Самолетик». Руки в стороны (то поднимать, то опускать), облететь вокруг комнаты, озвучивая «у-у-у-у».

Упражнения для руки

1. «Птичка». Помахать руками-крыльями, присесть.

2. «Рыбка». Волнообразные движения сложенными вместе ладошками.

3. Упражнения для ручек под песенку про «Краба»

4. «Ловим муху». Стоять прямо, хлопать над головой и перед грудью.

5. «Наматываем ниточки». Круговые движения руками перед грудью.

Упражнения для туловища

1. «Мельница». Ноги на ширине плеч, наклониться и махать расслабленными руками.

2. «Тук-тук». Ноги на ширине плеч, наклониться и похлопать себя ладошками по коленкам.

3. «Качели». Стоя на одном месте, раскачиваться, прогибая туловище вперед и назад.

4. «Потягушки» (после 3-х лет). Наклоняться вправо, влево, назад и вперед с протягиванием руки (по 3 наклона в каждую сторону).

5. «Мышка в норке». Спрятаться за спинку стульчика, а затем выпрямиться, как – бы выныривая из норки. Можно озвучивать действие комментариями: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»

6. «Смотрим в окошко». Сидя на стульчике, руки на коленях, наклониться вперед, согнув руки в локтях, повернуть голову вправо-влево, выпрямиться.

7. «Подними игрушку». Прижать ребёнка к себе, зафиксировать его колени, попросить его наклониться и дотянуться до игрушки, которая лежит на полу.

Другой вариант: «Птички пьют» Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Повторить.

8. «Мостик». Стоять, опираясь на стопы и руки, колени прямые (Любимая игрушка под мостиком сидит). Можно походить таким образом.

10. «Паровозик». Ползти на четвереньках от стола до комода, озвучивая «чух-чух». Сделать задний ход.

11. «Рыбка». Лёжа на животе, поднять руки вверх (опираясь на мои руки), прогнув спину. Другой вариант: поднимать туловище, опираясь на руки, а ноги придерживает мама.

12. «Змейка». Лёжа на животе, проползти натянутой верёвкой.

13. «Ножницы». Лёжа на спине делать перекрещивать ноги.

14. «Велосипед». Лёжа на спине «крутить педали».

15. Лёжа на спине, поднять корпус, мама рукой придерживает ноги.

16. Лёжа на спине, поднимать ноги вверх.

16. Кувырок. Мама подтягивает за руки и сажает себе на живот, наклоняется вниз, ребёнок поднимает ноги вверх и делает кувырок на пол.

17. Мама держит за ноги и качает ребёнка головой вниз

Упражнения на ноги и стопы.

1. «Носочки и пяточки». Ходить, вытянув руки вверх.

2. «Приседания». Разбросать по комнате игрушки, попросить ребёнка приносить их по одной и складывать. 3. «Курочка клюёт зёрнышки». Присесть, постучать пальчиками по полу, озвучивая «ко-ко-ко», встать.

4. «Мячик, кузнечик или зайчик». Подскоки на месте или двигаясь вправо или влево, взад или вперед.

3-5 прыжков на обеих ногах с обязательным перерывом на ходьбу (около 10 шагов).

5. Поднимать поочередно каждую ножку, не сгибая коленку.

6. «Обезьянки». Разбросать небольшие предметы, сесть на пол и собирать их пальчиками ног.

7. Сидя на полу, перекатывать друг другу мяч, толкая его стопами.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*