admin / 08.03.2020

Развитие памяти ребенка дошкольного возраста

Когда дело касается воспитания детей, возникает масса вопросов, среди которых одно из главных мест занимает важность развития памяти у дошкольников. Стоит ли уделять внимание этому психическому процессу? Какую роль выполняет память в жизни человека? Эти и другие вопросы сегодня и постараемся рассмотреть.

Память — что это?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс — осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Что такое «хорошая память»? Это когда ребенок без труда может вспомнить стих, который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору. Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой. Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.

Классификация видов памяти

Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.

Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения. Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах. В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.

Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.

Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.

Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.

Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:

  1. Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была. Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
  2. Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь. Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
  3. Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.

Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.

Что делать, если у ребенка плохая память

Прежде всего, следует знать, что плохая память у детей как заболевание – это редкость. Чаще всего ее надо просто лучше развить. Это приводит к тому, что ребенку сложно выполнять просьбы родителей, он не может прямо дать ответ на вопрос, теряется и отказывается выполнять сложные задачи, кажется невнимательным.

Важно вовремя заметить, что дошкольнику тяжело запоминать информацию. Ведь это может стать серьезной проблемой во время обучения в школе. Улучшить память не сложно. Но помните, что развитием памяти у дошкольников надо заниматься каждый день. Кроме ежедневных занятий, следует откорректировать рацион и режим дня чада. Проследите, чтобы в его питании присутствовали все необходимые витамины и микроэлементы. Если же занятия не дают необходимого результата, не бойтесь обратиться за помощью к врачу, ведь это может быть серьезной проблемой.

Спрашивайте, что случилось за день

Каждый вечер спрашивайте у малыша, как прошел его день. При этом просите его упомянуть все подробности: что и когда он делал, кого видел, о чем говорил и т.д. Это упражнение полезно не только для памяти, но и для развития навыка выстраивания последовательности событий и их анализа.

Поначалу ребенок будет сбиваться и не сможет точно пересказать все события дня. Но с каждой такой тренировкой он будет говорить все лучше. А позже ему удастся вспомнить практически все подробности и детали прошедшего дня. Во время рассказа малышу понадобится помощь взрослых. Задавайте ему наводящие вопросы. К примеру, «Какого цвета была игрушка у твоей подруги?» или «А где была я, когда ты рисовала?»

Читайте малышу книги

Очень хорошо на процесс запоминания влияет чтение книг. Особенно перед сном. Попытайтесь также вместе выучить наизусть некоторые строки стишков. Это отлично скажется на работе мозга. А как только малыш сам научится читать, прививайте ему любовь к книгам. К примеру, договоритесь об обязательном чтении нескольких страниц в день. И пускай малыш пересказывает прочитанное. А после поощряйте его за это. Активное чтение поможет ребенку постоянно пополнять словарный запас.

Играйте в слова

Развивающие игры и упражнения помогут ребенку лучше запоминать. К примеру, поиграйтесь со своим чадом в слова. Назовите малышу 10 слов, и пускай он их повторит.

Лучше, чтобы слова были из одной тематики. К примеру, называйте малышу 10 овощей, фруктов, игрушек, цветов и т.д.

Все, что ребенок забыл и не назвал, надо ему напоминать. Хорошей кратковременная память считается у малыша, который повторяет 5 из 10 слов. Долговременная – у того, кто может повторить 7-8 слов.

Тренируйте навык внимательности

Предложите ребенку две картинки с некоторыми различиями. Малыш должен их отыскать. Такие картинки можно легко найти в интернете или книгах по развитию. Эти задания – один из лучших способов не только натренировать внимание и память, но и развить воображение.

Изучайте любой иностранный язык

Запоминание иностранных слов – это чудесная тренировка для мозга. Даже если их будет всего 10 в день. И не забывайте повторять выученное накануне.

Начинайте изучать язык с тех слов, которые нравятся малышу. К примеру, если он любит кошек, то учите все, что с ними связано.

К тому же, в будущем знание иностранного языка непременно пригодится ребенку. В процессе изучения иностранного языка очень важным является формирование мотивации.

Спорт

Благодаря любой физической нагрузке стимулируется кровоток и улучшается кровоснабжение головного мозга. А это оказывает замечательное влияние на память. Так что отдайте дошкольника в спортивную секцию или гуляйте с ним больше на свежем воздухе. Также не забывайте проветривать комнату малыша, особенно перед сном.

Тренировка активации памяти

Тренируйте мозговую деятельность своего чада. Приучите малыша пользоваться собственной памятью. То есть, если он что-то забыл — пускай сам вспоминает. И только после этого пусть обращается за помощью к родителям или Интернету.

Правильный рацион питания

Просто правильный рацион питания вряд ли поможет улучшить память малыша. Но если дополнить регулярные упражнения базовыми продуктами с веществами, необходимыми для хорошей работы мозга, процесс пойдет быстрее. Пускай ребенок ест больше жирной рыбы, бананов, грецких орехов, моркови, шпината и брокколи.

Развитие слуховой и вербальной памяти

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

Особенности работы мозга малыша

У новорожденного в тканях мозга сконцентрировано огромное количество нейронов, значительная часть которых, к сожалению, со временем отмирает. До трех лет их объем сокращается из-за того, что они в этот период не задействованы в работе мозга.

Детские специалисты считают, что, если дать этим нейронам «работу» в период младенчества, такой массовой гибели ценных клеток, подаренных маленькому человеку природой, не произойдет. Заставить их действовать могут очень простые, но эффективные меры: младенца следует окружить богатой на впечатления средой. Звуки, цвета, действия, ощущения, которые будет замечать грудничок, будут активно стимулировать его мозговую деятельность, — все это станет благодатной почвой для формирования его памяти и интеллекта в целом.

Если раньше считалось, что специально для запоминания в мозге есть некий участок, то сейчас доказано, что зоны с данной функцией «разлиты» во всем отделам. Поэтому разностороннее стимулирование нервной системы посредством звуков, изображений и тактильных ощущений с самых первых дней — это залог развития памяти ребенка.

Нарушения памяти и их причины

Если вы заметили, что ваше чадо имеет проблемы с запоминанием, попробуйте позаниматься с ним. Но если это не даст результата, то не игнорируйте проблему и идите к врачу. Обязательно надо обследоваться и определиться, что же стало причиной проблемы. Нарушение памяти может иметь два проявления. Гипомнезия, когда малыш имеет трудности с запоминанием и воспроизведением, или амнезия, когда у него из памяти выпадают отдельные моменты.

Проблемы с памятью у малышей диагностирует детский психолог или нейропсихолог. У них для этого есть специальные тесты. В случае выявления проблемы — дело переходит к врачу-неврологу. Лечение осуществляется с помощью коррекционной программы, которая улучшает когнитивные функции. После этого проводится повторный осмотр. При надобности лечение могут повторять.

Не выражайте свое беспокойство, не напоминайте своему чаду лишний раз о его проблеме. Лучше позанимайтесь с ним по специальным методикам, поиграйтесь в развивающие игры, запишите дошкольника на подготовительные занятия.

Возрастные особенности развития памяти у детей

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

От чего зависит способность к запоминанию у детей?

Качество памяти зависит от нескольких факторов.

Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков. Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности. С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций — они делают заметки, рисунки, схемы.

Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации — она улучшается с увеличением количества полученных знаний.

В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.

Этапы развития памяти у детей

Развитие памяти у дошкольников происходит на основе предыдущих воспоминаний или действий. Развивать словесную память у ребенка необходимо на имеющемся опыте, двигательной и образной информации. Для освоения словосочетаний умственную деятельность ребенка нужно подпитывать образами и тактильным ощущением изучаемого предмета. Невербальная память может хранить информацию о нескольких эпизодах детства. Исходя из данного фактора, словесное развитие у детей следует начинать в раннем возрасте, сопровождая процесс постоянными тренировками.

Для полноценного развития умственных способностей и обширного кругозора ребенок должен пройти все этапы развития.

  1. Первый этап — возраст от 0 до года. Главную роль здесь играет двигательная и эмоциональная функция. Малыш запоминает предметы и движения, что он наблюдал неоднократно, и которые могут вызывать радостные или негативные эмоции. К концу первого года жизни распознавание предметов у ребенка происходит по их признакам, эмоциональному состоянию, которые они вызывают.
  2. Второй этап начинается с 1 года и длится до 3 лет. Формирование памяти происходит через функцию восприятия предмета, который дает ему представление об окружении. В эти годы активно развивается образное мышление, которое в соотношении с восприятием участвует в формировании представления о предметах и вещах, окружающих малыша.
  3. Третий этап — с 3 до 6 лет. Этот период благоприятен для развития и расширения словесного запаса и логики. У некоторых дошкольников большая часть умственной деятельности основана на механической памяти, где запоминание происходит при неоднократном повторении информации. Третий этап основан на непроизвольной и образной памяти, где они приобретают ярко выраженный характер.
  4. Четвертый этап развития памяти у детей основан на логическом восприятии информации. С развитием логики ребенок систематизирует полученный материал и кодирует ее на высоком уровне общения.
  5. Пятый этап состоит из произвольных запоминаний. Усвоение знаний происходит при самоконтрольной, мнемической деятельности. Данная функция формирования памяти у детей играет важную роль в ходе получения знаний, дающихся в начальных классах. Полноценная мнемическая функция развития детей дошкольного возраста является важным показателем подготовки к учебному курсу школьного заведения.
  6. Последний шестой этап основан на профессиональных знаниях и полноценной умственной активности. В ходе такого процесса память хранит механизмы, отвечающие за данный вид деятельности на профессиональном уровне. Если не поддерживать и не развивать мышление по мере взросления, функции, связанные с логикой и запоминанием, ухудшаться.

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  • содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  • процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  • мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  • контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

Методики для развития зрительной памяти

«Фотоаппараты»

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

«Найди различия»

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

«Что изменилось?»

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

«Опиши соседа»

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

«Таблицы Шульте»

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Развитие ассоциативной памяти

«Игра в ассоциации»

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

«Я знаю пять…»

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Общие рекомендации по развитию памяти

Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

Группировка материала

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

Ассоциации

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

Схематический образ

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

Опорные пункты

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

Структурирование материала

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Формирование произвольной памяти

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.

В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.

Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.

Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.

Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.

Закономерности формирования произвольной памяти

Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.

Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).

Общие рекомендации как развивать память дошкольника

Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.

Роль памяти в развитии ребенка

Возможно, кому-то интересно, нужно ли вообще развивать память у детей. Здесь ответ один, и он положительный. Ведь способность к запоминанию — один из факторов, благодаря которому человечества стало интеллектуально развитым. Без памяти невозможно познать мир, окружающую нас действительность. Любая деятельность невозможна без памяти: труд, нормы поведения, привычки, информация об окружающей среде — все это основано на процессах запоминания.

Развитие памяти в детском возрасте дает человеку возможность в дальнейшем применять полученные ранее навыки и умения. Это, в свою очередь, определяет качество жизни, помогает найти ту деятельность, которая приносит больше удовольствия и пользы.

Развитие памяти, особенно у детей, — важный процесс. И не стоит пренебрегать им. Ведь память влияет на развитие других психических процессов, таких как мышление, восприятие, внимательность и прочее. А без этих навыков человек вряд ли сможет существовать. Если не подпитывать память новой информацией, такая способность человека приводит к деградации личности. Поэтому развитие памяти нужно начинать с раннего детства, чтобы малыш вырос достойным и счастливым человеком.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*