admin / 07.04.2020

Плохая память у ребенка

Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. «Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – «И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Проверяем общую память:

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Зрительно-предметная память:

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить «исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

Слухо-речевая память:

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб. Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама. Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

Как школьнику развить образную память?

Выше речь шла о том, что в трудностях обучения роль играть может не только память, но и другие психические процессы (восприятие, внимание, мышление и др.), недостаточно развитые к моменту начала учебной деятельности.

Но что делать, если в результате тестирования вы у своего ребенка увидели низкий уровень развития памяти? Как ему помочь ее развить? И возможно ли добиться успеха?

К счастью, на эти вопросы можно дать утвердительный ответ. Многими выдающимися психологами была накоплена обширная методическая база и составлено много коррекционных упражнений, которыми я и поделюсь с вами.

Для начала нужно понять, что память – это сложный психический процесс, который заключается в переработке, хранении и воспроизведении материала. Различают кратковременную память и долговременную. Например, ваш друг по телефону продиктовал свой адрес. Вы его можете помнить, не записывая, в течение нескольких секунд, потом информация стирается и воспроизвести ее спустя несколько минут крайне сложно, если, конечно, вы не повторяли про себя этот адрес. Это пример кратковременной памяти.

Долговременная память имеет большой интервал времени для хранения запоминаемого материала. Она тесно связана с мышлением, оперированием образами. Многократно повторяемый материал прочно оседает в долговременной памяти, а если этот материал подкреплялся визуальными, аудиальными и кинестетическими (двигательными) эффектами – прочность усвоения измеряется годами и десятилетиями.

Какие же физиологические особенности памяти?

  1. Успешность обработки информации зависит от условий, в которых находится человек (полное сознание, сосредоточенность, внимание, физическое и психическое здоровье).
  2. Сочетание логического мышления с эмоционально окрашенными образами повышают качество усвоения материала.
  3. Информацию, которую запомнили ранее, можно «перезаписывать” и хранить в новом образе.

Эти положения позволят лучше понять процесс запоминания. Очевидно, если у ребенка есть трудности заучивания, обратите внимание на то, какими способами он запоминает. Самым доступным является образное представление и его запоминание, т.е. материал сначала представляется в виде картинки или сюжета (визуализируется), потом к этому процессу подключается мышление – ребенок как бы пересказывает «увиденную” картинку, поясняет ее. И в конце идет повторение (воспроизведение) запоминаемого материала. Это…

Недавно видели, как мамы с испуганными лицами отнекивались от необходимости выучивания с ребёнком пары песенок.

Кто-то даже, пожимая плечами, аргументировал:

— Мой ребёнок вообще — плохо запоминает стихи…

Мы же знали эту пару песенок «на зубок» к следующему занятию.

Думаете, долго учили? Вовсе нет. Просто знаем маленький секрет.

А сегодня расскажем и вам о том, как помочь вашему ребёнку запоминать стихи быстро, легко и весело.

Кстати! Вы слыхали когда-нибудь о том, что память — тренируема? И это, действительно, так!

Мы учим стихи давно, часто и помногу. И вот теперь запомнить за день два-три новых стишка для моей старшей дочки давно уже — дело совершенно обычное.

Так что, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Первое что хочу сказать – учите с детьми стихи и песни. Это, во-первых, полезно, во-вторых, практично! Ведь тогда очень скоро ваше участие в запоминании будет совсем не обязательно.

Ну а пока, если вы ещё не щелкаете стишки и песенки, как орешки, расскажем вам о том, как быстро и легко выучить наизусть с ребёнком стихи любой длины и сложности.

Есть у меня уже обобщенная статья на эту тему. Там о том, как запоминать всё подряд. О стихах там тоже есть, можно посмотреть и там.

А если вам не надо про всё, то стихи мы поучим сегодня и здесь.

Ребенок плохо запоминает стихи?!

Как быстро выучить большой стих? Метод пиктограмм. Для тех, кто может и порисовать

А в чём обычно сложность большого стиха? Правильно! В последовательности!

Что за чем, да почему.

Лучшее, что мы можем сделать с этой последовательностью, это — нарисовать!

Суть метода пиктограмм и последовательность действий

  1. Главное для начала правильно определить, так скажем, — масштаб бедствия. То есть — понять, что именно не запоминается у ребёнка? Каждое слово, или же что за чем идёт? Если каждое слово — будем рисовать детальный конспект с масштабом 1 слово: 1 пиктограмма . Ниже вы найдёте примеры детального и обобщенного масштаба.
  2. Рисуем. Важный момент — мы рисуем именно пиктограммы! То есть обозначения! Значки, которые по вашему совместному решению с ребёнком обозначают слово. Если это слово в стихотворении повторяется, то и пиктограмма повторяется.
  3. Ребёнок смотрит на рисунок и воспроизводит несколько раз стихи по картинкам.
  4. Убираете рисунок. Ребёнок воспроизводит стихи по картинке, оставшейся в памяти

Здесь я сейчас приведу пример рисования пиктограммы к каждому слову стихотворения.

Бывает, что в такой детальности нет необходимости. В этой статье вы найдёте наглядный пример метода пиктограмм, который помог нашему ансамблю выучить именно последовательность событий. Там масштаб такой — один рисунок : одно четверостишие

Ну а здесь мы рассмотрим детальный метод.

Пример метода пиктограмм с масштабом 1 слово : 1 пиктограмма

Возьмём, например, первое, что приходит в голову. Наш стишок про папу.

И разберём первые пару строк:

Кто на свете самый-самый?

Кто почти красивей мамы?

И рисуем. Например так (щелкните по картинке для её увеличения):

Что тут сразу хочу заметить.

  1. На самом деле – так стараться не надо. В большой статье имеется фото честного рабочего примера рисования стишков. Мы так учили. Вы же не хотите победить в конкурсе юных художников, вы хотите быстро выучить стих.
  2. Для каждого слова (или для каждой фразы. Если стих очень длинный, такой вариант — предпочтительней) вам надо придумать визуальную ассоциацию. При этом, если стих учите не вы а ребёнок, — это должна быть его ассоциация.
  3. Если слова или фразы повторяются, значит — повторяется картинка. В этом примере у нас повторяется первое слово в каждой строке — «кто», потому картинка для него… Хм… Одинаковая. Ага ))).

На всякий случай, разъясню немного по порядку.

Кто?

Так часто бывает, видишь человека, вроде бы знаешь, но кто это?! Не помнишь. Вот так я вижу «Кто».

На

Ну всякие «на», «под», «в» — у меня всегда шарик на коробке, под коробкой, в коробке и так далее. Да. Это шарик на коробке 🙂

Свете

Можно свет рисовать по-разному, правда? У меня свет получился такой. Меньше вероятность перепутать. С миром, землёй и т.п.

Самый- самый

Ну кто тут самый-самый? Всем вроде бы ясно? Лень было два раза рисовать. Потому подписали внизу двоечку.

Знак вопроса для красоты. Ребёнку точно не нужен. Только запутается.

Дальше – это опять «Кто». Да-да!

Почти

Почти бывает разное. Бывает такое, что многие его не замечают. И думают, что всё хорошо. Сделал!

А вот такое почти – оно хорошо заметно.

Это, если что, — человечек. Он перепрыгнул овраг… Почти 🙂

Ну и дальше не будем, давайте, особо разбираться. Итак всё ясно.

Красивей – извечный вопрос, кто красивей – Светка или Ленка. Или та тётя в телевизоре.

А маму проще всего изобразить с малышом. Однозначный идентификатор, как мне кажется.

Ну и собственно – даёте ребёнку картинку. Он пару раз рассказывает по ней. Убираете картинку. Картинка остаётся у него в голове. И дальше – всё хорошо. Проверено.

Что касается длинных стихов (опять же, есть вроде бы пример в большой статье) – тут стоит рисовать не отдельные слова, а смысловые куски. То есть те, что рисуются.

Одним словом, главное, чтобы при соединении картинок – стих получился.

Как быстро выучить сложный стих? Метод второй. Для тех, кто в пути и только для фантазёров!

— И как же это выучить?! –

с грустью вздохнёте вы, сломав язык при попытке прочтения заданного.

Элементарно!

Вот, например.

Для тех, кто, быть может, находится на улице или просто не имеет возможности рисовать

Метод этот, скажу сразу, чудной! И требует проявления бурной фантазии. Так уж повелось у людей — чем чуднее, тем лучше запоминают.

Если вы уверены, что таковой у вас не имеется, рекомендую сразу переходить к пункту два. Он с этой точки зрения попроще. Правда, кому-то из вас придётся порисовать.

Суть первого же метода заключается вот в чём:

К каждому слову, или фразе, или какой угодно другой смысловой единице стихотворения, придумывается яркая, по возможности чудная ассоциация.

При этом все эти ассоциации должны быть последовательно связаны! Ведь последовательность необходимо тоже запомнить.

Приведу пример.

Так вот мы со старшей дочкой в срочном порядке(пока ехали в автобусе на занятие) выучили эту последовательность:

«Аквата,

Андрина,

Ариста,

Атина,

Аделла,

Аллана

И Ариэль»

Весь остальной текст был достаточно простым для запоминания, но это…

А мы и не думали отчаиваться!

Мы просто быстренько придумали историю-ассоциацию.

Такую:

Вода(АК(ВА) пролилась на вату (ВАТА).

Пришли Андрей(АНДР)и Ирина(ИНА).

Они были артисты(АРИСТА) (можно ещё добавить «без театра=без Т»,чтобы запомнить, что имя получается вычитанием буквы т из артиста),

И говорят: «А тина (АТИНА) где?!»

А им отвечают: — А (А) её делают (ДЕЛЛА)

Алла и Анна (АЛАНА).

Такая вот чудная история повторяется пару раз и — готово! Чтобы запомнилось лучше, весьма желательно подключить воображение.

Поясню. Придумывая рассказ его нужно сразу же представить визуально. В красках.

Например:

Вот на опушке солнечного леса, на по яркому зелёном мху тут и там совершенно нелепыми пятнами разложена вата. Вот он лежит. И тут раз – в воздухе появляется стакан с водой, он пару раз наклоняется и выплёскивает воду на вату.

Вот выходят на эту же опушку (тоже совершенно не к месту, а это и хорошо — ярко. Значит, — запомнится лучше) Андрей и Ирина. Я, к примеру, представляю себе их в клоунском трико. Такое не забудешь…

Что они там делают? Ну конечно! Ищут свой потерянный театр!

Для этого им нужна тина. Ей хорошо пометки делать типа «тут мы уже были»

Вот они не видят тины потому и спрашивают:

— А тина где?!

А им ёжики из-под ёлки виноватым голосом:

— А делают её! Алла и Анна! У них спросите! (ежам стыдно! Это они всю тину съели).

Ну как? Запомнили? То-то и оно.

Ну а теперь для тех, кому не хочется читать большую статью про запоминание, — немного повторюсь о том, как ещё можно выучить стих. Это для тех, чья обстановка располагает к рисованию.

На этом всё. Надеюсь, теперь вам понятно, как быстро и легко выучить стих наизусть с ребёнком.

Так что — удачи! О результатах — пишите! Буду рада узнать!

Лечение и профилактика

Сначала лечится основное заболевание. После его излечения нужно восстановить когнитивный дефицит, включая память. Для этого используется нейропсихологическая коррекция. Методы восстановления памяти у детей:

  1. мозжечковая стимуляция;
  2. ритмотерапия;
  3. интерактивый метроном;
  4. нейродинамическая коррекция;
  5. нейроакустическая стимуляция по методу Томатис;
  6. медикаментозное лечение ноотропными препаратами и нейропротекторами.

Павел Дубровный, Специалист по медицинской психологии Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

1 этап – Развитие образной памяти

Наглядно представлю цепочку:

рисунок на бумаге –> рисунок в мыслях –> подключение мышления и эмоций –> повторение

На этих четырех составляющих и основана хорошая образная память. Вначале данный алгоритм идет медленно, позже процесс идет намного быстрее и под конец автоматизируется – ребенок легко пересказывает рассказы, учит стихи, запоминает объяснения учителя. Его учебная деятельность становится все более организованной.

Теперь перейдем к упражнениям на развитие образной памяти. Их можно использовать для тренировки и слуховой (зачитываете ему вслух), и зрительной памяти (он читает слова самостоятельно).

1. Рисуем образы
Чтобы ребенок был способен мысленно представлять картинку, на первом этапе ее нужно зарисовать от руки на бумаге. Говорим ему вслух (или даем ему прочесть) простые слова и словосочетания (вы сами по аналогии можете придумать другие):

  • мяч, дерево, стол, сердитый мальчик, забор
  • хорошая погода, умная девочка, ласковое солнышко, веселый цыпленок

Пусть ребенок учится передать все это на бумаге. Не обязательно точная зарисовка, главное, чтобы ему сюжет был понятен и он по рисункам смог бы воспроизвести продиктованные слова правильно.

2. «Рисуем” мысленно
Вы зачитываете вслух (или даете ему прочесть) короткие предложения, пусть ребенок после каждого предложения закроет глаза и попробует мысленно представить сюжет.

  1. Капающая сосулька
  2. Журчащий ручеек в горах
  3. Прыгающая через скакалку девочка
  4. Сладко дремлющая кошка на подоконнике
  5. Веселый щенок, грызущий тапочки
  6. Шоколадная конфета в золотистой обертке, лежащая на столе

Теперь ребенок записывает каждую фразу, опираясь на свои мысленные образы.

3. Связь слова с эмоциями и переживаниями
Ребенок закрывает глаза и представляет себе картины:

  1. Ожог
  2. Ожог руки
  3. Плачущая на улице девочка
  4. Два дерущихся мальчика в парке
  5. Радостно поющая птичка на ветке дерева
  6. Медведь, ломающий кустарник
  7. Голодный кот, требующий колбаски
  8. Пчела, летающая вокруг вашей головы

После этого пусть он запишет то, что ему запомнилось.

4. «Фотографируем” глазами (тренировка зрительной памяти)
Здесь мы поиграем с палочками (в первом классе школьники обычно покупают счетные палочки, их можно использовать) или спичками. Участвуют двое: ведущий и игрок.

Ведущий строит фигурку так, чтобы ребенок ее не видел, потом на пару секунд показывает и накрывает листом бумаги. Игрок «фотографирует” фигурку, прикидывая, сколько там палочек (спичек) и пробует воспроизвести то же самое.+

Для начала можно использовать 3-4 спички и если справляется – усложнять фигуры, добавляя спички.

После успешной тренировки мы переходим к следующему этапу в развитии хорошей памяти – осознанному восприятию.

P.S. Продолжение следует…

Причины

Нарушение запоминания у дитя возникает из-за врожденных и приобретенных факторов. Врожденные причины:

  • алкоголизм и наркомания матери;
  • родовая травма, детский церебральный паралич;
  • недоношенность и недоразвитие центральной нервной системы;
  • повреждение генетического материала из-за мутаций или хромосомных аберраций;
  • острые токсические состояния беременной на фоне токсикоза, краснухи, токсоплазмоза, внутриутробных инфекций;
  • опухоли головного мозга.

Приобретенные факторы и психические расстройства:

  1. подростковый алкоголизм;
  2. синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  3. расстройства аутистического спектра;
  4. олигофрения;
  5. депрессия;
  6. инфекции головного мозга, опухоли, черепно-мозговая травма;
  7. острое или хроническое нарушение кровообращения.

Симптомы

Симптоматика расстройств запоминания у детей отличается от взрослой. Так, при нарушении сознания (сумеречное помрачение, онейроид, сопор, кома, аменция) воспоминания полностью вытесняются – тотальная амнезия.

У взрослых алкогольный палимпсест (выпадение событий во время употребления алкоголя) возникает на фоне хронического алкоголизма. У подростков палимпсест наступает в первое алкогольное опьянение.

Ретроградная амнезия выражена слабо. Обычно вытесняется очень короткий эпизод перед острым периодом заболевания.

Чаще всего у детей наблюдается дисмнезия. Это ухудшение запоминания, хранения и воспроизведения. В большей степени нарушается способность запоминать и воспроизводить недавние события: информация из учебников или прочитанных книг, фильмов. Дисмнезия выявляется преимущественно у школьников.

Возможны преходящие нарушения – сниженный объем зрительной памяти детей на фоне цереброваскулярных нарушений. Устойчивое снижение процессов запоминания развивается при психоорганических патологиях: черепно-мозговой травме, дисциркуляторной энцефалопатии, гидроцефалии, олигофрении.

Качественные нарушения – парамнезии – у маленьких пациентов практически не изучены. Нет данных о том, как конфабуляции, псевдореминисценции и криптомнезии протекают у больного ребенка. У детей может встречаться корсаковский синдром (фиксационная амнезия, дезориентация), который может включать псевдореминисценции.

У детей развита фантазия. Поэтому у них могут возникать конфабуляции – воспоминания, которых никогда не было. Ложные воспоминания обычно содержат фантастические сцены, облагороженные множеством деталей.

Стрелялки от первого лица

По данным многих исследований, компьютерные игры, например Call of Duty, улучшают рабочую память. Участник должен удерживать в сознании карту расположения соперников, а также их стиль игры, оружие, опасности и награды, например противопехотные мины и пакеты помощи. Для этого нужны оперативная обработка сенсорной информации и быстрота действий, а азарт стимулирует участников продолжать игру.

Игры на концентрацию

Набор парных карт раскладывается на столе лицом вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карты. Если рисунок совпадает, игрок забирает карты себе. Если нет — карты снова закрывают, ход переходит к другому участнику. Побеждает тот, кто соберет больше всего пар.

Стихи и песни

Заучивание песен и стихов — отличный фитнес для мозга. Еще лучше, если тексты будут на иностранном языке.

Пусть ваш ребенок учит хотя бы по одной песне или стихотворению в неделю. Это поможет ему натренировать память.

Мнемотехники

Существует огромное количество приемов, позволяющих лучше запоминать информацию. Вот лишь несколько из них.

1. Ассоциации. Этот метод весьма эффективен, поскольку позволяет нам превращать слова и идеи в образы, которые запоминаются гораздо легче. Например, готовясь к уроку биологии, ребенок может представить, что плазма — это река, по которой плывут разные типы судов — кровяных клеток. В таком случае лейкоциты — полицейские катера, эритроциты — грузовые корабли, а тромбоциты — аварийно-ремонтные суда

2. Мнемонические фразы. Хорошо известен прием, когда из начальных букв слов, которые необходимо запомнить в определенной последовательности, складывают предложение. Например, фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» помогает вспомнить порядок основных цветов видимого спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. Еще один способ лучше запомнить информацию — зарифмовать ее. Вот, к примеру, известный стишок про число Пи:

Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Многие всю жизнь помнят стихи, выученные в детстве, что лишь доказывает эффективность этого способа.

4. Истории. Этот метод особенно эффективен, когда нужно удержать в голове список вещей, которые не связаны друг с другом. Пусть ребенок попробует составить из набора слов, которые нужно запомнить, некую историю. Чем она абсурднее, тем лучше!

Работа в группе

Если ребенок не очень хорошо понял или запомнил какую-то тему, пусть попробует объяснить ее другим людям — одноклассникам, друзьям или членам семьи. Такой подход способствует лучшему усвоению материала и позволяет отрепетировать устный ответ. К тому же активная совместная работа развивает творческие способности.

Повторение

Чем больше раз ребенок повторит информацию, тем надежнее она закрепится в долговременной памяти.

Чтобы запомнить информацию на долгий срок, нужно пять повторений: сразу после запоминания; через 20 минут; через день; через две недели; через два месяца.


Источник

А что делать, если у ребенка есть всего неделя на подготовку к контрольной или экзамену? Повторения можно организовать следующим образом: 1. Сразу после запоминания (понедельник). 2. Через 20 минут (понедельник). 3. Через день (среда). 4. Через шесть дней (воскресенье).

Сон

Студенты давно знают: учить материал к экзамену лучше перед сном. Доктор Йожеф Чичвари и его коллеги из отдела анатомической нейрофармакологии Совета медицинских исследований Оксфордского университета выяснили, что это не слухи.

Сон необходим для хранения новой информации и обработки ее в памяти. Если ребенок получает ее прямо перед тем, как лечь в кровать, она активизируется в мозге во время сна.

Ученые наблюдали за активностью пар нейронов в гиппокампе крыс, когда те исследовали новую среду и спали. Оказалось, нейроны, которые чаще всего были активны во время исследований, с такой же частотой активировались во время сна, то есть процесс обработки информации продолжался.

По материалам книг «Как подружиться с головой», «Как научить ребенка учиться», «Одна привычка в неделю»

Обложка поста отсюда

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*