admin / 28.05.2020

Расслабляющий массаж для грудничка

При рождении ребенка его родители начинают задумываться над тем, как улучшить рост организма. Массаж является отличным способом для стимулирования роста. Стоит отметить, что массаж является процедурой не только полезного характера, но и приятного.

Научно доказан тот факт, что малыши любят, когда кто-либо прикасается к их ступням и пяточкам. Но, сам процесс массажа не стоит осуществлять, как процедуру какого-то лечения, лучше всего преподнести этот процесс в качестве игривой манеры с ребенком. Все прекрасно знают, что если ребенок получает удовольствие во время занятия, то ему захочется этого массажа еще. как делать новорожденному при тонусе ножек

Оглавление:

  • Польза процедуры для ног и всего организма младенца
  • Противопоказания
  • Общие правила проведения в домашних условиях
  • Как делать – пошаговая инструкция
  • При гипертонусе ножек у новорожденного
  • Расслабляющий
  • Общеукрепляющий
  • С помощью специального коврика
  • Советы и рекомендации
  • Заключение

Польза процедуры для ног и всего организма младенца

Польза массажа ступней грудничков доказана врачами педиатрами. Все прекрасно знают о таких заболеваниях стопы, которые развиваются именно в детском возрасте, как плоскостопие и косолапость. Именно с такими недостатками призван бороться массаж различного действия.

Важно знать, что если ребенок имеет такие заболевания, то не стоит заниматься самолечением, необходимо предоставить лечение массажем опытному специалисту в своем деле.

В данном случае массаж и сопровождающие упражнения подбираются исключительно в зависимости от степени развития данной так называемой патологии. Также важную роль играет индивидуальные особенности того или иного ребенка.

У массажа есть профилактическая функция, которую могут осуществлять для своих детей непосредственно родители. Для этого необходимо обследоваться у детского врача и научиться элементарным приемам. Таким образом родители смогут самостоятельно массировать ноги ребенку. На сегодняшний деть педиатры рекомендуют детям до одного года профилактический массаж в обязательном порядке, ведь он помогает:

  • повысить тонус мышц в ножках;
  • укрепить опорно-двигательный аппарат ребенка;
  • предотвратить различные виды деформации ступни ребенка;
  • улучшить кровообращению по всему организму.

Также не менее важен и тот фактор, что массаж для детской стопы улучшает работу всех внутренних органов и систем. Именно на подошве стопы находится большое количество нервных окончаний.

И в процессе воздействия на каждую из точек осуществляется стимулирование внутренних органов ребенка.

Причины возникновения гипертонуса

Повышенный тонус может появиться вследствие совершенно невинных причин, но бывает и признаком серьезной болезни. Чтобы вовремя распознать заболевание, не следует относиться к этому явлению равнодушно.

Основные причины, которые могут привести к перенапряжению мышц у младенцев:

  1. Младенческая физиология. У новорожденных может наблюдаться так называемый физиологический гипертонус, связанный с тем, что в утробе матери ребенок находился в характерной «сгруппированной» позе – позе эмбриона. После рождения требуется некоторое время, чтобы мышцы расслабились и начали функционировать нормально. Согнутые ноги со слегка разведенными коленями, прижатые к животу, согнутые руки, прижатый к груди подбородок могут сохраняться и у шестимесячного малыша, и в год. Длительность физиологического гипертонуса по оценкам разных специалистов сильно различается, но приведенные выше сроки считаются не выходящими за пределы нормы.
  2. Гипертонус у новорожденных может объясняться и индивидуальными особенностями. Мышечный тонус у различных детей различен от природы, у кого-то он выше, у кого-то – ниже, но это никак не отражается на их здоровье. Отличить индивидуальный уровень мышечного напряжения от патологического состояния самостоятельно невозможно, поэтому при возникновении подозрений следует обратиться к врачу и пройти полное обследование.
  3. Повышенный тонус мышц может возникнуть и вследствие родовой травмы. Долгие тяжелые роды, асфиксия плода, повышенное внутричерепное давление и кровоизлияние могут привести к таким последствиям.
  4. Патология внутриутробного развития, врожденные нарушения работы центральной нервной системы, связанные как со здоровьем будущей матери, так и с условиями ее жизни и особенностями поведения, также могут быть причинами гипертонуса новорожденного. Особенно опасно для нервной системы младенца, когда беременная употребляет никотин и алкоголь.

Противопоказания

Имеются временные и абсолютные противопоказания к проведению массажа стоп и ног грудничку. К временным противопоказаниям относят:

  • повышенную температуру;
  • рахит в стадии обострения;
  • заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей;
  • повышенную восприимчивость кожи;
  • беспокойство детей, плач, неготовность выполнять массаж;
  • заболевания почек и печени;
  • тяжелую форму гипотрофии (понижение веса);
  • нарушение функций желудочно-кишечного тракта;
  • рвоту;
  • заболевания кожи.

При болезнях органов сердечно-сосудистой и дыхательной системы вопрос о проведении массажа стоп у детей решает доктор. Абсолютные противопоказания сопровождаются:

  • раздражением кожи: сыпью, воспалениями, грибковыми поражениями;
  • травмами: ожогами, сильными ушибами, вывихами, переломами;
  • инфекционными заболеваниями;
  • заболеваниями крови;
  • опухолями.

Общие правила проведения в домашних условиях

Массаж является отчасти мануальной терапией, так как данная процедура направлена на контакт с телом и кожным покровом человека, в нашем случае с ребенком. Необходимо понимать разницу между детским организмом и организмом взрослого человека.

  1. При осуществлении массажа своими руками нужно понимать, что окостенение организма ребенка еще только начинается. Нельзя сдавливать и оказывать какое-либо сильное воздействие. Абсолютно все прикосновения должны быть максимально аккуратными и легкими.
  2. Специалисты в области педиатрии советуют начинать делать профилактический массаж нижней части ножек новорожденного уже со второго месяца жизни. На первых этапах проведения массажа используются легкие поглаживания ступней ребенка. Этот период является адаптацией для ребенка и он привыкает к данной процедуре. Занятие такого типа продолжается лишь пару минут.
  3. В четыре-пять месяцев к процедуре добавляются легкие надавливания, но необходимо помнить, что они должны быть деликатными. Такое нововведение ведет к тому, что кровообращение в организме улучшается. Этот возраст также позволяет увеличить время, выделенное на процедуру. Еще рекомендуется при проведении массажа рассказывать какую-то добрую сказку.
  4. С достижением ребенка возраста восьми-девяти месяцев добавляются новые упражнения. Теперь это легкое покручивание пальчиков. Массаж в таком возрасте направлен в первую очередь на подготовку детей к становлению на ноги. Само собой увеличивается и время упражнения. Длительность времени достигает десяти минут.
  5. При достижении ребенка одного года длительность массажа соответственно повышается. Уже к таком возрасту нога у ребенка увеличивается в своих размерах. За счет этого предоставляется возможность осуществлять массаж отдельными зонами, а не сразу всю ногу.

Очень важно оказывать воздействие на пяточки ребенка и на своды стоп. На таком этапе можно осуществлять постукивание ступней и переходить на обработку сухожилья.

Также уже можно применять в легком виде растирания и разминания.

Особенности и приемы тонизирующего массажа для детей

Продолжительность бодрящей процедуры гораздо меньше, чем расслабляющей или профилактической. Она занимает не более 15 минут, а результат наступает практически сразу же. Основой такого тонизирующего массажа являются вибрирующие движения. Также используются разминания, поколачивания, похлопывания и другие элементы:

  1. Поглаживания и растирания. Именно с них начинается детский тонизирующий массаж. Они применяются для того, чтобы тело ребенка разогрелось, было готово к следующему этапу воздействия.
  2. Разминания. Прекрасно увеличивают приток крови к зонам воздействия. Пробуждают жизненные силы.
  3. Похлопывания, поколачивания. Помогают активизировать процессы, происходящие в глубинных слоях тканей.
  4. Вибрация. Основной элемент процедуры. Закрепляет и увеличивает действие всех предыдущих манипуляций.

Польза детского тонизирующего массажа

С помощью вышеперечисленных манипуляций достигаются великолепные результаты:

  • Улучшается обмен веществ.
  • Снимается сонливость.
  • Повышается работоспособность.
  • Стимулируется умственная деятельность.
  • Концентрируется внимание.
  • Снижается заторможенность и раздражительность.
  • Нормализуется работа сердечно-сосудистой системы.

Тонизирующий массаж для детей нельзя проводить долго, иначе грудничок устанет, и результат будет совершенно противоположный ожидаемому. Его рекомендуется выполнять не более 15 минут, желательно это делать после общеукрепляющих воздействий.

Техника выполнения детского тонизирующего массажа

Методика бодрящей процедуры предусматривает выполнение всех вышеперечисленных манипуляций быстро и энергично, но в определенной последовательности:

  1. Сначала обрабатываются мышцы спины. Применяются все приемы, включая вибрацию (кроме области почек и сердца).
  2. Делается тонизирующий массаж ягодиц.
  3. Потом выполняются манипуляции на ногах.
  4. Малыш переворачивается на спину.
  5. Массируется грудная зона, руки.
  6. Далее обрабатывается передняя поверхность ног, очень полезно при этом использовать прием валяния.

Особенности выполнения тонизирующего массажа у грудничков

Для новорожденных главной целью проведения тонизирующих процедур является стимуляция ослабленных мышц. Общий тонизирующий массаж для грудничков лучше всего делать с утра, после пробуждения. Проводить его должен опытный специалист, который будет активизировать состояние детей с помощью поглаживаний, растираний, пощипываний. Манипуляции проводятся глубокие и импульсивные. Необходимо выполнять следующие действия:

  1. Погладить ножки, спинку, ручки, животик.
  2. Катающими движениями костяшек пальцев очень легко пройтись по частям тела в такой же последовательности.
  3. Для новорожденных постарше можно добавить легкие похлопывания.
  4. Составляющей тонизирующего массажа для грудничков являются упражнения для укрепления мышц:
  5. Кроха лежит на спинке. В его ладошки нужно вложить пальцы, он их должен рефлекторно обхватить. Его ручки разводятся в стороны, а потом соединяются на груди так, чтобы наверху оказывались поочередно разные.
  6. Исходное положение такое же. Ручки грудничка поочередно подтягиваются, имитируя боксерские движения.
  7. Пальцы по-прежнему находятся в ладошках у карапуза. Обхватить своими руками его и немножко потянуть на себя так, чтобы кроха попытался поднять головку и плечики. Достаточно достигать полусидячего положения под углом в 45 градусов к поверхности.
  8. Взять малыша за ножки. Касаясь поверхности столика для массажа, сгибать и выпрямлять их скользящими движениями.

При выполнении тонизирующих манипуляций деткам разного возраста, а особенно грудничкам, необходимо помнить, что процедуру нужно проводить максимально осторожно, ведь грудничок отличаются повышенной чувствительностью к любым физическим воздействиям.

Что нужно знать родителям

При проведении процедуры массажисту следует помнить – участки, где к коже близко прилегают сосуды и элементы нервной системы грудничков, не трогать. К ним относятся:

  • кожные складки паха;
  • бедра рядом с половыми органами;
  • ямочки под коленями;
  • верхняя часть голени с внутренней стороны;
  • гемангиомы и родинки.

При проведении грудничку массажа стоп и других частей тела каждое движение – наверх, к сердцу. Это обусловлено влиянием мероприятия на движение крови и лимфы.

Больше всего внимания уделяется подошвам ступней. Большое значение имеет воздействие не на мускулы, а на акупунктурные точки, связанные с множеством органов и систем. Благодаря массажу стоп детям улучшается работа всего их организма.

Пытаться дать больший стимулирующий эффект, надавливая сильнее на точки на ножке, – бессмысленно и даже вредно. Кожа малышей тоненькая и чувствительная, сильные нажатия принесут только дискомфорт. Уместны будут легкие поглаживания и нежные нажимы, осторожные круговые движения.

Подготовка к массажу ножек малышу

Специализированных манипуляций в таком случае не требуется, однако следует следовать рекомендациям:

  • Процесс разумно сделать интересным для малыша, проводя его в игровой и веселой форме.
  • Если массировать карапуза перед принятием ванны, это поможет расслаблять нервного или чересчур активного кроху.
  • Чадо спокойное и сытое, но не сонное.
  • Место проведения процедуры проветривается, но сохраняется теплым.
  • В помещении не стоит допускать резкого шума.
  • Спинка человечка кладется на полужесткое плоское место или на мамины коленки.
  • Руки человека, проводящего малышу массаж стоп – сухие, чистые и теплые. Не допускаются холодные украшения, нежелательны крема и масла.
  • Всю одежду снимать с дитя не обязательно, достаточно убрать носки и ползунки.

Как делать – пошаговая инструкция

При гипертонусе ножек у новорожденного

Зачастую у новорожденных детей наблюдается так называемый гипертонус мышц. Это ведет, прежде всего, к тому, что ребенок не может развести ноги в области бедер и ноги скрещиваются при поднятии ребенка. Если применить массаж в данном случае, то мышцы разогреются и расслабятся.

Массаж ног:

  1. ребенок лежит на спине, а ножки направлены непосредственно к вам;
  2. нужно взять за стопу ребенка, ножку слегка приподнять и согнуть;
  3. поглаживание проводить от пальчиков к тазобедренному суставу;
  4. через несколько дней можно приступать к растирающим процедурам.

Массаж стоп малыша: тихонько большим пальцем надавить на подошву, от пальцев к пятке. В результате кроха будет разгибать пальчики ног.

Расслабляющий

Расслабляющий массаж для стопы производится следующим образом:

  1. взять стопу ребенка таким образом, чтобы ваш большой палец разместился на центре подошвы, остальные пальцы – непосредственно на тыльной стороне стопы;
  2. совершать спиралевидные растирания, направляясь от центра стопы.

Общеукрепляющий

Общеукрепляющий массаж для ног новорожденного заключается в следующем:

  1. Легкие поглаживания ног начинаются со стоп и передвигаются до бедер. По несколько движений – на каждую из ног, начиная снизу вверх.
  2. Затем переходят к растиранию сомкнутыми в кольцо пальцами. Нога обхватывается большим и указательным пальцами обеих рук. Кручения каждой ладонью необходимо выполнять равномерными перемещениями до коленки. Невозможно трогать ямочку, что пребывает под коленкой. Если возникнет легкая краснота, занятие заканчивают.
  3. Внешняя часть ноги растирается подушечками пальцев.

С 4 месяцев присоединяется разминание мышц ног:

  1. ножка обхватывается ладошками таким образом, что ладошка одной руки находится на внутренней стороне голени, иная снаружи;
  2. перекатывая ножку ребенка, двигаться необходимо снизу вверх;
  3. заканчивается массаж ног поглаживающими движениями.

С помощью специального коврика

Для проведения массажа можно использовать различные коврики напольного типа. Такие коврики разработаны специально для детей с целью их оздоровления. Важно, такие коврики подходят лишь для тех детей, которые уже потихоньку начинают ходить, это возраст ближе к году и более.

Процесс осуществления массажа с помощью такого оборудования простой. Ребенок должен ходить по данному ковру, а он в свою очередь сам оказывает различные положительные воздействия на организм ребенка. Коврики достаточно индивидуальные и могут быть выполнены в форме:

  • животного;
  • морских созданий;
  • фруктов и другой пищи.

Можно сопровождать процедуру массажа на коврике различными сказками или же игрой с ребенком. Врачи настаивают на массаже ступней ребенка до годика, но после этого возраста также важно проводить массаж.

Массаж кистей рук

Успех развития интеллекта и речи ребенка заключается в массаже кисти рук. Воздействие на них способствует активной и слаженной работе обоих полушарий мозга. Также для развития речи важен логопедический массаж.

Массаж поможет укрепить мускулатуру кисти. Он ускорит развитие у малыша речи, памяти, мыслительных процессов, а так же подготовит ручки к письму в дальнейшем.

Чтобы разминать и массировать кисти, возьмите вспомогательные предметы. Отличными помощниками станут карандаши (их можно перекатывать между ладошками и по тыльной стороне руки), мячик с пупырышками, миска с крупой или фасолью, грецкие орехи.

Предложите крохе подержать их в ладошках, покатать по ручкам, ножкам или поверхности стола.

Делая массаж превратите его в веселую игру:

«Домик»

Вот это-наш домик.
(Руки соедините пальцами друг с другом.)

А вот его крыша.
(переплетите пальчики обоих рук.)

А где же труба в нём?
Она ещё выше.
(Поднимите все пальцы вверх)

«Ежик»

Живёт в лесу колючий ёжик, (мячик прокатить по столу)
Но только нет у него ножек,
Он мне по пальчикам бежит (по ножкам прокатить и ручкам)
И очень громко он пыхтит.
По лесу быстро бегает,
И мне щекотно делает!
Скажу ему: колючий ёж,
Беги туда, где ты живёшь!

Полезное видео

С самых первых дней жизни малыш старается зажать в кулачке ваш палец, погремушку, свою ножку, уже стремясь к саморазвитию. Помогите ему. Делайте ежедневный массаж пальчиков и ладошек, развивайте кисти рук или просто поглаживайте ручки и ножки. Это обязательно поможет вашей крохе правильно развиваться и чувствовать, что вы всегда рядом и готовы помочь.

Советы и рекомендации

Врачи педиатры рекомендуют всем родителям не тянуть с проведением массажа для детей. Важно начать такие процедуры в возрасте одного — двух месяцев и продолжать их регулярно, постепенно повышая темп, ритм и сложность. Также не менее важно и качество осуществления массажа. Это в большей мере зависит от настроения ребенка.

ВАЖНО! Нельзя, чтобы ребенок плакал во время занятия. Это оказывает влияние на психику и массаж будет связан с негативными эмоциями. к оглавлению

В статье мы рассмотрели, как делать массаж новорожденному при тонусе ног, а также общеукрепляющий массаж грудничку и другие виды этой процедуры. Каждый родитель желает лишь самого хорошего для своего ребенка. Массаж — это первоначальный этап для развития опорно-двигательного аппарата и мышечного корсета ребенка. Начиная его на ранних стадиях, вы сможете добиться положительных результатов в будущем, что не менее важно.

Можно ли заниматься с грудным пребенком или стоит подождать, пока он подрастет? Ответ однозначный — можно и нужно.

Для чего нам ловкие пальчики? Пожалуй, каждая мама легко ответит на этот вопрос. Сначала чтобы справляться с самыми разными бытовыми задачами (застегнуть молнию, расстегнуть пуговички, завязать шнурки, покушать ложкой). Потом чтобы успешно осилить написание палочек и крючочков в тетрадке. А позже, чтобы умело держать в руках любой необходимый инструмент и выполнять даже самую тонкую работу. Но, оказывается, упражнения по развитию мелкой моторики нужны малышу не только для этого. Отечественные физиологи, в частности В. М. Бехтерев, в своих работах доказали, что простые движения рук улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Это происходит оттого, что нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с речевым центром головного мозга. Но пальчиковые игры влияют не только на речь. Они оказывают позитивное воздействие на весь мозг в целом.

Но есть и еще одна замечательная польза от пальчиковых игр и упражнений. Они оказывают положительное влияние на здоровье ребенка! Интересно, что в Японии в дошкольных учреждениях применяется специальная методика пальцевого массажа. И это неспроста! Японцы считают, что массаж каждого пальца стимулирует и улучшает работу определенного органа, делает крепче здоровье, обладает иммуностимулирующим эффектом.

Итак, как же мы можем помочь своему малышу? Как сделать его ручки и пальчики более ловкими, умелыми и натренированными? Будем искать способы!

1–3 месяца: первый массаж

Очень скоро наступит время, когда ваш сынок или дочурка будет перебирать пальчиками бусинки на игрушках, складывать пазлы и мозаику, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусы, самостоятельно застегивать пуговички на рубашке, завязывать шнурки на кроссовках, повторять за вами все движения веселых пальчиковых потешек и совершать множество других таких простых и одновременно сложных для маленьких пальчиков действий. Но пока крохе все это недоступно. Он только родился и мало что умеет делать сам. Но развивать пальчики несложно даже у новорожденного малыша! Для этого будем делать крохе простой пальчиковый массаж.

Массажировать пальчики можно в любое подходящее время: когда вы играете с малышом, когда переодеваете его, купаете. А удобнее всего делать массаж во время кормления грудью. Здесь все очень просто: нежно погладьте каждый пальчик ребенка, проводя по нему своими пальцами по направлению от ладошки к концам. Затем аккуратно поразминайте пальчики, уделяя особое внимание их кончикам. Можно сгибать и разгибать пальчики крохи, гладить, разминать круговыми движениями и щекотать ладошку и всю кисть. Кулачки малыша пока напряженно сжаты. Осторожно раскрывайте их, выпрямляя пальчики. Главное, чтобы у малыша такой массаж не вызывал отрицательных эмоций. Разминать пальчики можно несколько раз в день по 2–3 минуты.

3–5 месяцев: первые игры

В возрасте около трех месяцев в жизни крохи происходит важное и интересное событие: он начинает замечать свои ручки, а чуть позже станет активно ими пользоваться! Такой прогресс, конечно, нужно использовать, предлагая малышу самые первые игры и игрушки, которые сделают его пальчики более ловкими.

Полезные игрушки. Подберите для малыша легкие, удобные для захватывания погремушки ярких цветов. Когда малыш пребывает в хорошем настроении, вкладывайте ему погремушку то в правую, то в левую ручку. Даже если кроха подержит ее всего несколько секунд, а потом уронит – ничего страшного. Он же только учится! Постепенно погремушка станет задерживаться в маленьком кулачке все дольше и дольше, малыш будет рассматривать ее, трясти, греметь, пытаться засунуть в рот. Эти самые первые игры с погремушками очень важны для развития моторики малыша.

Старайтесь так подбирать игрушки, чтобы они были разные по объему. Тогда всякий раз, играя с ними, кроха будет тренировать разные виды захвата: одну игрушку нужно обхватывать ладошкой, другую – брать только двумя-тремя пальчиками. Разные формы игрушек тоже важны, ведь для удержания каждой из них необходимо по-разному раскрывать пальчики и поворачивать кисть. А еще разнообразие внесут разные материалы, из которых сделаны игрушки и разнообразная фактура поверхности. Игры с ними станут дополнительным массажем маленьким пальчикам, будут развивать и моторику, и тактильную чувствительность.

Смастерите для малыша самодельную игрушку, которой он будет с удовольствием играть на протяжении многих месяцев. На прочные шнурки разной длины нанижите крупные пуговицы, бусины, пустые деревянные катушки, костяшки от старых счет, игрушки из шоколадных яиц (в них предварительно нужно просверлить отверстия) и т.п. так, чтобы все это могло легко двигаться. Свяжите концы шнурков. В целях безопасности закрепить концы нужно очень надежно, чтобы кроха не смог шнурок развязать или разорвать. Кроме того, получившиеся «бусы» не должны быть слишком длинными, чтобы ребенок не смог надеть их на шею. Такие бусики можно давать малышу в ручки, вешать в кроватке и коляске. Перебирая пальчиками разные предметы, кроха будет развивать моторику и массажировать пальчики.

Игры с руками. Примерно в этом же возрасте можно начинать играть с малышом в первые игры с ручками и пальчиками. Старайтесь всячески стимулировать желание малыша тянуться ручками к игрушкам, разным предметам, вашему лицу. Для этого наклоняйтесь пониже, чтобы малыш мог достать до вашего лица и потрогать его. Берите кроху за ручки и сами подносите к своему лицу, прикладывайте его ладошки к своим щекам. Вешайте игрушки в кроватке таким образом, чтобы кроха мог протянуть руку и взять их. Наденьте на одну ручку ребенка яркий носочек или большую яркую резинку. Заметив необычный предмет, малыш станет пытаться достать его свободной рукой. А захватывание одной ручки другой – очень полезный навык. В следующий раз наденьте носочек на другую ручку. А потом придет время и ножкам, пусть малыш пытается поймать ручками и их. Первое время помогайте малышу, подтягивая ножки к ручкам, чтобы он мог за них ухватиться. При этом можно приговаривать потешку:

Ножки-ножки, где вы были?
– В гости к бабушке ходили!
Эй, вы, ручки! Хвать да хвать!
Нас попробуйте поймать!

Ручки малыша все еще сжаты в кулачки. Чтобы помочь пальчикам быстрее расслабиться и распрямиться, продолжайте делать массаж и играйте с малышом в простые пальчиковые игры. Рассказывайте стишок и поочередно разгибайте пальчики:

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

5–7 месяцев: продолжаем развиваться!

Пальчики малыша уже достаточно развиты. Возможно, у него даже получается нажимать на кнопочки или он вот-вот этому научится…

Полезные игрушки. Ребятишкам этого возраста для развития рук необходимы игрушки с большим количеством всяческих колечек или крупных бусин, которые можно перебирать пальчиками (колечки, соединенные вместе, стержни с колечками и т.п.). Можно порадовать малыша целым игровым центром, где будет множество полезных развивалок для пальчиков. Пусть ощупывает детали игрушки, двигает колечки, бусины, хватается за выступающие ручки…

Непременно предложите крохе игрушки с кнопочками и клавишами: развивающие панели, детское пианино и т.п. Укладывайте малыша на животик, а перед ним – игрушку. Понажимайте на кнопочки, чтобы малыш послушал звуки. Потом путь попробует сам. Сначала он станет просто хлопать ладошкой по кнопкам. Возьмите его пальчик, нажмите на кнопочку или клавишу, а затем восхититесь результатом: «Молодец! Получилось!» Постепенно кроха научится нажимать на кнопки самостоятельно. Это не только развлечет его, а и будет укреплять пальчики.

Можно сделать игрушки для развития моторики и тактильной чувствительности самостоятельно. Например, сшейте несколько мешочков из разной по фактуре ткани и наполните их разными наполнителями (манка, горох, макароны, гречка и т.п.). Эти мешочки можно подвесить в кроватке малыша или просто давать время от времени крохе в ручки, чтобы он их мял и ощупывал. Можно дополнительно пришить к мешочкам крупные пуговица и бусины, пустые деревянные катушки, детальки от четок и т.п. Малышу будет интересно захватывать их пальчиками и тянуть. Главное условие: мешочки должны быть надежно зашиты, а пуговицы крепко пришиты, чтобы свободные мелкие детали не попали малышу в руки, а затем в рот.

Пальчиковые игры. Играя с малышом, непременно уделяйте внимание и пальчиковым играм. Пока кроха мал, он не сможет выполнять движения самостоятельно. Но за него с этим прекрасно справится мама. Есть много народных и авторских игр с пальчиками. Но вы пока выбирайте из них самые простые и коротенькие, чтобы они не успели надоесть малышу. Четко, ритмично и весело рассказывайте стишок и загибайте-разгибайте пальчики малыша, стараясь вызвать у маленького игрока эмоциональный отклик.

– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел!
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: «Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!»

Еще одно полезное упражнение для этого возраста – «причесывание». Поочередно поднимайте ручки ребенка и проводите вперед-назад по голове, как будто малыш причесывает сам себя. Упражнение укрепляет мышцы ладоней и пальцев.

7–9 месяцев: пальчики-хватайчики

«Перешагивание» во второе полугодие заметно меняет поведение малыша. Если раньше крохе больше нравились «разговоры» с мамой, то теперь его любимое занятие хватать все, что попадется под руку, будь то мамины волосы или разные предметы в зоне досягаемости. Кроме того, малыш уже умеет действовать двумя руками одновременно. Эти особенности крохи нужно активно использовать, предлагая ему для игры самые разные игрушки и неопасные бытовые предметы: расческу, коробочки, судки для пищи, крышки, прищепки, поролоновые губки, пластиковые флаконы и т.п. Пусть хватает их, ощупывает, сжимает, изучает с помощью пальчиков.

Полезные игрушки. Примерно с этого возраста в игрушечном арсенале малыша должна появиться первая пирамидка. Это – замечательная игрушка, развивающая и мышление малыша, и его моторику, и координацию движений. Но чтобы пирамидка принесла крохе пользу, выбирайте ее правильно. Игрушка должна быть крупной, с толстым стержнем и большими, легко надевающимися, кольцами. С такой игрушкой малыш сможет справляться, и, значит, она не наскучит ему уже через полминуты игры. По-прежнему актуальны игрушки и игровые центры, где нужно что?то хватать, двигать, поворачивать, нажимать, перебирать. Например, игровой лабиринт, в котором разноцветные шарики двигаются по изогнутым проволочкам.

Непременно приобретите для крохи несколько резиновых игрушек-пищалок. Чтобы они издавали звуки, их нужно хорошенько сжать в руке. А это уже совсем новое движение, которое будет укреплять пальчики и кисть. Такой себе малышовый эспандер получается! Игрушки не должны быть слишком «жесткими», иначе малыш не сможет с ними справиться и быстро потеряет интерес. Будут кстати первые конструкторы и кубики, состоящие из нескольких крупных деталей. Пусть малыш пробует захватывать детали рукой и, под вашим руководством, ставить их одна на другую.

Пальчиковые игры. Малыш взрослеет, и пальчиковые игры начинают доставлять ему все больше удовольствия. Если вы еще не играли с крохой в «Сороку-ворону», самое время попробовать. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень полезная игра для малыша. Но чтобы воздействие было более эффективным, стоит не просто загибать пальчики, а слегка их массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже будем достаточно интенсивно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. Ближе к году малыш научится выполнять часть движений самостоятельно. Например, «варить» кашу пальчиком. Потешку о сороке знают, наверное, все. А вот вам для разнообразия схожий стишок с такими же движениями:

Наша Маша
Варила кашу, (водим пальчиком по ладошке)
Кашу сварила,
Малышей кормила: (загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

Вот еще одна пальчиковая потешка, которую можно предложить малышу. Сожмите его ручку в кулачок. Проговаривая стишок, разжимайте пальчики по одному, а в конце снова спрячьте их в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Веселые забавы. Развивать моторику можно даже во время купания. Набросайте на дно ванной небольшие игрушки и предметы (ложки, игрушки из киндер-сюрпризов, ракушки, крупные камешки и т.п.) Подойдут и такие игрушки, которые плавают на поверхности. Они непременно заинтересуют малыша, и он захочет их достать. Для захвата мелких предметов ему придется особенно постараться. Ведь захватывать их всей ладошкой не слишком удобно, лучше брать пальчиками. Значит, пальчики смогут потренироваться в новых движениях. Покажите крохе, что выловленные предметы можно складывать в плавающую на воде пластиковую мисочку. Научите малыша шлепать раскрытыми ладошками по поверхности воды. Конечно, это вызовет массу брызг, но зато хорошо помассажирует ладошки, что очень полезно.

9–12 месяцев: мы многое умеем!

Ближе к году умения малыша и его мышление развиваются с такой стремительностью, что буквально каждый день маленький умничка преподносит нам что-нибудь новенькое. Расширяйте ассортимент развивающих игрушек, предлагайте крохе новые игры. Это принесет неоценимую пользу его развитию.

Полезные игрушки. Пальчики крохи становятся все более ловкими, еще чуть-чуть – и они научатся открывать самые разные коробочки. Нужно им в этом помочь! Для этого добавьте в малышовый игрушечный арсенал всяческие игрушки, которые связаны с открыванием и вставляются одна в одну. Например, большую матрешку, внутри которой прячется целая команда матрешек поменьше. И еще набор пластмассовых колпачков, которые можно вставлять один в другой или построить из них высокую башню. Если у вас есть набор разных по величине судков для пищи, они тоже станут отличной игрушкой. Пусть малыш вставляет их один в другой, старается снять с них крышки (надевать крышки он научится чуть позже). Для того, чтобы стимулировать желание ребенка снимать крышки с судочков, положите в каждый по небольшой игрушке. Дайте крохе бутылку с завинчивающейся крышкой, баночку из?под крема (для интереса туда на глазах у малыша тоже можно что-нибудь положить, например, печеньице) – и пусть тренируется в откручивании-закручивании. Не менее полезными будут несколько матерчатых платочков разной величины. С ними можно совершать самые разные манипуляции: брать в руки, накрывать себя, маму или «прятать» игрушку, заворачивать маленькую куколку или машинку.

В этом возрасте уже можно предлагать малышу крупные рамки-вкладыши и всяческие сортеры, где нужно просовывать разные детальки в соответствующие отверстия. Выбор подобных игрушек огромен.

Пальчиковые игры. Продолжайте играть в любимые пальчиковые игры малыша и, конечно, добавляйте новые. Например, про капустку. Если будете активно тренироваться, ближе к году малыш научится выполнять все движения самостоятельно.

Мы капусту рубим-рубим, (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола),
Мы капусту солим-солим, («солим» небольшими щепотками левой и правой руки)
Мы капусту трем-трем, (потираем ладошки),
Мы капусту жмем-жмем (сжимаем-разжимаем левую и правую руки в кулачки)

Веселые забавы. Во время купания запустите в ванну всевозможные емкости: пластиковые стаканчики, мисочки, бутылочки, ложки. Покажите малышу, как переливать воду из одного стаканчика в другой, как наливать жидкость из маленькой бутылочки. Не беда, если водяная струйка не сразу попадет по назначению. Во всем нужна тренировка. Дайте ребенку зубную щетку, и пусть он водит пальчиком по щетине. Помогите ему помассировать каждый пальчик по очереди.

Полезные идеи

Можно придумать множество занятий для развития моторики малыша, даже не используя дорогие покупные игрушки. Например, дайте крохе несколько листов белой бумаги. Пусть комкает бумагу в руках, разворачивает и снова сминает. Для этой же цели подойдет пачка бумажных салфеток. Их так весело рвать на мелкие кусочки! А заодно и пальчики упражнять. Только не давайте малышу «на растерзание» журналы и газеты. Если вы не уследите, бумага может попасть крохе в рот. Пусть уж она будет просто белой, без типографской краски.

Покажите малышу, как можно бросать в пятилитровую пластиковую бутылку самые разные небольшие предметы: прищепки, мелкие игрушки, конфетные фантики и другие бумажки, разные тряпочки, колпачки от фломастеров и сами фломастеры, камешки, каштаны… Одним словом все, что пролезет в горлышко. Это простое, но вместе с тем очень полезное упражнение для пальчиков малыша. Только не давайте крохе слишком мелкие предметы (фасоль, пуговицы, бусины) и обязательно находитесь во время игры рядом!

А теперь, вдохновившись этими простыми идеями, вы наверняка сможете придумать множество своих собственных игр для тренировки пальчиков сына или дочурки. Пусть эти игры будут и веселыми, и полезными!

Возможно, вам бeдет интересна статья «Развитие органов чувств у детей» на сайте mamaeexpert.ru

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*