admin / 02.06.2020

Почему ребенок не спит в кроватке

Мы уже рассказали все самое важное о сне детей до года и о том, как спят дети от 1 года до 3 лет. Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове «спать» на ребенка нападают жажда, голод и запор…»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и «да здравствует веселая ночка»… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Почему ребенок не хочет спать?

Ваш ребенок не хочет ложиться спать, сопротивляется сну, когда вы пытаетесь его уложить, требует определенных действий от мамы и папы , просит родителей спать вместе с ним, не отпускает от себя, просыпается по нескольку раз за ночь и встает очень рано утром. Ваше приглашение ко сну действует на ребенка как приглашение на дискотеку, он начинает прыгать и веселиться.

Узнаете себя? Вступаете «в бой за сон» каждый день, а слово «сон» вызывает у вас нервное возбуждение? Вам стоит сначала немного успокоиться, проанализировать ситуацию и найти реальную причину, от чего малыш не хочет спать? В этой статье мы хотим выделить основные причины такому «сопротивления сну» и дать рекомендации, которые помогут вашему ребенку хорошо спать.

Исключите медицинские причины

В первую очередь важно исключить все медицинские причины, которые мешают малютке спокойно спать. Расстройства сна, вызванные медицинскими проблемами встречаются часто. Родителям важно получить «зеленый свет» у врача, прежде, чем предпринимать какие-либо активные действия по налаживанию сна.

Что делать:

  • запишитесь к врачам на ближайшее время, даже если вы недавно были на плановом осмотре
  • задайте врачу вопрос о плохом сне вашего крохи
  • попросите исключить все педиатрические и неврологические проблемы, которые могут повлиять на сон

Исключите регресс сна

Помните, что дети развиваются скачкообразно. Каждый малыш за первые 24 месяца жизни переживает несколько скачков развития, которые ведут к регрессам сна.

Проверьте примерный график регрессов сна и признаки регресса.

Когда ребенок переживает регресс он:

  • отказывается спать и его сон нарушается – это касается и прерывистого и короткого ночного сна, и проблем с дневным сном
  • возбудим и склонен к истерикам
  • становится очень «прилипчивый», не хочет отпускать маму ни на минуту, повышается потребность в ласке, объятиях, физическом контакте
  • больше есть, у него возрастает аппетит

Проверьте, достаточно ли ребенку сна

Если крохе не хватает сна, то как это не удивительно звучит, то спать он будет хуже. «Плохой сон» влечет за собой «плохой сон», недосып накапливается и переутомленный, «накортизоленный ребенок» засыпает с трудом, часто просыпается и поднимается рано утром. Чтобы с уверенностью говорить о том, что малютке хватает сна, проверьте, сколько он получает сна в соответствии с нормами сна в его возрасте.

Проверьте, не наблюдаете ли вы хотя бы один из признаков недосыпа (подходит для детей после 3 месяцев!). Если у ребенка недосып, то он:

— быстро засыпает в машине или коляске при начале движения

— в течение времени бодрствования капризничает, раздражается или выглядит утомленным

— иногда внезапно сам засыпает на ночь намного раньше обычного времени

— часто просыпается по ночам и часто встает утром раньше 6 утра

— вечером сложно уложить спать, он прыгает, бегает, веселится, но не спит

— засыпает и просыпается со слезами, протестует против дневных снов

Подберите комфортный режим

Все дети любят режим! Потому что режим – это не только предсказуемость действий, которая дает малышу чувство безопасности, но и важная составляющая комфорта и качественного сна.

Проверьте, насколько текущий режим подходит вашему ребенку:

  • достаточно сна
  • количество дневных снов соответствует возрасту
  • длительность одного дневного сна не менее 40 минут (для детей старше 3-х месяцев)
  • малыш выдерживает время бодрствования (ВБ) в соответствии со средними значениями для этого возраста
  • у малыша ровное настроение в течение дня, он не капризничает без видимой причины
  • на засыпание в среднем требуется 15-20 минут

Не пропускайте ритуалы перед сном

Всем без исключения, и взрослым, и детям, очень сложно переключиться от активного бодрствования на сон. Представьте, что вы танцуете на дискотеке, громкая музыка, много людей, свет.. И тут вас просят быстро лечь в постель и уснуть. Вряд ли быстро получится. И вашему крохе так же сложно. Нужен настрой, расслабление и ритуалы! Ритуалы помогают настроиться на сон и расслабиться. Не игнорируйте ритуалы. Выберите те, которые особенно нравятся не только вашему малышу , но и вам. Тогда время перед сном станет самым чудесным временем дня и ваш кроха с радостью будет воспринимать слова, о том, что пора в кровать.

Продумайте и пропишите сценарий подготовки ко сну (ритуалов) на ночной и дневной сон. Идеи для ритуалов ищите на нашем сайте http://zasypalki.spimalysh.ru

Проверьте, насколько ваш сценарий ритуалов помогает расслабиться и уснуть:

— нравится маме

— нравится малышу

— проводится непосредственно перед сном

— длительность минимум 20 минут

— успокаивает/расслабляет

— проводится в одинаковой последовательности

— насыщает вниманием мамы

Проверьте условия сна

Условия сна – самый простой инструмент, который помогает лучше и качественнее спать. Кроме того, правильная обстановка может помогать ему заснуть самостоятельно.

Есть много исследований, подтверждающих, что свет (и искусственный, и естественный) разрушает мелатонин «гормон сна», а шум и духота не позволяют погрузиться в глубокий сон.

Если ваш малыш кроха не отказывается спать, проверьте, насколько условия сна, в которых он спит, способствуют качественному сну:

  • Темнота

Свет разрушает «гормон сна» мелатонин, поэтому для быстрого засыпания и качественного сна (как дневного, так и ночного) важно максимально затемнить комнату. Помогут blackout шторы — шторы из специальной ткани, не пропускающие дневной свет. Особенно активным, любопытным детям такие шторы существенно улучшают дневной сон и засыпание вечером, когда еще светло. Ночью желательно не включать свет. Допустимо при необходимости использовать очень тусклый ночник, чтобы ориентироваться в пространстве.

  • Тишина

В любом доме всегда есть какой-то фоновый шум. Но звуки, которые громче «фона» на 10-12 дБ мешают мозгу заснуть и могут препятствовать переходу от быстрого к медленному глубокому сну. Кроме того, звуки могут просто разбудить вашего кроху, когда он будет находиться в стадии легкого сна или в промежуточном состоянии между циклами сна.

Один из методов «маскировки внешних звуков» – это применение «белого шума». «Белый шум» – монотонный непрерывный шум, который как бы «поднимает» уровень фоновых звуков вокруг. Таким образом, посторонние звуки на этом фоне уже не кажутся такими громкими и резкими, или становятся «не слышны».

  • Температура

Важно понимать, что перегрев опасен для детей и может провоцировать СВДС. А слишком низкая температура в спальне может вызывать дискомфорт и будить малыша, особенно в утренние часы, когда доля поверхностного сна выше.

Подберите комфортную температуру и одежду для сна , не забывайте проветривать комнату перед сном. Важно также обеспечить приток кислорода на время сна в спальню.

  • Безопасность!

Безопасность сна — это очень важная отдельная тема. Чтобы снизить риск СВДС (Синдрома Внезапной Детской Смертности) важно соблюдать все нормы безопасности. Пожалуйста, прочитайте статью и посмотрите вебинар, посвященный рекомендациям по безопасной организации сна

Уходите от сильных ассоциаций на засыпание

Устоявшиеся привычки на засыпание, называются ассоциациями на сон. Мы говорим об определенных условиях или действиях, которые помогают малютке уснуть. Ассоциации на сон могут быть позитивными или негативными.

«Негативные ассоциации» или «вредные привычки», которые выработались у крохи как ассоциации на сон – одна из самых распространенных причин частых ночных пробуждений и короткого дневного сна у детей до 2-х лет. Чаще всего во «вредную привычку» перерастают следующие предметы или действия:

— сосание соски
— укачивание на руках или фитболе
— засыпание только на груди или только с бутылочкой во рту
— засыпание только при физическом контакте с мамой или папой, например, поглаживание, держание за палец/за волосы
— засыпание только в движущейся коляске
— засыпание только в присутствие родителей
Таким образом, негативные ассоциации – это ассоциации на засыпание, которые ваш малыш не может воспроизвести самостоятельно. Если ваш кроха привык засыпать в вашем присутствии и с вашей помощью, то ночью, просыпаясь в одиночестве, он не может успокоить себя, чтобы заснуть снова и будет просыпаться ночью чаще, снова и снова звать вас на помощь.
ВАЖНО ПОМНИТЬ, что не стоит волноваться о негативных привычках на сон до возраста 3-х месяцев. До этого возраста главная задача родителей всеми доступными способами помогать малютке успокоиться и заснуть! Только старайтесь чередовать способы, чтобы кроха не привык к одному-единственному способу.

Что делать, если сформировались «вредные привычки» на сон:

  • постепенно сокращайте вашу помощь при засыпании и учите кроху способам успокаиваться самостоятельно
  • не спешите предлагать свою помощь «по первому писку», не забирайте ребенка сразу же из кроватки, но дайте ему шанс попробовать самому успокоиться, находясь при этом рядом
  • укладывайте малютку в кроватку сонным, но еще не спящим
  • постепенно сокращайте свое участие, давая малютке возможность развить в себе навык самоуспокоения, постепенно он научиться засыпать самостоятельно

Если вы не нашли в нашей статье ответ на вопрос, от чего мой малютка плохо спит , очень рекомендуем вам посмотреть наш бесплатный вебинар Почему ребенок не спит? или приобрести индивидуальную консультацию, которая поможет вам найти ответ на свои вопросы.

Видеозапись вебинара

Многие родители, особенно старшее поколение, часто говорят, что если брать ребенка на руки каждый раз, когда он заплачет, то его «балуют», и учат плакать, чтобы его брали на руки. Этот посыл основан на бихевериостических исследованиях начала 20-го века, которые были опровергнуты десятками более поздних исследований и отвергнуты в большинстве своем в своем применении к ребенку, и человеку в принципе. Поэтому страх «избаловать»- ложен, детский мозг не в состоянии проделать пока таких манипуляций. Исследования, на которые ссылаются, пропогандируя эту ложную теорию, касались лабораторных крыс, и их реакции на «позитивное подкрепление». Человек отличается от других млекопитающих. Только 15% мозга человека имеет нейронные связи при рождении (в сравнении с шимпанзе, ближайшим по сходству приматом, у которого на момент рождения существует 45% нейронных связей). Это говорит о незрелости нервной системы, и о том, что в следующие 3 года мозг ребенка будет занят выстраиваением этих связей, и именно его опыт в первые 3 года, его отношения с родителями, и в особенности отношения с матерью, и формируют «структуру» его личности.
Дети познают мир через то, как окружающие их люди (родители, братья, сестры) реагируют на них. Это касается и сна. Согласно исследования одного клинического психолога, дети учатся успокаиваться, когда их успокаивают. А не когда их оставляют плакать до полного истощения. Многие думают, что только дети из детских домов становятся нелюдимыми, озлобленными, бесчувственными, и случается это потому, что им не хватает общения. Это не так. Тот же самый клинический психолог забрал 6 месячного ребенка из родной семьи и поместил его в приемную семью, так как ребенок не умел плакать вообще! Его кормили, одевали, согревали, но на его плач никто не реагировал! И ребенок «закрылся», так как это случается с брошенными детьми в домах ребенка. В 9 месяцев пришлось снова учить ребенка протягивать руки, чтобы ее взяли!
Родителям часто говорят, что методы контролируемого плача работают. Они работают, потому что ребенок прекращает плакать! А что ИМЕННО работает? Ребенок научился успокаиваться, или потерял надежду, что ему помогут? Это разве хорошо?
Др. Джей Гордон считает, что чем в более раннем возрасте на плач ребенка перестают реагировать, тем больше шансов, что ребенок «закроется», даже немного. Она также считает, что дети, которых обнимают, или кормят всю ночь, рано или поздно научатся успокаиваться и спать самостоятельно. Все иное, по ее мнению, это просто ЛОЖЬ, которая помогает продавать книги по методам контролируемого плача.
В 1970х доктор Т. Берри Бразелтон изучал новорожденных, в частности, могут ли они испытывать отчаяние или депрессию. В видеосъемках, от которых разрывается сердце, видны маленькие дети, которые плачут, чтобы добиться реакции от мамы, и если у них не получаются, то они плачут еше громче. Через какое-то время, испробовав все выражения и попытки поймать взгляд матери, ребенок достигает пика терпения и начинает отворачиваться, не в силах больше прилагать бесплодных училий. В конце концов ребенок отворачивается и отказывается смотреть на мать. Потом он поворачивается, и пытается вызвать реакцию. И каждый раз он отворачивается на все более долгий и долгий срок. В конце концов каждый ребенок роняет голову, затихает, и демонстрирует все признаки отчаяния.
Как писала Линда Палмер в книги «Химия Привязанности», нейронные и гормональные связи, которые есть у ребенка и у родителя, помогающие им развить взаимную привязанность, являются одними из самых сильных в прроде. Как только родился ребенок, гормональные системы контроля и мозговые синапсы начинают обретать постоянные структуры в соостветствии с теми обращением, которое переживает ребенок. Ненужные рецепторы мозга и нейронные связи исчезают, а новые, подходящие тому миру, который окружает ребенка, усиливаются (часть развития мозга, происходящая в первые 3 года).
Постоянный телесный контакт и другие проявления заботы родителей производят постоянный высокий уровень окситоцина в ребенке, который в свою очередь подавляет реакцию на стрессовые гормоны. Многие психологические исследования показали, что, в зависимости от поведения родителей, высокий или низкий уровень окситоцина в мозгу ребенка приводил к формированию постоянной структуры реакции на стресс. Дети, формирующиеся в положительных эмоциях и высоком уровне окситоцина начинают проявлять характеристики «уверенного и любимого» ребенка, дети же, которых оставляют плакать, игнорируют, лишают общения, озлобленно реагируют на их проявления эмоций, плач, вырастая, проявляют характеристики «неуверенного, нелюбимого» ребенка, а потом подростка, и позже взрослого. Характеристики «неуверенности» включают в себя асоциальное поведение, агрессию, неспособность к длительным любовным отношениям, душевные болезни и неспособность справляться со стрессом.
Новорожденные существенно более чувствительны к феромонам, нежели взрослые. Они не в состоянии выражать себя речью, и поэтому полагаются на более примитивные чувства, которыми контролируют друг друга более низшие животные. Самые ранние, примитивные переживания ребенка позволяют ему развить более высокие способности к пониманию выражений лица и эмоций, чем мы можем ожидать. Именно так ребенок научается узнавать об уровне стресса в тех, кто о нем заботится, иными словами, испытывает ли мама страх или радость. Часть стресса от отстутствия рядом матери может быть в том, что ребенок теряет способность понимать, находится ли он в безопасности. Второй способ понимания — это тактильный, и естественно, запахи тела, которые ощущает ребенок, ведь феромоны можно почувствовать только, если мама находится рядом.
Аргументация «ну вот они оставляли ребенка проплакаться в 3 месячном возврасте и с ним все в порядке» некорректрна. Если посмотреть на социологическую ситуацию в обществе, уровень преступности растет, уровень употребления наркотиков растет, уровень разводов растет и так далее. Естественно, это не имеет прямой взаимосвязи только с детским сном, но все начинается дома. По словам д-ра Серван-Шрайбера, он видит прямые последствия родительской заботы только о своих интересах и применения ими тех или иных «воспитательных» методов, во взрослых, которые приходят к нему лечиться от депрессии, страха, и неспособности выстроить открытые доверительные отношения. По его словам, чувствительные дети, на плач которых не реагировали, начинают считать свою потребность в тепле и успокоении — недостатком характера, родителей — холодными, далекими фигурами, и страх и одиночество — естественными спутниками существования человека. Они научаются, что эмоционально-важным людям нельзя доверять, что от них нельзя ждать понимания и поддержки. Так как потребность врождена и контролировать ее нельзя, они пытаются справиться с ней, или отказываясь и прячась от собственных эмоций (депрессивные тенденции во взрослых), или утолять одиночество или боль не с помощью людей, а с помощью вещей, которые более надежны, например алкоголь или наркотики. Теория о том, что беря ребенка на руки, мы его балуем, наукофицирована и была крайне популярна в начале 20 века. Было принято считать, что если «поощрять» плач тем, что брать ребенка на руки, то ребенок будет плакать больше.Как оказалась, человеческое поведение все-таки несколько сложнее. Др-ра Бэлл и Айнсуорт исслледовали две группы родителей с детьми. В первой группе детей много обнимали, носили на руках. Это были счастливые, уверенные в себе дети, результат заботливых родителей. Вторую группу растили более строго, на их плач не всегда реагировали, они жили по более жесткому графику, не всегда получали тепло и заботу. За всеми детьми следили около года.
Дети в группе А проявляли куда большую независимость.
Более того, синдром «закрытия» может проявляться не только в детдомовских детях. Только ребенок может знать глубину своей потребности. Дети, который оставляют плакать в одиночестве, или не носят на руках, боясь испортить, в конце концов могут вырасти в наиболее неуверенных взрослых. Дети, которых «выдрессировали» не показывать свои потребности, могут казаться послушными, удобными, «хорошими» детьми. Но они всего лишь отказываются от выражения своих потребностей, или могут вырасти во взрослых, которые будут бояться высказать что-то, что нужно им.
Все исследования раннего детства показывают, что дети, постоянно получавшие любовь и заботу в раннем детстве становятся наиболее любящими и уверенными взрослыми, а дети, которых заставили уйти в подчиненное поведение (оставили плакать), накапливают чувства гнева и ненависти, которые впоследствие могут выражаться различными вредными способами.

Ребенок не спит в кроватке. Причины. 01.03.2020 05:23

катерина Рухленко

Красивая кроватка, купленная до родов, превратилась в склад игрушек и одежды. Обидно, что потратили столько денег на этот предмет мебели: ребенок все равно спит только с вами.

Почему ребенок не хочет спать в кроватке? Рассмотрим возможные причины проблемы в зависимости от возраста.

0-4 месяца

Не естественно оставаться одному

Давайте по-честному, для младенца вполне естественно спать рядом с мамой, на маме. Любой малыш будет лучше спать в слинге, на руках, на груди, под грудью.

Некоторые младенцы не сопротивляются укладыванию в кроватку. Но многие дети в раннем возрасте категорически не готовы спать одни. Это абсолютно нормально.

С точки зрения малыша: его оставили, и он не чувствует себя безопасно. Младенец не может осознать умом, что мама рядом. У него есть врожденное поведение – кричать сразу как он остался один. Он запрограммирован сигнализировать об опасной ситуации немедленным плачем.

Доисторическая мать в африканской саванне, забывшая младенца, подвергала его огромной опасности. Ребенок начинал кричать сразу же как только терял контакт с матерью. Также и наши современные дети: они тоже ощущают себя тревожно и также призывают маму. То есть не хотеть спать одному в кроватке – это нормальное поведение младенца с точки зрения биологии.

Конечно современной маме очень тяжело ухаживать за малышом по природе. Ей никто не помогает за редкими исключениями. Она все делает сама: не высыпается. Желание переложить малыша в кроватку абсолютно адекватно. Ей нужно время на свои дела. Иначе тяжело функционировать.

Но если ребенок первых месяцев спит в кроватке плохо, с ним все нормально. Нельзя назвать такую ситуацию паталогической. Это главное, что нужно держать в голове.

Что делать?

Малыш находится в «четвертом триместре»: он только приспосабливается к жизни вне живота. Со временем все наладится. Если сейчас вы не можете переложить кроху, через какое-то время должно стать легче.

Исключите другие проблемы, препятствующие нормальному сну. Смотрите ниже.

Постепенно пробуйте укладывать малыша в кроватку. Если не получается сегодня, попробуйте через пару дней или недель.

Как приучить ребенка спать в кроватке по возрастам

Если ребенок категорически не хочет спать один, используйте средства помощи:

  • Совместный сон, но только организованный безопасно,
  • Сон в коляске во время прогулки,
  • Сон в слинге.

Многие мамы никогда не пробовали слинг и имеют предубеждение против его использования. Поверьте: правильно выбранный слинг сотворит чудеса.

Спина в нем не будет болеть: нагрузка распределяется равномерно. А вы освободите свои руки для других дел.

В возрасте 1,5-2,5 месяцев мой сын категорически не хотел находиться один. Он спал со мной и просыпаясь утром сразу же начинал кричать, чтобы его взяли. Я не могла нормально сходить в туалет ил душ: он сразу же начинал плакать. Помог слинг: утром я сразу укладывала малыша в слинг на кольцах и шла по своим делам. В слинге он спокойно дожидался кормления и не плакал. Конечно я не ходила в слинге всегда: но использовала его в моменты обострения. Ближе к трем месяцам ребенок стал меньше тревожиться и слинг дома стал не нужен. Примерно в 3-3,5 месяца я наконец смогла начать укладывать его в кроватку на сон.

Не может спать в кроватке из-за физических причин

Младенец может быть неспособным спать в кроватке из-за физического дискомфорта.

Если ребенку некомфортно лежать горизонтально, конечно он будет плакать и проситься на ручки. Спать на руках, на вас или возле вас ему гораздо легче.

Бывает, что малыш не может спать в кроватке, но спит в коляске. Укачивание облегчает ситуацию.

Читайте почему ребенок не спит в горизонтальном положении.

Типичные случаи в раннем возрасте:

  • остеопатические проблемы,
  • рефлюкс,
  • колики.

Рефлюкс – это движение пищи обратно из желудка в пищевод, что вызывает неприятные ощущения. Лежать в кроватке малыш не может потому что усугубляются симптомы. Дело может быть, как в серьезном рефлюксе, так и в обычных срыгиваниях. Если малыш склонен к срыгиваниям, он может не спать в кроватке из-за неприятных ощущений.

Подробнее о рефлюксе.

С коликами все понятно. Если у вашего ребенка реальные колики, он не будет мирно спать в кроватке. И вообще не будет спать во время обострений. Колики придется пережить.

Подробнее о коликах.

Ребенок может не спать в кроватке из-за физического дискоморта, боли, спазмов мышц, повышенного внутричерепного давления. Пройдите плановый осмотр у хорошего остеопата. Часто остеопат выявляет микротравмы – последствия родов. Устранение микротравм моментально улучшает сон ребенка. Чем младше младенец, чем меньше сеансов потребуется. Порой достаточно одного визита к специалисту.

Подробнее как остеопат может улучшить сон малыша.

Могут быть и другие причины.

Если малыш категорически не спит в кроватке никогда, это повод проконсультироваться с остеопатом, неврологом и педиатром.

Голод

В раннем возрасте ребенок может толком не спать в кроватке из-за голода.

Он будет плакать и проситься к маме, потому что не наелся.

Симптомами могут быть как незасыпание в принципе, так и просыпание через короткое время после того как вы уложили кроху.

Если вы не уверены в достаточности питания, исключайте этот фактор первым.

Читайте подробнее:

Как понять, что младенцу хватает молока

Сколько смеси давать ребенку на ИВ

Ребенок висит на груди все время: нормально ли это

Будит сам себя

Часто малыш не спит в кроватке потому что не может там нормально спать. Ребенок вздрагивает и будит сам себя. В первые недели и месяцы вздрагивания происходят очень часто. При совместном сне это не столь заметно, так как ребенок находится в контакте с мамой. Когда кроха спит один, он неизбежно будет хуже спать из-за своего характера сна.

Что делать?

Обязательно пеленать для сна в кроватке. Пеленание способно улучшить сон на 100%. Пеленать не нужно для совместного сна. А для раздельного оно жизненно необходимо.

Читайте подробнее:

Зачем пеленать младенца

Засыпание на груди

Засыпать на груди – это абсолютная биологическая норма. Проблема состоит в том, что вы пытаетесь переложить малыша в кроватку после того как он уснул. Конечно он просыпается в процессе перекладывания и начинает плакать. Если же удается переложить, не разбудив, он все равно просыпается через 20-30 минут и начинает звать вас. Малыш обнаруживает себя в иных условиях и мамы нет рядом: он начинает тревожиться.

Что делать?

В очень раннем возрасте невозможно добиться незасыпания во время кормления. Нормально, что кроха засыпает во время еды. По мере взросления будут наступать моменты, когда малыш не будет сразу засыпать. Обычно это впервые случается в 3-4 месяца. Тогда наступает самое оптимальное время начать укладывать в кроватку неспящим.

Если же вы не хотите ждать так долго, вы можете перекладывать малыша после кормления независимо от того, уснул он или нет. Тогда ищите приемы, которые позволят вам «загасить» попытку проснуться во время перекладывания. Обычно хорошо помогает:

  • Запеленать малыша (естественно до кормления),
  • включить громкий белый шум,
  • пошипеть во время перекладывания,
  • Попробуйте также шипение и похлопывание, если малыш проснулся.

Если же он просыпается через 20-30 минут в кроватке, будьте рядом и быстро вмешайтесь, чтобы не допустить полного пробуждения.

4-18 месяцев

Не привык

Если до четырех месяцев и позже вы не пробовали спать в кроватке, основную роль начинает играть привычка. Младенцу первых месяцев все равно где спать: лишь бы мама была рядом. У малыша от четырех месяцев помимо этого начинают устанавливаться привычки к месту и условиям сна. Теперь может быть сложно уложить ребенка в кроватку потому что для него это незнакомое и непонятное место. Да и привык он засыпать именно в вашей кровати.

Что делать?

Ничего страшного нет. Просто новую привычку нужно создать.

Вам необходимо изменить ваш ритуал укладывания так, чтобы каждый раз вы укладывали малыша в кроватку до засыпания. Малыш должен покушать, быть расслабленным, непереутомленным и неперевозбужденным.

Уложите кроху в кроватку и помогите ему пережить этот момент. Ищите подход как это правильно делать и что делать после перекладывания. Нужно ли гладить по спинке или голове? Нужно ли спеть колыбельную? Нужно ли держать за ручку? Или сразу отойти?

Если вы будете последовательны, за неделю можно полностью приучить малыша засыпать в кроватке.

Но это не значит, что его сны станут супер-хорошими. Малыш может засыпать в кроватке, но продолжать просыпаться часто по ночам, спать по 30 минут или вставать в 4 утра. Проблемы со сном могут быть вызваны разными причинами и конечно где ребенок засыпает – лишь часть большого уравнения.

В своей книге я описала формулу плохого сна как множество составляющих влияющих на сон. Если ваш ребенок плохо спит, почитайте эту книгу. Она вам поможет.

Читайте

Как приучить ребенка спать в кроватке по возрастам

Засыпание на груди

Смотрите выше аналогичный раздел для детей от 0 до 4 месяцев.

Перевозбужден или переутомлен

Если малыш постоянно входит в сон в неоптимальном состоянии, он не будет хорошо спать в кроватке.

Оптимальное состояние – это когда ребенок достаточно устал, но не переутомился. То есть не бодрствовал больше, чем может вынести по возрасту.

Перевозбуждение также не способствует сну, так как вводит нервную систему в состояние стресса.

Что делать?

Проверить интервалы бодрствование и исключить неадекватное состояние ребенка перед сном.

Читайте подробнее:

Ребенок постоянно плачет перед сном

Вымотать ребенка чтобы лучше спал?

Тревожность

Малыш может не спать в кроватке из-за тревоги. Для ребенка нормально хотеть спать рядом с мамой. Если мамы нет в комнате во время засыпания, ребенок может полностью отказаться от сна.

Даже если раньше малыш хорошо засыпал в кроватке, обострение может наступить вдруг во время сепарационного кризиса или иного этапа в развитии.

Что делать?

Если малыш буквально не отпускает вас, попробуйте быть рядом с кроваткой в момент засыпания. Может потребоваться сидеть рядом много дней подряд пока у ребенка не снизится страх вашего ухода.

Надеюсь, что статья помогла вам разобраться в своей ситуации. Если вы никак не можете справиться со сложностями сна, обращайтесь за консультацией. Буду рада помочь вам.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*