admin / 26.05.2020

Самомассаж

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. Это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.

К сожалению, многие родители недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребенку уделялся много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный «отдых». Но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки; воспитывается осанка, умение управлять своим телом; проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Но как часто родители, развивая своих детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате, и в этом я убеждаюсь ежедневно, работая с детьми в детском саду и в поликлинике, многие 4-5-6-летние мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч и т. д. Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (Не бегай! Не шуми! Не мешай!), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребенка, на его общем самочувствии.

Особую тревогу у меня, как у врача, вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний топорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.

Часто родители оправдывают свое бездействие тяжелыми условиями современной жизни, занятостью, отсутствием специальных знаний и материальных возможностей. Но физическое воспитание не требует особых условий и подготовки. Научите своего ребенка играть с мячом, прыгать со скакалкой, покажите ему игры, в которые вы играли в детстве, побольше гуляйте с ним на оборудованной детской площадке или в парке, там, где есть возможность побегать и полазать, организуйте дома простейший спортивный уголок. Старайтесь всеми способами поощрять желание ребенка активно двигаться, прививать ему интерес и любовь к своему телу.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА.

Массаж — научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (т. е. близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний. Это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.

Организм ребенка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения. Любое воздействие, будь то условия жизни, питание, игры, занятия физкультурой, массаж, медицинские мероприятия (процедуры, лекарства) и т. д. оказывают на него гораздо большее влияние, чем на организм взрослого, уже сформировавшегося человека. Ребенок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьезный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.

Детский массаж выделяется как особый вид массажа т. к. способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Причем действие массажа тем сильнее, чем младше ребенок.

Для большей эффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями, которые выполняются во время процедуры или непосредственно после нее. Однако не следует утомлять ребенка слишком сложными или продолжительными упражнениями т. к. массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм. Широко используются пассивные движения (т. е. движения, выполняемые ребенком с помощью взрослого), разнообразные корригирующие позы и укладки.

Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приемов. Применяются все приемы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше — подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, легкие ударные приемы — все это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребенку неприятных ощущений. Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приемов, можно менять характер воздействия.

В зависимости от цели массаж может быть тонизирующий или расслабляющий. Тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приемы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приемов. Расслабляющий массаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (например, потряхивания), растирание и разминание —-более медленное и глубокое, ударных приемов меньше.

В любом случае массаж должен быть безболезненным. Это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого, где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считают безболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным). У ребенка болезненные приемы могут вызвать различные патологические реакции (например, рефлекторное мышечное напряжение), а кроме того, появляется страх, который сводит к нулю весь положительный эффект, создает устойчивую негативную установку.

Главным критерий правильности проведения массажа — настроение ребенка. Если ребенок любит массаж, становится более крепким и жизнерадостным — значит, все сделано хорошо.

Польза массажа

Подготовленный специалист при помощи массажных действий способен повлиять на все функциональные системы организма. Часто массаж является действенным методом для улучшения состояния больного ребенка, вызывает положительную динамику в терапии. Высокую результативность обеспечивают следующие полезные свойства процедуры:

  • Расслабление, снятие напряжения и нагрузки на опорно-двигательный аппарат, мышечных зажимов;
  • Обнаружение областей дискомфорта и мышечной боли и снятие симптомов;
  • Облегчение формирования правильных двигательных навыков, улучшение моторики;
  • Стимулирующее и тонизирующее воздействие на внутренние органы и системы;
  • Улучшение кровообращения, нормализация обмена веществ;
  • Восстановление правильной работы дыхательной системы;

Помимо лечебных свойств массаж также дает положительный психологический результат. В первые месяцы и годы жизни физический контакт играет для ребенка большую коммуникативную роль, поэтому регулярные сеансы массажа успокаивают малыша и улучшают его эмоциональный фон.

Техника выполнения точечного массажа

  • Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями.
  • Массаж «волшебных точек» надо делать ежедневно 3 раза в день по 3 секунды вращательными движениями. совершать вращательные (как бы ввинчивая шуруп) движения – 9 раз влево, и 9 раз вправо – и переходите к следующей зоне. Можно начать считать «раз и два, раз и два»- это именно тот диапазон, в котором работает наша вегетативная нервная система.
  • Точки массировать последовательно, от точки 1 до точки 9.
  • Симметричные зоны 3 и 4 массируйте одновременно двумя руками.

  • Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца.
  • Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.
  • Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать через каждые 40 минут в том же режиме до восстановления нормальной чувствительности.
  • Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж выполнять противопоказано.
  • Не следует проводить массаж сразу после приема пищи.

Точка 1

Расположена в центре грудины, на уровне прикрепления 4-го ребра.
Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2

Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3

Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и слизистую оболочек гортани.

Точка 4

Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями. Зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата.

Точка 5

Расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе улучшение общего кровообращения, снижение раздражительности и чувствительности к аллергическим агентам. Массировать также, как точку 4.

Точка 6

Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит.

Точка 7

Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8

Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9

Симметричная, между большим и указательным пальцами, на конце кожной складки при отведении большого пальца. Массаж этой точки дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма. Благодаря своей простоте и доступности детский точечный массаж становится все более популярным. В данной статье приведены примеры «волшебных точек», которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную практику многими людьми. Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж. Может это покажется удивительным, но массаж «волшебных точек» очень благотворно влияет на работу мозга, повышая тем самым мыслительную активность и качество усвоения новой информации, что очень важно в детском возрасте. С уважением, Ольга Наумова

Артикуляционный самомассаж

Артикуляционный самомассаж делается с целью улучшить кровообращение и увеличить пластичность мышц языка, губ, щек. Он особенно полезен детям с дизартрией. Массажные движения делают мышцы гибкими, пластичными, улучшают работоспособность. От массажа улучшается микроциркуляция кислорода в сосудах, капилярах, тканях. При систематическом выполнении самомассажа результативность коррекционной работы по коррекции звукопроизношения увеличивается.

Артикуляционный самомассаж – это также и динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Ребёнок сам выполняет упражнения,которые показывает ему взрослый. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Самомассаж губ

Для того чтобы укрепить мышцы рта, необходимо правильное выполнение и чередованиие следующих упражнений: «Лягушка» – «Хоботок», «Забор» — «Труба», «Обезьянка», «Бульдог», «Кролик», «Ёжик».

Хорошо действуют на мышцы губ такие приёмы как рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатым между губами, сбор горошин губами со стола.

Вводятся элементы массажа:

•поглаживание губ;

•растягивание губ;

•разминание губ;

•их пощипывание;

•похлопывание;

•вибрация;

•заключительное поглаживание.

Для расслабления мышц эти движения должны быть направлены от углов губ к центру и быть лёгкими, щадящими. Для укрепления – наоборот, от центра к углам губ.

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Для того чтобы укрепить мышцы щёк будут полезны упражнения: «Толстячок», «Худышка», «Футбол», «Орешки».

Для укрепления мышц нижней челюсти в игровой форме предлагаются различные упражнения на открывания и закрывания рта: «Окошко», «Бегемот», «Бегемот и мартышка», «Рыбка».

Очень действенны такие приёмы:

•имитация жевания;

•открывание рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок;

•выдвижение нижней челюсти вперед

Мышцы нижней челюсти и круговую мышцу рта необходимо укрепить настолько, чтобы рот в покое находился в закрытом положении. Для выработки дифференцированных движений языка, предлагается массаж. Он включает четыре вида движений:

поглаживание; растирание;

разминание; вибрацию.

Пальчиковый самомассаж

Пальчиковый самомассаж это важное средство способствующее созданию нейронных сетей, что в свою очередь стимулирует процесс обучения. Выполнение различных упражнений пальчикового самомассажа возбуждает локальные участки мозга, а их игровая форма распределяет нагрузку на мозг, предохраняя от переутомления. Дети в игре, заучивая простые веселые тексты, которые они демонстрируют и обыгрывают в движениях пальцев, становятся активными участниками обучения.

При выполнении самомассажа рук можно использовать различные предметы.

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Вокруг Земли Луна летает,

а вот зачем – сама не знает.

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Научился два ореха

между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

буквы ровные писать.

Три ореха я возьму,

между пальцами зажму.

Раз, два, три, четыре, пять,

орехи сложно удержать!

КАРАНДАШ

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10.

Карандаш в руках катаю,

между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

КАРАНДАШ

Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Стихотворение:

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

КАРАНДАШ

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Карандаш я покачу

Вправо, влево — как хочу.

«Прятки» с карандашом

Сжимание карандаша в кулачке.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

«Пианино» с карандашом

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.

«Волчок» карандашом

Вращение карандаша на столе большим и указательным пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

«Горка» для карандаша

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

«Подъемный кран» карандашом

Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем.

Карандашик поднимаю,

Крепко пальцем прижимаю.

«Вертолет» карандашом

Вращение карандашом между большим, указательным и средним пальцами.

Отправляется в полет

Наш красавец — вертолет.

«Качалочка» карандашом

Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве.

Карандаш не отдыхает,

Между пальцами гуляет.

«Ладошка»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

«Эстафета» карандашом

Передача карандаша каждому пальчику поочередно.

«Скольжение» по карандашу

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:

У сосны, у пихты, ёлки

очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

вас уколет можжевельник!

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

Массаж ладоней круговыми движениями мяча -на ударные слоги стихотворения:

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.

Я мячом круги катаю

(между ладоней по кругу),

Взад-вперед его гоняю

(движения вверх-вниз),

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк —

Мяч летает между рук

(перебрасывание мяча из руки в руку).

МАССАЖ ГОРОШИНАМИ

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:

Дома я одна скучала,

горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

надо пальчику сказать:

«Пальчик, пальчик, мой хороший,

ты прижми к столу горошек.

Покрути и покатай

и другому передай.

БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

Кусается сильно котёнок – глупыш,

он думает: это не палец, а мышь

(смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Большаку дрова рубить,

а тебе воды носить,

А тебе печь топить,

а тебе тесто месить,

А малышке песни петь,

песни петь да плясать,

родных братьев потешать.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ

Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;

Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

Эти шарики берем

Ими ручки разомнем.

Каждый шарик не простой —

Этот с солью, с рисом тот.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять —

Нам пора и отдыхать!

ЧЁТКИ (БУСЫ)

Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.

Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.

Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.

Катать бусины между ладоней:

Покатаю я в руках бусинки – горошки.

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста

Массаж рук «Поиграем с ручками»

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

  1. Подготовительный этап
  2. Дети растирают ладони до приятного тепла.

  3. Основная часть
  4. а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем- растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
    б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
    в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
    г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
    д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

  5. Заключительный этап
  6. Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
    Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
    Эй, ребята, все ко мне.
    Кто стоит там в стороне?
    А ну быстрей лови кураж
    И начинай игру-массаж.
    Разотру ладошки сильно,
    Каждый пальчик покручу.
    Поздороваюсь со всеми,
    Никого не обойду.
    С ноготками поиграю,
    Друг о друга их потру.
    Потом руки «помечали»,
    Плечи мягко разомну.
    Затем руки я помою,
    Пальчик в пальчик я вложу,
    На замочек их закрою
    И тепло поберегу.
    Вытяну я пальчики,
    Пусть бегут, как зайчики.
    Раз-два, раз-два,
    Вот и кончилась игра.
    Вот и кончилась игра,
    Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек «Поиграем с ушками»

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

  1. Организационный момент
  2. Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

  3. Основная часть упражнения
  4. а) «Найдем и покажем ушки»
    Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
    б) «Похлопаем ушками»
    Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
    в) «Потянем ушки»
    Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
    г) «Покрутим козелком»
    Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 с.
    д) «Погреем ушки»
    Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

  5. Заключительный момент
  6. Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!

Закаливающий массаж подошв «Поиграем с ножками»

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

  1. Подготовительный этап
  2. а) Удобно сесть и расслабиться.
    б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

  3. Основная часть
  4. а) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
    в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
    г) Похлопать подошву ладонью.
    д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
    е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
    ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

  5. Заключительный этап
  6. а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
    б) Посидеть спокойно, расслабившись.
    Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
    Мы ходили, мы скакали,
    Наши ноженьки устали.
    Сядем все мы, отдохнем
    И массаж подошв начнем.
    На каждую ножку
    крема понемножку.
    Хоть они и не машина,
    Смазать их необходимо!
    Проведем по ножке нежно,
    Будет ноженька прилежной.
    Ласка всем, друзья, нужна.
    Это помни ты всегда!
    Разминка тоже обязательна,
    Выполняй ее старательно.
    Растирай, старайся
    И не отвлекайся.
    По подошве, как граблями,
    Проведем сейчас руками.
    И полезно, и приятно
    Это всем давно понятно.
    Рук своих ты не жалей
    И по ножкам бей сильней.
    Будут быстрыми они,
    Потом попробуй, догони!
    Гибкость тоже нам нужна,
    Без нее мы никуда.
    Раз — сгибай, два — выпрямляй.
    Ну, активнее давай!
    Вот работа, так работа,
    Палочку катать охота.
    Веселее ты катай
    Да за нею поспевай.
    В центре зону мы найдем,
    Хорошенько разотрем.
    Надо с нею нам дружить,
    Чтобы всем здоровым быть.
    Скажем все: «Спасибо!»
    Ноженькам своим.
    Будем их беречь мы
    И всегда любить.

Обширное умывание «Умывайка»

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

  • Обмывает правой рукой левую кисть.
  • Обмывает левой рукой правую кисть.
  • Мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
  • Мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
  • Мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
  • Мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
  • Мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
  • Ополаскивает руки.
  • Отжимает их, слегка стряхивая.
  • Вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз — обмоем кисть руки,
Два — с другою повтори.
Три — до локтя намочили,
Четыре — с другою повторили.
Пять — по шее провели,
Шесть — смелее по груди.
Семь — лицо свое обмоем,
Восемь — с рук усталость смоем.
Девять — воду отжимай,
Десять — сухо вытирай.

Босоножье

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

  1. Организационный момент
  2. а) «Найди и покажи носик»
    Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

  3. Основная часть
  4. Игровые упражнения с носиком.
    б) «Помоги носику собраться на прогулку»
    Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
    в) «Носик гуляет»
    Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
    Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
    г) «Носик балуется»
    На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
    д) «Носик нюхает приятный запах»
    Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
    е) «Носик поет песенку»
    На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
    ж) «Погреем носик»
    Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

  5. Заключительный этап
  6. з) «Носик возвращается домой»
    Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
    Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
    Подходи ко мне дружок,
    И садись скорей в кружок.
    Носик ты быстрей найди,
    Тете Лене покажи.
    Надо носик очищать,
    На прогулку собирать.
    Ротик ты свой закрывай,
    Только с носиком гуляй.
    Вот так носик баловник!
    Он шалить у нас привык.
    Тише, тише, не спеши,
    Ароматом подыши.
    Хорошо гулять в саду
    И поет нос: «Ба-бо-бу».
    Надо носик нам прогреть,
    Его немного потереть.
    Нагулялся носик мой,
    Возвращается домой.

УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА.

Местом проведения массажа может быть любая твердая поверхность, лучше всего — специальный массажный стол, но в домашних условиях подойдет топчан, широкая скамья, стол и т. п. Можно делать массаж на полу или на жестком щите, положенном на мягкую мебель. Важнейшее условие — твердая опора, в противном случае ваши усилия будут распространяться не только (и не столько) на тело ребенка, но и на мягкий диван или кровать. Желательно, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон и менять свою опору (сидеть или стоять полчаса в одной и той же позе достаточно утомительно). Воздух в комнате должен быть теплым, но свежим, в теплое время года можно проводить массаж при открытой форточке (окне) или на воздухе, сочетая его таким образом с закаливанием.

Массаж проводится не ранее, чем через 30 минут после еды, неразумно также заниматься с голодным ребенком. Ни в коем случае не следует давать ребенку еду (сушки, конфеты, фрукты) во время массажа — это просто опасно, ребенок может подавиться. Если малыш капризничает — значит, на это есть причины, массаж можно на время отложить, даже перенести на следующий день. При ухудшении самочувствия ребенка, при возникновении у него неприятных ощущений, время сеанса следует уменьшить или даже временно отменить массаж.

Руки массирующего должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, ногти коротко острижены. Часы, кольца, все, что мешает движениям пальцев и кистей, следует снять. Одежда должна быть удобной и легкой, руки — открытыми до локтей.

В детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк. Лучше всего массировать чистыми руками, т. к. маслянистые вещества усиливают скольжение и снижают эффективность таких приемов как растирание и разминание, а тальк сушит кожу ребенка. Кроме того, возможна аллергическая реакция на эти средства. Если ваши руки слишком сухие, смажьте их кремом до массажа, при повышенной потливости ладоней — припудрите небольшим количеством талька.

Во время проведения массажа обязательно разговаривайте с ребенком, поддерживайте у него хорошее настроение.

Для гиперактивных детей

У детей постарше часто развивается синдром гиперактивности, также связанный с повышенной возбудимостью нервной системы. Такие дети часто двигаются и ходят во время сна, у них проблемы с координацией движений, мозг одинаково активно работает днем и во время сна, поэтому перегружается. Гиперактивность часто сопровождается синдромом дефицита внимания, повышенной утомляемостью, проблемах с развитием.

Массаж в этом случае делается курсами, каждый сеанс должен длиться около 20-30 минут, лучше всего проводить их утром. Во время процедуры врач воздействует на определенные точки, снимая напряжение с мышц, налаживая опорно-двигательный аппарат, регулируя работу нервной системы. Полезен также облегченный расслабляющий массаж перед сном, который может выполнять кто-то из домашних. Такой сеанс помогает ребенку успокоиться перед сном, перевести нервную систему и мозг в режим отдыха.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.

Правильно проведенный массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно. Показания к массажу очень широки, особенно в детской практике, где он является одним из основных методом лечения или входит в комплекс лечебных мер при самых разнообразных заболеваниях:

  • Нарушения развития или заболевания костно-мышечной системы, наиболее распространенными из которых являются: плоскостопие, плоско-вальгусные стопы, косолапость, искривление костей нижних конечностей, нарушения осанки, сколиозы, нестабильность суставов, деформации грудной клетки и т. д.
  • Заболевания органов дыхания (бронхиты, пневмония, бронхиальная астма), органов кровообращения (пороки сердца, вегето-сосудистая дистония), органов пищеварения (дискинезия желчно-выводящих путей, колиты, гастриты), некоторые заболевания почек, ночной энурез, нарушения обменных процессов (ожирение, гипотрофия) и т. д.
  • Особое внимание уделяется массажу при лечении заболеваний или нарушений развития нервной системы как периферической, так и центральной.

Действие массажа на весь организм в целом позволяет достигать хороших и устойчивых результатов. Однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых массаж противопоказан.

Противопоказания:

  • Нарушения развития или заболевания костно-мышечной системы, наиболее распространенными из которых являются: плоскостопие, плоско-вальгусные стопы, косолапость, искривление костей нижних конечностей, нарушения осанки, сколиозы, нестабильность суставов, деформации грудной клетки и т. д.
  • Заболевания органов дыхания (бронхиты, пневмония, бронхиальная астма), органов кровообращения (пороки сердца, вегето-сосудистая дистония), органов пищеварения (дискинезия желчно-выводящих путей, колиты, гастриты), некоторые заболевания почек, ночной энурез, нарушения обменных процессов (ожирение, гипотрофия) и т. д.
  • Особое внимание уделяется массажу при лечении заболеваний или нарушений развития нервной системы как периферической, так и центральной.
  • любые острые лихорадочные состояния (сопровождаются повышением температуры тела и симптомами общей интоксикации);
  • острые воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, лимфоузлов, мышц, суставов (проявляются местными реакциями, покраснением, припухлостью, болью, повышением температуры, иногда общим ухудшением состояния) (см. выше);
  • заболевания крови, наклонность к кровотечениям;
  • остеомиелит, туберкулез костей и суставов;
  • активная фаза легочного туберкулеза;
  • заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей;
  • обострения любых хронических заболеваний;
  • врожденные пороки сердца с признаками декомпенсации;
  • сахарный диабет;
  • опухоли любой природы, новообразования на коже;
  • кожные заболевания инфекционной и грибковой природы.

Здесь перечислены основные противопоказания, однако, чтобы не на- вредить своими действиями ребенку — посоветуйтесь с врачом и заручитесь его поддержкой.

Показания и противопоказания

Варианты процедур многообразны и разделяются в зависимости от типа заболевания и возраста ребенка. Показания для лечебного массажа следующие:

  • Гипертонус мышц — последствие нарушений в центральной нервной системе;
  • Искривление позвоночника (сколиоз) — формирование неправильного изгиба позвоночника и нарушение осанки;
  • Мигрени — длительные приступы головной боли;
  • Частые простуды с осложнениями — последствие сниженного иммунитета;
  • Кифоз грудного или шейного отдела — образование патологического изгиба позвоночника;
  • Кривошея — наклон головы в сторону из-за повреждения или неправильного развития шейных мышц;
  • Косолапость, плоскостопие — формирование стоп заканчивается в подростковом возрасте, поэтому в детстве можно исправить искривление или снизить негативный эффект.

Лечебный массаж также необходим при ДЦП — это комплекс заболеваний, развивающихся из-за неправильной работы головного мозга. Болезнь сопровождается многими нарушениями в работе мышц и нервной системы. Регулярное проведение массажных процедур улучшит состояние ЦНС и снижает гипертонус мышц и улучшает состояние ребенка.

Для массажа также существует ряд противопоказаний. Выполнять процедуру не рекомендуется в следующих случаях:

  • Простуда с повышение температуры, лихорадка, жар;
  • Болезни сердца (врожденный порок сердца;
  • Расстройство пищеварения;
  • Кожные заболевания и высыпания, аллергия;
  • Опрелости и потница на коже у грудничков;
  • Инфекционные заболевания.

С осторожностью нужно делать массаж при пупочной или других видах грыжи. Активные движения и надавливание в таких случаях противопоказаны. Врач выполняет поглаживающие круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против, перемежая их с легким пощипыванием. Такое воздействие имеет тонизирующий эффект и облегчает состояние малыша, ускоряя выздоровление.

ПРИЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА.

Техника массажа слагается из множества отдельных приемов, которые можно свести к следующим пяти основным:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • ударные приемы;
  • вибрация.

Кроме указанных основных приемов применяются еще и вспомогательные, которые представляют собой, по существу, варианты перечисленных основных.

ПОГЛАЖИВАНИЕ.

Сущность этого приема, как это следует из самого названия, заключается в поглаживании данной области тела, производимом в определенном направлении. С поглаживания чаще всего начинает ся массаж, и им же он обычно заканчивается.

Кроме того, поглаживание выполняется также между другими приема ми массажа.

Поглаживание оказывает значительное воз действие на центральную и периферическую нервную систему, кожу, кровообращение и лимфоток.

При медленном мягком выполнении приема снижается возбудимость нервной системы, т. е. проявляется ярко выраженный успокаивающий эффект. Такой характер поглаживания позволяет снять или снизить болезненность при травмах и заболеваниях нервно-мышечной системы.

Быстрое и энергичное поглаживание способствует некоторому повышению тонуса нервной системы.

Поглаживание очищает кожу от омертвевших клеток эпидермиса, частиц пыли и микробов. При этом открываются протоки потовых и сальных желез, улучшается их деятельность и кожное дыхание, усиливается кровообращение и питание кожи (она становится более мягкой и эластичной), повышается местная температура.

Поглаживание улучшает отток лимфы и крови (причем не только из сосудов, подвергающихся сдавливанию, но и сосудов смежных областей), что способствует уменьшению застойных явлений и отека тканей.

Разновидности приема: плоскостное поглаживание; обхватывающее поглаживание.

Плоскостное поглаживание.

Плоскостное поглаживание в свою очередь делится на поверхностное поглаживание и давящее (с отягащением).

Движение рук происходит в различных направлениях: продольном, поперечном, круговом, зигзагообразном и т. д.

Обхватывающее поглаживание.

Обхватывающее поглаживание делится на: обхватывающее поверхностное поглаживание; обхватывающее глубокое поглаживание; обхватывающее прерывистое поглаживание.

Обхватывающее прерывистое поглаживание оказывает стимулирующее действие и применяется с целью оживления местного кровообращения в тканях, усиления сократительности мышц, возбуждения сосудистых стенок глубоких сосудов, а также раздражения глубоких нервных стволов.

Особенность выполнения всех разновидностей поглаживания зависит от массируемой области. там где нет возможности использовать основные приемы, применяют вспомогательные. такие как: гребнеобразный (костяшками пальцев, применяется в местах массивной мускулатуры), глажение (тыльной стороной кисти), граблеобразное поглаживание (кончиками расставленных пальцев), щипцеобразное поглаживание (легкое пощипывание).

Растирание.

Суть приема состоит в смещении или растяжении тканей в различных направлениях. При растирании массирующая рука должна сдвигать, смещать кожу, а не скользить по ней. Другими словами: растирание — это массаж глубже лежащих тканей через кожу.

Смещение и растяжение тканей приводит к усилению кровообращения за счет расширения сосудов и ускорения кровотока. температура кожи при этом повышается на 1,5 — 3 градуса. К тканям доставляется больше кислорода, питательных и биологически активных веществ, быстрее удаляются продукты обмена, рассасываются затвердения, паталогические отложения и скопления жидкости в тканях.

Это действие растирания широко используется в лечебном и спортивном массаже.

Энергичное растирание повышает сократительную функцию и тонус мышц, увеличивает эластичность, подвижность тканей.

Существует несколько разновидностей приема: растирание подушечками пальцев; растирание основанием ладони; растирание тыльной поверхностью сложенных в кулак пальцев; растирание подушечкой отдельно большого, указательного или среднего пальца; растирание локтевым краем кисти.

К вспомогательным приемам относятся: штрихование, строгание, граблеобразное и гребнеобразное растирание, пиление и пересекание, щипцеобразное растирание.

Разминание.

Разминание состоит в захватывании, приподнимании, сдавливании и смещении тканей. Это трудоемкий и технически сложный прием, занимающий много времени почти в любом виде массажа.

Разминание сильнее, чем все другие приемы, воздействует на нервно-мышечный аппарат.

Под влиянием разминания в мышцах значительно увеличивается лимфо- и кровообращение, активизируются окислительно-восстановительные процессы, улучшается питание тканей, ускоряется выведение продуктов обмена, что способствует более быстрому восстановлению работоспособности мышц (особенно уставших). Мышцы становятся более крепкими и эластичными, поэтому разминание можно рассматривать как своеобразную пассивную гимнастику для мышц и эффективно применять с профилактическими целями или для ликвидации атрофии мышечной системы.

При медленном темпе разминания, но сильном и длительном обычно снижаются возбудимость и тонус мышц (расслабляющее действие), и наоборот, при более быстром по темпу, поверхностном и коротком по времени разминании происходит повышение возбудительных процессов и тонуса мышц (тонизирующее действие).

Разновидности приема: поперечное разминание и продольное.

К вспомогательным приемам разминания относят: валяние, накатывание, сдвигание, растяжение, надавливание, щипцеобразное разминание, пощипывание, сжатие.

Вибрация.

Вибрация характеризуется применением быстрых колебательных и толчкообразных движений, вызывающих сотрясение тканей.

Благодаря упругости тканей механические колебания, возникнув на поверхности, распространяются в виде волн. При этом в зависимости от силы и мощности вибраций волны могут проходить не только по поверхностным тканям и мышцам, а могут проникать вглубь и вызывать вибрацию внутренних органов, глубоколежащих сосудов и нервов.

Легкое сотрясение тканей действует на нервную систему успокаивающе, а интенсивное — возбуждающе. Сотрясение тканей действует обезболивающим действием, что используется при различных травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Вибрация в сочетании с другими массажными приемами способствует лучшему оттоку лимфы, межтканевой жидкости и венозной крови, увеличению сократительной способности мышц. Прием стимулирующе воздействует на функцию коры надпочечников, активизирует восстановление тканей и сокращает сроки образования костной мозоли.

Сотрясения, вызываемые действием вибрации, возбуждающе влияют на функцию внутренних органов (усиление перистальтики кишечника, секреторной функции желудка, печени, бронхов.

Различают точечную и непрерывную вибрации

К вспомогательным приемам непрерывной вибрации относят: потряхивание, сотрясение, встряхивание, подталкивание.

Ударные приемы.

При выполнении ударных приемов ткани тела подвергаются ритмичным и частым ударам, совершаемым различными частями кисти и пальцев массажиста.

При энергичном и быстром проведении ударные приемы тонизирующе действуют на центральную нервную систему и нервно мышечный аппарат и нередко используются только с этой целью. При различных паталогических процессах они способствуют уменьшению и даже прекращению болей, в связи с чем могут применяться как «отвлекающее» средство при массировании тканей, расположенных рядом с болевыми участками.

Разновидности приема: пунктирование; поколачивание; похлопывание; рубление; стегание.

Комбинированные приемы.

Весьма часто применяются и сочетания массажных приемов, которые называются комбинированными, например:

  • разминание и потряхивание;
  • сдвигание и надавливание;
  • сжатие и растяжение;
  • растяжение и вибрация;
  • надавливание и вибрация;
  • надавливание и растирание;
  • поглаживание и потряхивание.

Сочетание отдельных приемов, суммируя эффекты, производимые отдельными массажными приемами, имеет большое физиологическое значение. Кроме того, объединяя различные приемы и изменяя их последовательность, можно производить смену работающих мышц своих рук и таким образом облегчать выполнение массажа.

Автор — Ирина Красикова. Детский массаж. От трех до семи лет.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…
Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские «игры для самых маленьких” (типа «сороки-вороны”, «трех колодцев”, «ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.
Пока в столицах разрабатывают «новоавторские” или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. О том, как правильно «пестовать” малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте.
Пестование
Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: «Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.
А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:
Водичка, водичка,
Умой мое личико —
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
А делая массаж или зарядку, приговариваете:
Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки — ходунюшки,
Рученьки — хватунюшки.
В роток — говорок,
А в головку — разумок…
Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят «здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.
Сорока-ворона
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить «варить кашу” надо на слове «кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу «сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием «этому дала, этому дала…” Каждого «детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Ладушки
Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, «запрятанный” в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. «Потому-то, — говорят они, — у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается”. Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в «ладушки”.
— Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
— Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
— Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.
— Пили простоквашку! — еще раз.
— Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
Понятно вам теперь, почему игра называется «ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова «ладонь”? Центр наладки!
Три колодца
Это, пожалуй, самая забытая из «лечебных игр”. Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на «легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили «массаж легких”):
— Здесь вода горячая…
— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.
Скрыть

Чем отличается детский и взрослый массаж

Главная » Виды массажа » — Детский » Чем отличается детский и взрослый массаж

Один из частых вопросов которые мне задают студенты, проходя обучение массажу в Уфе это — чем отличается детский массаж от взрослого.

Чтоб ответить на этот вопрос, для начала надо определить кого считать ребенком. Если человека до тех пор пока он состоит в детской поликлинике, то до 18 лет. Разумеется массаж такому человеку делается как и взрослому.

Школа Грант включила в свою программу обучения интересный цикл — Курсы детского массажа здоровых детей и с патологиями развития. Там подробно рассмотрены методики и приемы работы с грудничками до одного года. Почему именно до года — потому что именно там есть особенности, о которых напишу ниже?

А как только малыш становится старше года, техника работы массажиста с ним принимает обычную классическую схему. Иными словами массаж двухлетнему ребенку делают практически как взрослому.

Самое трудное это найти контакт с малышом и удержать его на массажном столе. А в остальном все также, поглаживания, растирания, разминания и вибрации. В качестве разминания рекомендованы «сороконожка», сдвигание и накатывание. Такие приемы как растяжение, сжатие, двойное кольцевое, надавливания не рекомендуем в силу того, что они менее приятны. Исключены ударные вибрации, кроме стегания. Стегание можно — так как вектор силы направлен не внутрь тела малыша, а по касательной, и не имеет неприятных воздействий.

А вот с ребенком до одного года картина совершенно другая. Педиатр делит малыша первого года жизни на 4 группы с интервалом в три месяца. Курсы массажа в Уфе рекомендуют придерживаться этой же схемы. И в первые три месяца жизни ребенок имеет ряд особенностей. Это повышенный гипертонус мышц, это невозможность перемещаться и следовательно дефицит физической активности.

Поэтому в первые три месяца массажист полностью исключает растирание и разминание. Это логично, так как указанные приемы призваны повысить тонус мышц, а они напротив, нуждаются в расслаблении. Физиологический гипертонус это нормальное явление, которое существенно ослабнет к трем месяцам.

Я уже начинаю подсказывать тем, кто читает эту статью, что растирание мы введем в программу после трех месяцев. Другие хитрости детского массажа почитайте по ссылке.

Также вам надо знать, что малыш рождается с врожденными рефлексами, которые угасают после трех месяцев. Важно использовать их, этот подарок природы, чтобы стимулировать двигательную активность малыша. Рефлекторную гимнастику грудничков мы очень подробно описали, кликните по ссылке и изучите ее.

А вот пассивную гимнастику до трех месяцев не используют. Это когда за ребенка осуществляет движение массажист, вращает и сгибает его конечности в суставе. У крохи с повышенным тонусом это может вызвать боль и дискомфорт. Важно этого не допускать. Таким образом подводя итог, детский массаж до трех месяцев — это только поглаживания и рефлекторная гимнастика.

Ваш малыш взрослеет. После трех месяцев повышенный тонус существенно ослаб. Он научился переворачиваться со спины на живот. Курсы массажа в Уфе рекомендуют следующую схему для ребенка от трех до шести месяцев. Продолжительность сеанс доводится до 20-30 минут. В полной мере сохраняем поглаживания по всем конечностям, спине, животу и ягодицам. Вводим растирание. Этот прием уже допустим, так как кожа не такая ранимая как при рождении, тонус уменьшился.

Добавляется пассивная гимнастика, когда взрослый делает за ребенка несложные упражнения. Все движения не более, чем в одном суставе. Сложные движения в нескольких суставах одновременно исключить.

На мой личный преподавательский взгляд категорически недопустима динамическая гимнастика, где ребенка берут за одну или две конечности и начинают совершать им агрессивные движения, подкидывания, раскачивания, переворачивания. Опять же на мой взгляд, кроме риска вывиха сустава это ни чего не дает. Хотите развивать мозг и его ориентирование в пространстве, купите фитнес мяч, и положив малыша на него раскачивайте из стороны в сторону.

Таким образом, подводя итог, малыш до полугода нуждается в проглаживании, растирании, пассивной гимнастике (сгибание рук и ног, и прочие упражнения), а также в упражнениях на мяче.

После того как вашему ребенку исполняется полгода допустимо применять легкие приемы разминания. Вы доводите продолжительность сеанса до 30-40 минут. Разумеется не всегда получается так долго занять малыша. Мама может разбить этот сеанс на два-три отрезка в течение дня.

После того как вы погладили и растерли маленького человечка до легкого покраснения, выполните разминание. Я могу рекомендовать на ногах щипцеобразное (когда вы сжимаете ножку ладонью), валяние (похоже не просеивание муки через сито потряхиванием), ординарное разминание. На спине — «сороконожка» и сдвигание. Этого вполне достаточно.

После полугода большое внимание уделяется двигательной активности. Стимулируйте человечка больше ползать. Это на сегодняшний день самое важное в его развитии и подготовке к следующему этапу — ходьбе.

Обобщая вышесказанное, массаж взрослого и ребенка первого года жизни существенно отличается, хотя и строится на тех же самых принципах классических методик.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*