admin / 22.12.2019

Синдром отличника у ребенка, что делать?

Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.

В начале учебного года чаще всего слышатся пожелания отличной учебы. Считается, что быть отличником – это хорошо. Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь.

Что такое синдром отличника

Синдром отличника — стремление сделать все правильно, идеально, без ошибок, чтобы заслужить признание и восхищение окружающих. Он чаще встречается у женщин, поэтому иногда используют термин «комплекс отличницы», англоязычные аналоги которого — Hermione Granger syndrome (в честь Гермионы Грейнджер, героини книг о Гарри Поттере) и supergirl syndrome.

Одни психологи ставят знак равенства между перфекционизмом и синдромом отличницы. Другие утверждают, что синдром отличника — одно из проявлений перфекционизма. Третьи уверены, что это разные явления, потому что цели перфекционистов и отличников отличаются: первые стремятся к идеальному результату, вторые — к одобрению со стороны общества. Иными словами в стремлении к совершенству у отличников преобладает внешняя мотивация, а у перфекционистов — внутренняя. Но так или иначе, эти понятия тесно связаны.

Перфекционистом может быть безумный ученый, который месяцами не выходит из лаборатории, носит рваные носки и рубашки и забывает принять душ. И все это ради высокой цели, ради идеального результата. Его не волнует мнение окружающих, он не думает, о том, как выглядят он сам и его деятельность со стороны.

Отличники, напротив, стремятся выглядеть хорошими. Им важно не быть, а казаться идеальными. Их главная забота — о том, что скажут люди: начальник, соседи, «княгиня Марья Алексеевна». Любое отклонение от идеала становится для них трагедией. Проспать на работу немыслимо, превысить дедлайн на полчаса — смерти подобно, а уж выйти выбросить мусор в домашней одежде — кошмар наяву.

Мирьям Мейзел, главная героиня сериала «Удивительная миссис Мейзел», была типичной отличницей: девочка из хорошей семьи с университетским образованием, огромной гардеробной, где к каждому платью есть туфли, шляпка, сумочка и пальто в тон. У нее уютная квартира, милые детки (мальчик и девочка — как положено), она бодра, весела, ухожена и умеет идеально готовить запеченную грудинку. Мирьям во всем поддерживает мужа Джоэла, ложится в постель, не снимая макияжа и умывается лишь когда уснет муж. Утром она просыпается заранее, чтобы успеть почистить зубы и накраситься до того, как проснется ее супруг. Идеальная картинка, восхищенные взгляды… Пока муж не заводит интрижку с секретаршей, у которой нет и половины достоинств жены. Позже Джоэл признается Мирьям, что с секретаршей проще — она сама не идеальна, и от него не ждет подвигов.

Симптомы синдрома отличника

Синдром отличника впервые стала исследовать психоаналитик Карен Хорни в 1920-1930-х годах. По её мнению, для него характерны следующие симптомы:

  • Стремление к идеалу.
  • Сверхтребовательность к окружающим.
  • Повышенная чувствительность к критике.
  • Попытки соответствовать ожиданиям других людей.
  • Неустойчивая самооценка.
  • Уверенность в том, что есть единая, правильная модель жизни, которой необходимо следовать.

Сто лет спустя к этим симптомам нечего добавить. Изменился лишь идеал, к которому стремятся отличники. Так, в середине XX века женщине нужно было стать идеальной женой, матерью и хозяйкой, которая всегда выглядит на 5+. Сегодня к этим требованиям добавились и другие: получить престижное образование и стать мегаэффективным работником. Отличницы находятся в поиске work-life balance 24/7, доводя себя и окружающих до нервного истощения. Они не могут расслабиться и не контролировать все вокруг.

Рената из сериала Большая маленькая ложь (Big Little Lies) как раз такая современная отличница. Шикарный дом, крутая карьера, дизайнерская одежда, талантливая дочь — все соответствует идеалу, благодаря ее титаническим усилиям и неусыпному контролю. Но в какой-то момент все это оказывается далеко не идеальным: из-за инфантильности мужа они лишаются дома и всего имущества, с дочерью никто не хочет дружить, несмотря на феерические вечеринки, которые Рената закатывает для ее одноклассников. Её все ненавидят, муж изменяет, на работе проблемы…

Причины возникновения

Синдром отличника, как правило, родом из детства. Отличники по жизни часто вырастают из школьных отличников, которые привыкли получать пятерки. Однако причины возникновения синдрома бывают разными.

На радость папе и маме

Отличник или отличница — гордость родителей. И сейчас у них так много возможностей этих отличников вырастить — к услугам мам и пап школы раннего развития, всевозможные кружки, онлайн-курсы, репетиторы. Дети растут, начинают получать оценки, и родители ревностно проверяют оценки в дневнике — не закралась ли туда четверка или (того хуже) тройка. Они следят, чтобы ребенок всесторонне развивался, был вежлив, хорошо выглядел и поступил в престижный вуз. А если сын или еще и семейную династию продолжит, родители могут считать, что жизнь прожита не зря.

Родители сравнивают сына или дочь с более успешными сверстниками, хвалят за безупречно выполненную работу и максимальные результаты, ругают или игнорируют ребенка, потерпевшего неудачу. Такие дети с младенчества ориентированы не на собственные потребности, а на мнение окружающих. Они получают установки, которые берут с собой во взрослую жизнь:

  • Тебя не будут любить, если ты плохо себя ведешь или получаешь оценки ниже пятерки.
  • Все, что ты делаешь, нужно делать на 5+.
  • Уставать стыдно.
  • Важно четко следовать правилам и инструкциям, а рисковать нельзя ни в коем случае.
  • Любовь нужно заслужить, и ее легко лишиться, если что-то делать не так.

Современные родители настолько преуспели в воспитании успешных людей, что количество социально ориентированных и зависимых от мнения окружающих перфекционистов и отличников неуклонно растёт в развитых странах в последние 30 лет. Таковы результаты исследования более 40 тысяч канадских, британских и американских студентов студентов, которое проводилось с 1989 по 2016 год.

Назло родителям

Иногда отличники получаются «от противного» — вопреки родительскому стилю жизни и установкам. Им кажется, что родители живут неправильно — слишком расслабленно, бедно, весело… И они стремятся жить иначе.

У Отиса из сериала «Половое воспитание» мама — известный сексолог и папа, который ни одной юбки не пропустит. Парень их стесняется и даже осуждает. Он старается жить тихо и незаметно, быть хорошим и правильным, вопреки своим желаниям. Ему нравится одна девушка — бунтарка Мэйв, которая живет одна в трейлере и сама зарабатывает себе на жизнь, но он встречается с другой — такой же целомудренной и правильной, как и он, Олой.

По наследству

Перфекцистами рождаются — об этом свидетельствуют данные исследования 292 пар однояйцевых близнецов женского пола, которое проводилось в Мичиганском университете. Оказалось, что дезадаптивный (невротический) перфекционизм проявляется у обоих близнецов с вероятностью от 45 до 66%.

Один плюс и много минусов синдрома отличника

У отличников есть один существенный плюс И то не для них самих, не для их родных, а для их начальников — они чрезвычайно исполнительны, никогда не бросают начатое и стараются выполнить любую задачу блестяще. Иначе не оценят и не похвалят.

Минусов куда больше.

Отношения

С отличниками тяжело — не расслабишься. Они перевыполняют план, не нарушают дедлайны и всегда все делают лучше окружающих. Коллеги отличников недолюбливают и нередко группируются, чтобы дружить против них. Начальство побаивается слишком правильных и исполнительных подчиненных — не ровен час подсидят. Боссу проще отправить их с глаз долой — в длительную командировку, на ответственное задание в глухую деревню.

Личные отношения отличников тоже страдают от излишнего перфекционизма. Мама и жена, похожая на робота — не самый приятный компаньон. Она фанатично следит за порядком и успехами детей. Заботится о том, чтобы холодильник был полным, а уроки выученными. Строго фильтрует круг общения мужа, сына, дочери. Требует, чтобы они тоже жили правильно. К тому же, перфекционисты агрессивнее и злее обычных людей.

Некоторые отличники и вовсе не могут создать семью, потому что всю жизнь ищут идеальную партию, а она все не находится.

Сорокатрехлетняя Элина — вечная отличница. Но сейчас она сомневается, что жила правильно, стремясь успевать все и требуя того же от окружающих. Дочь выросла и почти с ней не общается, муж ушел, с работы сократили, несмотря на то, что она трудилась куда больше коллег.

Здоровье

Отличники с ранних лет испытывают проблемы со здоровьем, потому что живут в постоянном стрессе.

Они более склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям, депрессии, анорексии и суициду. Кроме того, перфекционизм укорачивает жизнь.

Марина признается, что в свои 28 чувствует себя, как «старая развалина». С 18 лет она работала, а училась ночами. Закончив вуз, она продолжила спать по 4-5 часов, потому что не успевала выполнить все дела на отлично в рабочее время. В результате попала в больницу с гипертоническим кризом.

Развитие

Люди, которые постоянно пытаются заслужить одобрения окружающих, рискуют ничего не достичь в жизни. Они руководствуются навязанными стандартами, стараются соответствовать чьим-то ожиданиям. В борьбе за за звание хорошей дочери, матери, коллеги, они не пытаются раскрыть свой потенциал, не обращают внимания на то, что нужно и нравится им самим.

Арине 32 года. Она живет с родителями. Школа с золотой медалью, университет с красным дипломом, два иностранных языка, приятная внешность, покладистый характер. Вот только одноклассники и однокурсники, которые учились кое-как достигли большего. А она 10 лет работает на рядовой должности в банке. Не уходит, потому что мама твердит: «Главное — делать все на отлично. Рано или поздно начальство это оценит». С личной жизнью все плохо: студенческие романы казались чем-то несерьезным, на что не стоит тратить время. А теперь всех приличных женихов разобрали — так говорит мама. В итоге, Арина вечерами печет пироги и смотрит сериалы, а в выходные ездит с родителями на дачу.

Синдром отличника: это хорошо или плохо

Непринятие любой критики, желание быть идеальным во всём, трудоголизм могут вылиться в нервозность и постоянный стресс. Чтобы достичь высоких результатов, люди с синдромом отличника жертвуют личным временем, отдыхом и общением с близкими. Ярые перфекционисты боятся брать новые дела и ставить себе смелые цели, потому что опасаются не достичь идеального результата. Отсюда схема «буду быстро и качественно выполнять задачи — меня повысят» может не работать.

Но не следует думать, что перфекционизм — это болезнь, которую стоит искоренить. Если умело контролировать это качество, то можно достичь успехов во всех сферах своей жизни без стресса и ограничений для себя. Потому что такие качества, как ответственность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов высоко ценятся как в школьные годы, студенчестве, так и на работе.

Хорошо это или плохо… Это как есть. К сожалению, школьные знания не всегда соответствуют действительности. Выпускников-отличников много в школах, их много в вузах, а на выходе получается, что работать некому. Сейчас нужны совсем другие софт-скиллс: умение работать в команде, креативность, нестандартность мышления и так далее.

Комплекс отличника

Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей:

  • Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально.
  • Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать.
  • Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию.
  • Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий.
  • Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние.
  • Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля».
  • Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание.

Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще.

Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.

Плюсы синдрома отличника

Наряду с минусами данный синдром даёт человеку и некоторые преимущества. Наиболее значимыми являются такие личностные особенности как:

  • способность адаптироваться;
  • хорошая обучаемость во взрослом возрасте;
  • умение следовать правилам;
  • ответственность за качество;
  • высокий эмоциональный интеллект;
  • отсутствие завышенной самооценки;
  • признание со стороны окружающих (друзей, работодателей).

Разумеется, чтобы воспользоваться данными преимуществами, «отличнику» необходимо научиться контролировать свой комплекс.

Как избавиться от синдрома отличника?

Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. Основная форма его проявления заключается в стремлении оправдывать ожидания других людей. При этом человек сам завышает предполагаемые ожидания, будучи уверенным, что каждая его ошибка серьезно разочаровывает окружающих. Существует несколько несложных правил, помогающих избавиться от синдрома отличника:

  1. Перестаньте руководствоваться опасениями и страхами. Ребенку позволительно беспокоиться из-за перспективы не понравиться окружающим. Но взрослый человек должен руководствоваться здравым смыслом, а не эмоциями.
  2. Определитесь, чего от вас ждут окружающие. Завышенные требования к себе обычно вызваны некорректным восприятием чужих ожиданий. Но внимание окружающих не сосредоточено только на вас.
  3. Позвольте себе быть неидеальным. Спокойно относитесь к ошибкам и периодически позволяйте себе быть неидеальным там, где это не критично.
  4. Определяйте, когда вами управляет синдром отличника. Необходимо перехватить инициативу и взять назойливый комплекс под контроль.
  5. Не ждите одобрения от окружающих. Постоянное стремление к одобрению – детская черта. Взрослый человек должен быть рациональным и стремиться к результативности.
  6. Твердо знайте, чего хотите. Взрослый самодостаточный человек не подвержен влиянию комплексов. Начав ставить перед собой собственные цели, вы перестанете нуждаться в чужом одобрении.

Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника?

Наличие данного синдрома у школьника обычно свидетельствует о недостатке внимания или завышенных требованиях, предъявляемых ему взрослыми. Ребенок стремится учиться на «отлично», чтобы заслужить похвалу и не быть наказанным за недостаточные успехи в учебе.

Даже если вам нравится стремление вашего ребенка к идеальным оценкам, желательно помочь ему избавиться от синдрома отличника. Постарайтесь чаще давать ему понять, что любите его независимо от школьных оценок и прочих успехов:

  • не заставляйте его бороться за ваше внимание;
  • напоминайте ему, что любите его, обнимайте без повода;
  • внимательно выслушивайте, когда он взволнован;
  • становитесь на его сторону, если он совершил ошибку;
  • не наказывайте, особенно если видите, что он и так расстроен.

Также важно проследить, чтобы жизнь ребенка не замыкалась на учебе. Постарайтесь насытить её другими интересными событиями и мероприятиями:

  • запишите его на несколько секций и кружков;
  • чаще гуляйте вместе, выбирайтесь в непривычные места;
  • играйте вместе в настольные игры;
  • научите ребенка достойно проигрывать на собственном примере.

Синдром отличника иногда действительно помогает человеку добиться выдающихся профессиональных успехов или удачно построить личную жизнь. Многие выдающиеся личности обязаны ему всеми своими достижениями. Однако это скорее исключения из правил, основная же закономерность заключается в том, что синдром отличника мешает большинству людей, сковывая их и буквально разрушая их жизни. Поэтому в большинстве случаев от него желательно избавляться.

Отличник в школе

В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.

Отличники бывают трех типов:

1. Природный отличник – ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.

2. Упорный отличник – ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и – все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.

3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.

Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он – пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.

Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.

Как избавиться от синдрома отличника

Поможет избавиться от синдрома отличника беседа с врачом-психотерапевтом или психологом. Специалист выясняет причину данного состояния, определяет появившиеся симптомы. Обычно пациенты говорят о напряженном состоянии, страхе, неуверенности и волнении перед учебным процессом. Рассказывают о подавленном состоянии из-за негативных оценок успеваемости. Профессионалы используют методики, которые позволяют выявить личную сферу деятельности пациента.

Они изучают самооценку данной личности, и исследует отношения между детьми и родителями. Психолог индивидуально подбирает тесты и диагностирует психические изменения детей. Существуют специальные проектные методики. С помощью рисунков и заданий специалист выявляет скрытые черты характера пациента и обследует его внутреннее эмоциональное состояние. В результате обнаруживаются внутренние проблемы между детьми и родителями. После проведения диагностики психолог назначает специальный психотерапевтический курс лечения.

Как статус отличника перерастает в синдром

Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:

— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;

— родители ищут причины в отсутствии старания;

— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.

Получается, что отличник – это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.

Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.

Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.

Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.

Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.

Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.

Отличник в жизни

Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем:

  • В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии.
  • В работе. Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью. Они плохо переносят критику, чужие успехи, игнорирование. Их ставят в пример сотрудникам, а сами коллеги не одобряют подобных рвений. Отсутствие постоянного одобрения тяжело переживается.
  • В воспитании детей. Родители с комплексом отличника очень требовательны к собственным детям. Они прикладывают массу усилий, чтобы добиться от детей высоких результатов и очень переживают, если дети их разочаровывают. Дети с сильной психикой могут выражать протесты, а слабые дети приобретают психологические проблемы, включая синдром отличника.
  • В общении с людьми. Перфекционисты редко имеют друзей. Они критикуют тех, кто не соответствует идеалу, и конкурируют с равными себе. При этом им требуется постоянное признание, и они не приемлют отрицательных отзывов.

Как видим, комплекс отличника не приносит счастья.

Как помочь ребенку-отличнику

Чтобы стремление к отличной учебе не переросло в синдром отличника, помогите своему ребенку:

1. Поощряйте успехи.

2. Не ругайте детей за ошибки, а учите их исправлять.

3. Не требуйте от ребенка невозможного. Ставьте посильные задачи.

4. Учите детей ценить в людях человеческие качества.

5. Не проецируйте школьную успеваемость на личностные отношения в семье. Любовь к ребенку не должна зависеть от отметок.

6. Берегите здоровье своих детей, не перегружайте его дополнительными занятиями.

И, главное, самое важное на свете – это сам ребенок. Личность ребенка нельзя оценить по пятибалльной системе – она бесценна.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*