admin / 19.03.2020

Почему дети вредничают? 5 основных причин, о которых полезно знать родителям и воспитателям

Содержание

Непослушание, упрямство и капризы вряд ли появляются внезапно, на пустом месте. Что беспокоит ребёнка, когда он вредничает? Как помочь и успокоить его, поддержать в трудную минуту? Существует несколько объективных причин его плохого поведения, о которых желательно знать воспитателям и родителям.

Праздник непослушания, или почему Дашу назвали «вредина”?

У семилетней Даши праздник непослушания случился лишь потому, что родители долгое время не обращали внимания на её настойчивое желание завести дома волнистого попугайчика. Наша Даша – девочка серьёзная, и её желание иметь питомца нельзя было назвать капризом, детской прихотью. Мама Галя, к сожалению, обеспокоенная больше присмотром за младшими детьми, не уделила ей должного внимания и не выслушала девочку. Даша несколько раз «заикалась” о попугайчике, но в ответ слышала о том, что «сейчас не время”, нужно подождать, пока немного подрастут младшие дети. В конце концов, запас терпения моей старшей внучки был исчерпан.

Однажды на просьбы родителей помочь присмотреть за младшим братишкой Даша сказала только одно слово «нет”! Мама назвала её «врединой”, чем ещё больше расстроила и разозлила первоклассницу.

Ситуацию спас папа Андрей. Он понял, что иметь в доме своего питомца для девочки важно и объяснил Даше, что волнистый попугайчик в квартире – большая ответственность и привилегия. Также внучка согласилась с тем, что справедливо будет, если хорошим поведением и учёбой она докажет, что сможет самостоятельно ухаживать за птичкой и не подведёт в этом плане родителей.

Прошло не менее месяца, прежде чем Даша получила в подарок волнистого попугайчика. Девочка поняла, что желание может сиюминутно не исполниться и важно учиться отвечать за свой выбор. Ведь вместе с привилегией приходит ответственность.

Вспышки детского раздражения. Опасно для жизни?

Вспышки раздражения у ребёнка могут возникать по самым разным причинам. Иногда это эмоциональная перегрузка, иногда желание настоять на своём.

Очень маленькие дети не в состоянии понять последствий своих действий. Они в припадке гнева могут действовать импульсивно: стучать тяжёлой металлической машинкой по клавиатуре компьютера, облить краской стену.

К тому же ребёнок понимает, чего он хочет и что чувствует задолго до того, как начинает говорить. Поэтому малыш начинает сердиться и выплёскивать свой гнев на окружающих его людей. Так часто случается с моим средним внуком. Вспыльчивый от природы четырёхлетний Ваня буквально взрывается, когда всё происходит не так, как он хочет, и совсем не умеет терпеть вынужденный дискомфорт.

Однажды, когда внуку было два года, он пытался достать застрявшую под диваном игрушку. Лицо его покраснело от напряжения, а сердитое бормотание усиливалось с каждой минутой. После двух-трёх неудачных попыток малыш разразился громким рёвом протеста. Мне понадобилось время для того, чтобы успокоить мальчугана и устранить проблему. Я взяла его на руки и спросила: «Ты не можешь достать машинку? Сейчас я тебе помогу”. Вместе мы подошли к дивану и вытянули застрявший там грузовичок. Сейчас, в четырёхлетнем возрасте, внук уже в состоянии объяснить словами причину своего гнева.

Для «выпускания пара” папа купил для него батут. Когда малыш взвинчен и находится на пределе терпения, они с отцом идут в детскую комнату. Там Ваня может скакать и прыгать столько, сколько захочет, включить громкую музыку, сбросить накопившуюся усталость.

Обычно после вспышки раздражения и прыганья на батуте внук спокойно воспринимает слова родителей и может объяснить, что произошло и попросить помощи.

Мнение редакции Елена Калита Редактор журнала Очень просто назвать малыша непослушным или неуправляемым и тем самым снять с себя родительскую ответственность. Но собственное спокойствие сохранять гораздо легче, если понимать причину капризов и помнить утверждение о том, что ребенок ничего не делает назло.

«Моё твоё не понимаю”! О важности личных границ: нужно ли учить их соблюдать

Очень часто в гостях у своих подруг и приятельниц я могу наблюдать такую картинку. Мы заняты приятной беседой, а в комнату внезапно врывается ребёнок. Он прерывает разговор, чтобы показать маме свой рисунок. Или малышка внезапно встревает в беседу взрослых с желанием сообщить нечто важное для неё в данную минуту.

В семье сына Андрея с такими ситуациями справляются легко. Я никогда не видела, чтобы наши малыши в присутствии гостей навязывались им в качестве собеседников или отвлекали родителей от беседы. Дети знают, что мама с папой всегда откликаются на их проблемы. Редко, но бывает время, когда они заняты и тогда лучше их не тревожить. Даже десятимесячный Миша усвоил: когда мама разговаривает по телефону, нужно позволить ей это делать. Во время её беседы он счастливо сидит на маминых руках. Потом кроха сползает на пол и топает по коридору, при этом слышит от неё благодарность за то, что не прервал разговор.

Мой сын и его жена уверены, что учить детей соблюдать границы и уважать личное время человека нужно с младенчества. Они внимательно выслушивают каждого своего малыша, если возникает такая необходимость и стараются сразу же помочь и поддержать. В ответ со стороны детей они получают такое же заботливое отношение.

Однажды я была немало удивлена, когда зашла к ним в гости и не услышала привычного громкого детского смеха и восторженных криков внучат. На мой тревожный вопрос: «Что случилось?” Даша ответила просто: «Мама отдыхает, поэтому мы не шумим”.

Приятно, когда детвора понимает ценность взаимного уважения и принятия человека в родной семье.

Возможно вам будет интересно: что делать, если трехлетки не слушаются. 5 простых способов угомонить капризулю.

Почему дети вредничают? 5 основных причин, о которых полезно знать родителям и воспитателям

Вот 5 основных причин, которые нужно учитывать при предотвращении нежелательного поведения ребёнка:

  1. Кроху раздражает, когда действительность не соответствует его ожиданиям, и он не может объяснить словами, чего хочет. Например, восьмимесячный малыш пытается засунуть квадратный колышек в круглое отверстие или сложить кубики на вершине шара.
  2. Ребёнок эмоционально перегружен, плохо поел, не отдыхал в течение долгого времени. Так, у мальчика или девочки целый день был занят кружками и подготовкой к выпускному балу. В этом случае он (она) вредничает больше от усталости, чем от желания привлечь к себе внимание родителей.
  3. Дети с высокими потребностями и сильными желаниями гораздо чаще, чем их спокойные сверстники, впадают в состояние гнева. Чтобы справиться с эмоциональными бурями, им необходима помощь и поддержка взрослых.
  4. С возрастом ребёнок начинает осознавать, какую роль он играет в семье, и может превратиться в ловкого манипулятора. Чтобы избежать проявления капризов у любимца всей семьи, необходимо время от времени прекращать всякие разговоры с вопящим и бушующим отпрыском.
  5. У детей, как и у взрослых людей, может случиться в жизни «чёрная полоса”. Важно позволить малышу какое-то время вести себя непредсказуемо. Раздражение без видимой причины – это для него реальная возможность разрядиться, выплеснуть накопившийся негатив.

Советы родителям:

  1. Если ребёнок вредничает и не слушается – это не повод наказывать его и срывать на нём свою злость. Важно разобраться с причиной и действовать в соответствии с ситуацией и характером ребёнка. Может быть, малыш голоден или у него плохое настроение, потому что всю неделю он слышал от вас только одно слово «нет”? В каждом случае нужно подходить индивидуально.
  2. Некоторые черты характера, которые провоцируют вспышки раздражения, такие, как настойчивость и решительность, могут быть полезны для интеллектуального и эмоционального развития вредины. Попробуйте направить эти качества в полезное русло. Например, наша Даша, когда сердится, может вывести из терпения кого угодно своими жалобами и слезами. Галина, её мама, придумала для дочки полезное занятие в её «чёрные дни”. Когда девочка не в духе, она с маминой помощью гладит свои платьица и наряжается в «добрую фею из сказки”, которая всегда приходит на помощь и преодолевает на своём пути множество преград, чтобы помочь маленьким и слабым.
  3. Устраивайте себе дни, когда вы своему малышу говорите только «да”. Папа Андрей сделал для бунтаря Вани карту «Да”, которую повесил на стену. Каждый раз, когда мама обращалась к нему с просьбой, и Ваня говорил «да”, то он прикреплял к карте серебристый кружочек, если «нет” – синий. К концу недели, когда серебристых кружочков оказывалось больше, вся семья устраивала для него праздник: ходили в кафе-мороженое, в кино на мультфильмы, катались на карусели. С течением времени мальчик понял, что счастливые родители гораздо лучше рассерженных. Дней «да” в его жизни прибавилось.

Мнение редакции Илья Тарасов Главный редактор Задать вопрос автору Уважаемые читатели, оставляйте комментарии под статьей, делитесь ей в социальных сетях, а если есть вопросы к автору, то обязательно задайте. Нам важна обратная связь.

Ситуация, когда ребёнок вредничает, может быть и его привычным поведением, и эпизодическим случаем. Всегда нужно выяснять причину непослушания вредины и стараться корректировать его нежелательное поведение, учитывая характер ребёнка и сложившуюся ситуацию. От того, какие именно методы воспитания сына или дочери используются родителями, зависит счастливая, бесконфликтная жизнь малыша в кругу семьи.

Рейтинг автора 3 Автор статьи Педагог, журналист, путешественница, автор блога «Счастливая и Красивая».
Редактор: Елена Калита Написано статей 11

5 основных причин непослушания

Почему ребенок в 3-4 года не слушается родителей, огрызается на них, постоянно закатывает истерики, если до этого возраста он вел себя иначе? Причин несколько, более того, они чаще всего они выступают в комбинации.

Во-первых, главным фактором является то, что ребенок взрослеет и обретает собственное «я”, которое ему хочется отстаивать. Во-вторых, родители не успевают перестроиться и поменять свое поведение по отношению к малышу. Нередко они позволяют себе быть грубыми или, напротив, излишне мягкими.

Основные ошибки со стороны родителей, которые приводят к непослушанию ребенка:

  1. Испорченные отношения между собой. Если мама с папой хамят и обижают друг друга, то это непременно отражается на малыше. Ребенок чувствует происходящее острее, чем взрослый и зрелый человек. При этом, в отличие от взрослого, он не может осознать причины конфликтов между родителями. Отсюда вытекает плохое поведение ребенка, которое является защитной реакцией. Тоже самое происходит, если мама с папой разводятся, начинают жить порознь.
  2. Ложь, переменчивость мнений. Наглядная ситуация: мама говорит малышу, что он получит сладкое, когда уберется в комнате, но впоследствии она отказывается от своего обещания, мотивируя это тем, что сахар в принципе вреден. Это утрированный пример. Ложь имеет несколько форм, но каждая из них одинаково негативно влияет на отношения с ребенком. Не следует менять свое мнение, отказываться от слов, обещать то, что с великой долей вероятности не произойдет. Например, планировать поход в цирк в период безденежья.
  3. Чрезмерное желание угодить. Ребенок хочет игрушку? Он получит ее немедленно. Захотел пирожные? Вот уже мама побежала в кондитерскую. Это абсолютно неправильное поведение, провоцирующее нездоровое отношение к деньгам, к вещам и к самим родителям. Часто бывает такое, что один родитель чрезмерно балует ребенка, второй же проявляет строгость. Такая модель поведения приводит не к равновесию, а к эмоциональным «качелям”. У ребенка вырабатывается алгоритм: «захотел мороженое – подошел к маме, но скрыл это от папы”. В итоге маму он не слушается, а папу боится.
  4. Приуменьшение значимости и возможностей. Снова пример типичной ситуации: в семье появляется младший ребенок, на которого уходит все внимание родителей. Старший ребенок, будь он 5, 3 или 2-летнего возраста, начинает чувствовать себя ненужным и брошенным. Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше. Звучат фразы в духе «вот он убирается, а ты нет”, «вот он помогает маме, а ты нет”. В определенный момент малыш начинает бунтовать.
  5. Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове – это его родители.

Из всего этого вытекает простой и понятный вывод: независимо от ситуации, первопричиной непослушания ребенка является недостаток внимания со стороны родителей. Невозможно объяснить крохе, почему мама с папой его игнорируют.

Важно! Холодное поведение родителей сигнализирует чаду о том, что внимания нужно добиваться всеми способами, которые есть в его «арсенале”. То есть криками, истериками, слезами.

Возможно, причиной также являются частые и незаслуженные наказания, которые возникают вследствие того, что у родителей просто плохое настроение. В таком случае маме с папой необходимо полностью пересмотреть свое поведение и научиться избавляться от стресса за пределами дома.

Физические наказания недопустимы даже за серьезные нарушения

Часто от родителей ребёнка 4 лет можно услышать о том, что кроха не слушается, вообще не реагирует на запреты и уговоры, старается сделать всё назло, наблюдая за реакцией окружающих его как близких, так и посторонних людей. Почему дети себя ведут подобным образом, а главное, что делать, когда поведение малыша выходит за всякие рамки норм и приличия?

Изначально родителям четырёхлеток нужно смириться с тем, что дети в этом возрасте переживают особый период, во время которого им свойственны некоторые особенности поведения.

Когда малыш не слушается, он вовсе не желает навредить близким людям и не ставит себе цель заставить их потерять терпение. Просто именно в возрасте 4 лет у детей наступает период протестов, на фоне которых происходит первое становление самостоятельной, отдельной от взрослых личности.

Некоторые отклонения в поведении малышей этого возраста можно предугадать и даже при желании сгладить, если, заранее подготовившись к этому этапу их взросления, избегать конфликтов, стрессов и непонимания в критические моменты. Как это сделать? Об этом ниже.

Советы психолога

В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание – это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период «кризиса” лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.

Важно! Если уж и применять физические наказания, то только в мягкой форме и в крайнем случае. Нельзя бить малыша при других людях, давать ему подзатыльники, шлепать и совершать прочие унижающие действия. Это вызовет волну ответной агрессии и протеста.

Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.

Что делать, если ребенок перестал доверять

Как правило, утрата доверия у ребенка является следствием неправильного обращения, лжи и переменчивости со стороны родителей. Например, если мама с папой много обещают и мало выполняют, жестоко наказывают за маленькие проступки. Все это приводит к тому, что малыш перестает доверять родителям и начинает их игнорировать. Обычно это случается только с одним родителем, проявляющим более нетерпимое поведение.

Вернуть доверие непросто. Нужно разработать свою воспитательную систему, обозначить запреты и поощрения. При этом «кнута” должно быть намного меньше, чем «пряника”, так как в противном случае ребенок замкнется и начнет считать себя виноватым во всем. Родителям нужно увеличить количество разговоров и похвалы (даже за минимальные успехи), постоянно отвечать на вопросы, которыми задается их чадо. При таком подходе получится вернуть доверие и нормализовать поведение крохи.

Воспитание ребенка на собственном примере

Что делать, если ребенок не слушается – советы

Лучший метод воспитания – собственный пример. В возрасте 3-4 лет дети склонны к подражанию близким людям, преимущественно родителям. Поэтому большую часть поведения они «подсматривают” у мамы с папой. Соответственно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок выкидывал мусор в урну – сами не позволяйте себе кидать фантики на асфальт. Желаете добиться нежности и доверительного уровня общения – покажите это в своих отношениях с супругом или супругой. Это работает неизменно и практически для всех детей. Проводите больше времени с малышом, учите его, учитесь вместе с ним и пытайтесь показать, как нужно делать. Пустые запреты никогда не дадут нужного эффекта.

Два видео от доктора Комаровского

Полное видео от доктора Комаровского на тему того, почему ребенок в 2-4 года не слушается:

Версия с короткими выводами:

Мне нравитсяНе нравится

Что собой представляют правильные запреты

Запреты используются часто, поскольку являются основной формой манипуляции поведением ребенка со стороны родителей. К сожалению, мама с папой не всегда понимают, как формулировать и применять ограничения. Например, если ребенок в 4 года дерется или не слушается, родители отстраняют его от телевизора или отменяют прогулку. К вечеру они забывают об этом, спокойно включают чаду мультики или выводят на детскую площадку. В итоге малыш привыкает к тому, что все запреты условны и при определенных, непонятных для него обстоятельствах, они снимаются сами по себе.

Ребенок четко должен знать, какие запреты нарушать нельзя в любом случае

Поэтому родителям рекомендуется приучать 4-летнего ребенка к послушанию систематично, учить его слушаться по определенным принципам.

Система запретов подразделяется на 4 типа:

  • отсутствие запрета (делай все что хочется, выбирай сам, чем заниматься и как себя вести);
  • условный запрет (ты можешь это сделать, но сначала придется выполнить условие);
  • запрет с исключением (ты сделаешь это, но только при определенных обстоятельствах);
  • полный запрет (нельзя ни при каких обстоятельствах).

Объяснение на примере!

Отсутствие запрета – ребенок может ложиться спать тогда, когда сам захочет.
Условный запрет – отбытие ко сну можно передвинуть на полчаса, если малыш убрал игрушки в комнате или помог маме подмести.
Запрет с исключением – ребенок всегда ложится в 8 часов вечера, кроме праздничных дней.
Полный запрет – малыш укладывается в 8 часов вечера всегда, независимо от обстоятельств и своего поведения в течение дня.

Важно непреклонно следовать этой системе, не делать никаких дополнительных исключений без веских на то причин. В противном случае ребенок привыкнет к нестабильности ограничений и будет капризничать регулярно.

Выбор наказания – правила

Советы на тему того, как успокоить капризного ребенка

Примерно с 3-4-летнего возраста ребенок перестает слушаться и начинает капризничать. Зачастую своим поведением он тревожит не только маму с папой, но и незнакомых людей. Поэтому для родителей важно уметь корректировать настроение своего чада, независимо от ситуации.

Эффективные способы, помогающие успокоить ребенка:

  1. Переключение внимания. Быстрый и действенный способ, который применим в любой ситуации. Например, ребенок капризничает в общественном транспорте. Как отвлечь его внимание? Достать смартфон и показать ему фотографии птиц, героев мультсериалов, необычных животных. Это действие нужно сопровождать завлекающей речью: «хочешь, я покажу тебе слона с огромными ушами?” или «давай я включу тебе видео со смешными котятами”. Действовать нужно ситуативно.
  2. Режим собеседника. Иногда стоит только поговорить с малышом и постараться объяснить ему, почему он испытывает те или иные ощущения. При этом нужно вести себя нежно и осторожно, не повышая голоса. Плохое поведение, обусловленное недостатком внимания, легко корректируется помощи этого способа.
  3. Игнорирование. Если ребенок упорно капризничает, то есть смысл в том, чтобы начать его игнорировать. При этом важно наблюдать за его реакцией, за поведением и состоянием, не показывая своей заинтересованности. Метод игнорирования лучше всего использовать наедине с ребенком. Малыш может не успокаиваться долгое время и доставлять дискомфорт окружающим.

Это экспресс-способы успокоить ребенка, не дать ему устроить переполох и закатить грандиозную истерику. Как правило, когда ребенок уже находится на «взводе”, более мягкие или, напротив, жесткие методы перестают работать. Например, если шлепнуть малыша или припугнуть его запретом на последующий просмотр мультиков, то он, вероятно, разозлится еще сильнее.

Что делать, если малыш 4 лет вообще не реагирует на взрослых?

Когда малыш перестает вообще слушаться, реагировать на слова и просьбы родителей, необходимо принимать соответствующие меры. На него можно повлиять несколькими способами.

Запреты

В любом обществе существуют общепринятые нормы поведения и моральные устои. Малышу часто многое позволяют, ссылаясь на его возраст. Но там, где можно все, не будет дисциплины и нормального поведения. Чтобы кроха научился адекватно и спокойно воспринимать родительские запреты, важно соблюдать некоторые правила:

  1. Говорить спокойно. Даже если кроха с первого раза не послушался, не нужно кричать на него, а тем более применять физическую силу. Это вызовет еще больше протеста и негодования.
  2. Запрет должен быть понятным и логичным. Ребенок иногда не понимает, что взрослые от него хотят.

    Следует донести свою просьбу понятными словами.

  3. Правильная формулировка. Малыш должен понимать, что запрет – это не ограничение его свободы, а способ защиты его интересов.
  4. Обоснованность. Если малышу что-либо запрещают, он хочет знать почему. Задача родителей – объяснить и обосновать значимость запрета.

Как правильно наказывать?

В случае когда кроха не выполняет родительские требования, не реагирует на запреты, игнорирует просьбы, в ход идет наказание. Наказывать следует правильно. Крики, физические расправы, унижения только навредят. К тому же взрослому часто трудно рассчитать силу, поэтому можно нанести ребенку увечье. А обидные слова и громкий крик могут впоследствии обернуться психической травмой. При наказании следует руководствоваться правилами:

  1. Не принимать решение о способе наказания в порыве гнева.
  2. Быть справедливым. Если малыш заслужил, его нужно наказать.

    Но профилактические наказания не приемлемы.

  3. Не следует ругать или наказывать кроху при посторонних.
  4. Не стоит злоупотреблять своим положением. Родители сильнее и умнее, но это не значит, что они всегда и во всем правы.

Какие же виды наказания позволительны? Наказание должно быть равносильным проступку.

Для малыша 4 лет наказаниями послужат – извинения (в том числе публичные), дополнительные обязанности, исправление содеянного, лишение некоторых привилегий.

Как добиться послушания?

Часто родители применяют такую тактику – если боится, значит слушается. Это неправильно. В результате запугивания малыш становится робким и безынициативным, что во взрослой жизни будет ему мешать.

Послушания можно добиться другими способами – заслужить авторитет, уважение. Ребенок, для которого взрослый – пример для подражания, обязательно будет его слушаться и стараться всячески угодить.

Что делать с истериками?

Истерика случается практически с каждым малышом. Она проявляется:

  • громким плачем, иногда взахлеб;
  • отрицанием (на любой вопрос или просьбу малыш говорит «нет»);
  • принятием необычного положения (он садится или ложится на пол или землю, катается по полу);
  • попытками нанести себе или взрослому травму (малыш царапается, кусается или дерется).

Очень часто такое случается в общественном месте или при посторонних людях в ответ на запрет или отказ что-либо купить или дать. Что в таком случае следует предпринять родителям? В первую очередь, важно сохранять спокойствие. Физическое наказание или крики не уместны и вредны, поскольку спровоцируют новые приступы истерики.

Чтобы ребенок успокоился, можно попробовать 3 способа поведения:

  1. Переключить внимание. Это самый действенный и быстрый способ успокоить кроху. Например, малыш капризничает в магазине, требуя новую игрушку. Попробуйте указать ему на какой-то объект – животных, качели за окном. Можно достать телефон и включить ему интересное видео или песенку. Действовать следует в зависимости от ситуации.
  2. Поговорить. Иногда крохе достаточно спокойным тоном объяснить, что такая вещь у него уже есть или эту игрушку ему привезет бабушка, и он успокаивается.
  3. Игнорировать. Если никакие действия и разговоры не помогают, маме следует попробовать игнорировать истерику. Если кроха видит, что его крики никак не действуют, то успокоится сам.

Как поступать, если ребенок дерется?

Некоторые детки, кроме криков, плача, истерик, могут проявлять свое недовольство, причиняя родителям физическую боль. Они дерутся, кусаются, щипают неугодившего им взрослого. При этом важно понимать, что имеется 2 модели такого проявления агрессии:

  1. Малыш не понимает, что своими действиями причиняет боль и неприятные эмоции. В этом случае ему следует объяснить, что драться плохо, что другому человеку больно и неприятно.

    При этом можно изобразить соответствующую эмоцию – гримасу боли, плач.

  2. Кроха причиняет боль целенаправленно. Чаще всего это возникает вследствие того, что в семье малыша практикуется физическое насилие. То есть если малыша наказывали, применяя физическую силу, то и он будет подобным образом выявлять свое недовольство.

Что нужно предпринять? Во-первых, отказаться от дедовского метода воспитания – физического наказания. Если отсутствует пример, то кроха не станет причинять боль родителям. Во-вторых, следует заменить плохое действие хорошим. То есть когда ребенок дерется, его нужно обнять, приласкать. Тогда он поймет, что доброта и нежность лучше агрессии.

Советы доктора Комаровского

Известный доктор Евгений Комаровский завоевал любовь и популярность у родителей своей лояльной позицией по отношению к воспитанию и здоровью малышей. Его советы по поводу непослушных детей:

  1. Категорический запрет ставится в ситуации, когда существует реальная угроза здоровью и жизни ребенка (проволоку в розетку – нельзя, без шапки зимой – нельзя). По поводу разбросанных игрушек и прочего следует объяснить, что это неудобно, в комнате должно быть чисто и красиво.
  2. Запрет должен быть обоснованным. Ребенку нужно объяснить, почему нельзя.
  3. Стоять на своем до конца. Если то, что было вчера нельзя, а сегодня уже можно, не воспринимается ребенком как истина.К тому же не рекомендуется, чтобы решение одного из родителей отменялось другим или бабушкой.
  4. Научить малыша проговаривать свои эмоции и переживания. Это поможет ему справляться с истериками и возрастными кризисами в будущем. Если маленький человек умеет высказать, что его беспокоит, у него не возникнет необходимости кричать.
  5. Наказание должно быть адекватным и современным. То есть если малыш плохо ведет себя, то можно лишить его вечернего просмотра мультиков.
  6. В процессе наказания малыша нельзя лишать того, что ему нужно для нормальной жизнедеятельности. Например, еды (сладостей это не касается), питья, прогулок на свежем воздухе.

Наиболее популярные вопросы

Как реагировать, если малыш не слушается и не отвечает? Не нужно давить на кроху. Дайте ему побыть наедине со своими игрушками и мыслями. Через некоторое время он остынет и сам заговорит. Что предпринять, если ребенок капризничает из-за планшета или ПК? В случае, когда ребенок долго играет или смотрит видео на планшете, и отказывается положить его, можно попробовать переключить его внимание. Для этого предложите ему пойти погулять на детскую площадку, посетить зоопарк или парк аттракционов. Чтение интересной книжки также может стать альтернативой гаджету.

Маленькие дети время от времени становятся капризными и агрессивными. Чаще всего такое поведение – это ответная реакция на неправильное воспитание (недостаток общения с родителями, унижения с их стороны, постоянные запреты). Справиться с истериками поможет хорошее отношение, разговоры по душам, забота и внимание.

Задачи воспитания и обучения ребенка

Возраст от 4 до 6 лет является первым переходным периодом в жизни маленького человечка. Трансформируясь из состояния единого целого с мамой в самостоятельную личность, он активно социализируется, начинает понимать причинно-следственные связи между вещами и активно делает логические выводы.

В психологии выделяют главные задачи воспитания и обучения детей 4-6 лет:

  • гармоничное развитие независимой личности;
  • корректировка самооценки;
  • формирование чувства ответственности;
  • комплексное интеллектуальное развитие.

Поведение и воспитание ребенка в 4 и 5 лет

Вместе с самостоятельностью, в этом возрасте у маленького человечка значительно повышается интерес к себе. Проявляется это в умении лучше владеть собственным телом, эмоциями и поведением.

Формируется понятие собственного я, происходит половая самоидентификация, улучшается понимание правил поведения в социуме. Воспитательный процесс у дошкольников должен проходить с максимальным учетом методов современной психологии, описанных ниже.

Трудности в воспитании ребенка 4 5 и 6 лет

Особенностью психологии данной возрастной группы является кризис социальных отношений. Но, учитывая выше сказанное, формирование модели взаимоотношений с социумом через «плохое» поведение для 4-6 лет является нормой.

Таким способом дошкольник выстраивает границы собственной территории, пытается быть более самостоятельным и свободным.

Родителям же нужно без лишней нервозности принять свое чадо таким, какое оно есть, дать возможность самому совершать поступки и нести за них ответственность, установить совместные с малышом правила и не позволять ему выходить за рамки дозволенного.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*