admin / 14.05.2020

Массаж для развития речи

Статья:

Детям со значительными речевыми расстройствами необходим логопедический массаж. Он обладает стимулирующим воздействием, повышает эффективность коррекционной работы, нормализует мышечный тонус и позволяет быстрее добиться результатов. Проводить его должен квалифицированный специалист, однако и родители после консультации логопеда и внимательного изучения рекомендаций могут самостоятельно делать со своим ребенком логопедический массаж.

Массаж для развития речи

Справиться как с легкими дефектами речи у детей, так и с более серьезными нарушениями речевого развития помогут комплексные занятия у логопеда-массажиста. Работа с ним поможет ребенку в игровой форме преодолеть трудности произношения, а логомассаж ускорит динамику позитивных изменений.

Логопедический массаж способствует расслаблению мышц артикуляционного аппарата, а также улучшает кровообращение в проблемных зонах, что значительно упрощает для ребенка процесс произнесения сложных звуков.

Также логомассаж помогает справиться с:

  • расстройствами голоса, а также с частичной его потерей;
  • аномалиями в речи ребенка;
  • гипертонусом лицевых мышц;
  • неконтролируемым слюнотечением, вызванным слишком слабым тонусом мышц речевого аппарата;
  • нормализацией речевого дыхания;
  • заиканием, дизартрией, ринолалией;
  • неправильным прикусом;
  • речевыми дефектами при детском церебральном параличе.

Логопедический массаж, как и любая другая медицинская процедура, назначается специалистом. Профессиональный логопед должен осмотреть малыша, произвести пальпацию ротовой полости, чтобы установить области, вызывающие затруднения, и только на основании этих данных назначить вид и форму логомассажа, а также дать рекомендации по регулярности и интенсивности занятий.

Проводить логопедический массаж можно и дома, и многие специалисты замечают, что при таких занятиях, когда в роли массажиста выступает мама малыша, положительный эффект от процедуры достигается значительно быстрее, так как ребенок находится в комфортной обстановке и более расслаблен. В условиях логопедического кабинета малышу нужно время, чтобы ощутить доверие к массажисту и расслабиться, даже если он сидит на руках у матери.

Однако также логопеды обращают внимание родителей на то, что самовольно начинать делать ребенку массаж не стоит: нужно прежде проконсультироваться со специалистом и получить назначение. Также будет полезно, если первый сеанс логомассажа сделает врач, чтобы родители могли лучше понимать, как он происходит.

Противопоказания к проведению массажа

Как и любая медицинская процедура, логопедический массаж имеет ряд противопоказаний, которые, в целом, носят временный и преодолимый характер. Так, его нельзя применять:

  1. При ОРЗ и любых простудных заболеваниях.
  2. При повышенной температуре.
  3. При аллергических реакциях или любых других кожных раздражениях.
  4. При герпесе.
  5. При увеличении лимфатических узлов на шее – немного набухшие точки на расстоянии нескольких сантиметров ниже ушей.
  6. При воспалительных заболеваниях ротовой полости – стоматите, гингивите.
  7. При кожном грибке.
  8. Если в массажируемой области есть синяки, ссадины или царапины.
  9. При конъюнктивите.
  10. При чрезмерной чувствительности ребенка, из-за которой специалисту не удастся найти контакт с малышом.

Правильное и своевременное развитие речевой функции играет для ребенка важную роль, способствуя его социализации и установлению гармоничных отношений со сверстниками. Если в работе аппарата речи есть дефекты, это может привести как к проблемам становления речи, так и к трудностям психологического характера – стеснительности, замкнутости, вспыльчивости или раздражительности.

При должном внимании родителей к проблеме и при своевременном обращении к логопеду можно исправить даже довольно трудные дефекты и «догнать» сверстников в вопросе развития речи. Логопедический массаж играет в этом не последнюю роль, так как способствует лучшему овладению ребенком артикуляционного аппарата и снимает эмоциональные блоки, нередко возникающие у малышей при наличии речевых ошибок и затруднений.

В каких случаях нужен логопедический массаж

Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:

  • Задержке речевого развития.
  • Разных формах дизартрии, в том числе стертой органической — нарушениях произношения, связанных с ограниченной подвижностью органов речи из-за поражения ЦНС.
  • Усиленном слюноотделении (гиперсаливации).
  • Спастичности артикуляционных мышц (повышенном тонусе).
  • Гипотонии артикуляционной мускулатуры (пониженном тонусе).
  • Разных формах заикания.
  • Функциональных нарушениях голоса.
  • Гиперкинезах (дрожаниях) языка и голосовых связок, нарушениях согласованности движений органов артикуляции.

В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме, решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима предварительная консультация специалиста.

Цели логопедического массажа

К основным задачам логопедического массажа относят:

  • Улучшение кровообращения в тканях и мышцах артикуляционного аппарата.
  • Развитие гибкости и эластичности мышц речевого аппарата.
  • Снятие напряжения и расслабление мышц лица, рта, шеи.
  • Эмоциональную разгрузку, преодоление эмоциональных блоков.
  • Подготовку к логопедическим занятиям и упражнениям, повышение концентрации внимания.

Виды массажа

Для повышения эластичности мышц речевого аппарата существуют различные виды логопедического массажа лица и ротовой полости. Для достижения лучшего эффекта часто они применяются не по отдельности, а комплексно.

Основными видами являются:

  • классический;
  • точечный;
  • аппаратный и вакуумный;
  • зондовый по методике Е. Н. Новиковой;
  • ложковый;
  • самомассаж.

Логопедический массаж

Классический логопедический массаж лица направлен на стимулирование мышц и оптимизацию мышечного тонуса. Он включает в себя такие приемы, как поглаживания, растирания, разминания и вибрацию.

Точечный логопедический массаж нацелен на работу с конкретными «проблемными» зонами речевого аппарата. Как правило, акцент делается на точки, являющиеся скоплениями нервных окончаний или сосудов.

Самомассаж

При самомассаже малыш следует инструкциям взрослого, выполняя упражнения самостоятельно. К примеру, он может разминать пальчиками щеки и губы, проталкивать язык через приоткрытый рот, массируя его зубами.

Массаж зубной щеткой

Для массажа языка зубной щеткой нужно приобрести новое средство гигиены, обязательно с мягкими щетинками. Использовать ту же щетку, которой малыш чистит зубы, нельзя. Мягкая щетина является хорошим массажером, стимулируя сокращения мышц языка.

Массаж с помощью ложек

Ложковый логомассаж выполняется про помощи обычных ложек без рельефа, можно использовать и пластиковые детские ложечки. Манипуляции производятся выпуклой стороной.

Расслабление речевых мышц

Также для расслабления речевых мышц проводится мягкий массаж шейного отдела, шеи и подбородка. С него обычно и начинается сеанс. Затем плавными движениями разминают лоб, глаза, область носа, губы, подбородок.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логомассаж совмещают с гимнастикой для артикуляционного аппарата, которую выполняют перед зеркалом. Ребенок воспроизводит гласные буквы, складывает губы трубочкой, высовывает язык и вращает им, растягивает пальцами уголки рта.

Также хорошо совмещать логомассаж с дыхательной гимнастикой – специальными играми «Загони мяч в ворота» или «Сдуй снежинку», а также выдуванием мыльных пузырей. Полезно купить малышу и набор игрушечных духовых инструментов для формирования правильного дыхания.

Особенности проведения

От соблюдения следующих условий во многом будет зависеть и результативность процедуры:

  • Массаж проводят в теплом и хорошо проветренном помещении.
  • Лучше всего, если ребенок будет лежать на кушетке, полу или в кресле. Если процедуру выполняет врач, малыш может сидеть на руках у матери.
  • Предварительно малышу обязательно следует подробно объяснить, что именно будет происходить, для чего ему это нужно. Если ребенок мал, объясните простыми словами, но подробно – так, чтобы ничего в действиях врача не напугало его.
  • Процедура должна проводиться не ранее, чем через два часа после еды. Перед ней ротовую полость следует прополоскать.
  • Руки врача должны быть чистыми и теплыми, без колец или других украшений. Желательно надеть медицинские перчатки и маску.

Методика массажа

Классический логомассаж в домашних условиях можно делать большими и указательными пальцами рук, а разглаживающие движения производить указательным пальцем.

Методика включает:

  • разминку;
  • непосредственно сам массаж;
  • дыхательную гимнастику.

Предварительная разминка

Чтобы подготовить ребенка к массажу, указательными пальцами рук или пальцами одной руки легкими вращательными движениями разомните его плечи и шею, а затем: мышцы лица – область лба от центра к вискам – веки, щеки и подбородок. Это успокоит малыша и подготовит к массажу ротовой полости.

Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях

Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Она характерна для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад; губы плотно смыкаются, напряжены; наблюдается ограниченность активных движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется поглаживающими и легкими вибрирующими движениями, не вызывающими болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5 минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и хорошо отжатое.

Последовательность выполнения

Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
  • Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
  • Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.

Расслабляем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • вокруг глаз в разном направлении;
  • к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
  • к ушам от уголков губ;
  • по лбу, щекам, подбородку и шее;
  • к мочкам ушей от крыльев носа.
  • Легко пощипываем края нижней челюсти;
  • Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.

Расслабляем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
  • Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
  • Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.

Расслабляем мышцы языка

  • Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
  • массируем крайние точки нижней челюсти;
  • массируем подчелюстную ямку;
  • двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
  • Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой или специальными массажными логопедическими зондами:
  • расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
  • похлопываем по языку и надавливаем на него;
  • поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.

Массаж ладошек для развития речи

Массаж ладошек для развития речи

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони «пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Приемы активного массажа

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).
  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.
  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

Массаж рук для детей для развития речи

Если малышу нет трех месяцев, проведение такого типа массажа необходимо согласовать с неврологом. Если никаких заболеваний и нарушения по неврологии нет, процедура сводится к поглаживаниям, растираниям и разминке каждого пальчика в отдельности. После трех месяцев можно использовать предметы с выступами. Их нужно катать в ручках. Такие движения проводятся с обеих сторон ладоней. В качестве предметов можно использовать карандаши, орехи, мячики. Техника после года:

  • малыш должен зацепить одноименные пальчики разных рук;
  • ребенок крепко держит пальчики, родитель в это время должен рассоединить их;
  • ручками ребенка промассировать каждый пальчик;
  • зажать пальчики между средним и указательным пальцами и вытянуть их, одновременно совершенно покручивающие движения.

Чтобы ребенок понял, как проводить движения, родитель должен сам показать и помочь ребенку.

Активизирующий логопедический массаж в домашних условиях

Пониженный тонус артикуляционных мышц часто сопровождается слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Он характерен для мозжечковой формы дизартрии. При гипотонусе речевой мускулатуры губы вялые, плотно не смыкаются, язык тонкий, распластанный, может наблюдаться слюнотечение. В этом случае родителям следует проводить активизирующий логопедический массаж с приемами поглаживания в сочетании с растираниями в виде полукружных и спиралевидных движений, разминаниями, сильной вибрацией, постукиваниями.

Активизируем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие и растирающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • по бровям;
  • вокруг глаз;
  • по щекам от крыльев носа к ушам и от подбородка к ушам.
  • Ритмично сжимаем подбородок.
  • Разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями.
  • Перетираем щеки, поместив указательный палец во рту, а большой палец на щеке.
  • Пощипываем щеки.

Активизируем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине.
  • Пощипываем кожу вокруг губ.
  • Интенсивно постукиваем вокруг губ.

Активизируем мышцы языка

  • При активизирующем массаже языка движения интенсивные, направленные от корня к кончику, в основном используются приемы перетирания и разминания:
  • перетираем язык пальцами вдоль, поперек, по спирали сверху вниз.
  • сжимаем боковые части.
  • пощипываем края.
  • похлопываем сверху шпателем или зубной щеткой.
  • осуществляем вибрацию кончика языка с помощью деревянного шпателя.

Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Растираем боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти.
  • Растираем заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка.
  • Просим ребенка поворачивать голову вперед-назад вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях

При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц. Врач во время проведения дифференцированного массажа должен внимательно следить за ответной реакцией других групп артикуляционных мышц ребенка и при возникновении в них напряженности снижать активность движений.

Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших результатов при исправлении звукопроизношения. Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов.

Данная статья не может быть руководством к действию, только лечащий врач может назначить лечение и обучить приемам выполнения упражнений.

Основные задачи логопедического массажа для детей

Ниже приводим список основных задач, с которыми он позволяет справиться:

  1. Коррекция правильного произношения звуков (звукопроизношения);
  2. Улучшение состояния голосовых связок и голоса;
  3. Нормализация дыхания во время разговора;
  4. Устранение психических и моральных напряжений у детей, которые страдают из-за неправильно поставленной речи;
  5. Уменьшение влияния заикания, дизартрии на повседневную жизнь детей;
  6. Общее улучшение речевого аппарата и мышц, отвечающих за звукоизвлечение;
  7. Укрепление глоточных рефлексов;
  8. Создание правильной траектории движений органов артикуляции.

Список проблем, при которых прописывается логопедический массаж языка для ребенка достаточно большой, но все же главная задача — это устранение дефекта речи у детей.

Часто у детей наблюдается избыточное количество вырабатываемой слюны, поэтому врачи назначают подобные процедуры, чтобы снизить этот эффект.

Показания и противопоказания

У малыша могут наблюдаться врожденные или приобретенные отклонения, которые требуют обязательного назначения логопедического массажа языка. Среди них хотелось бы отметить следующие проблемы:

  • Нарушение голоса или его частая потеря;
  • Дефект речи;
  • Дизартрия;
  • Увеличение эффективности от занятий с индивидуальным логопедом;
  • Непроизвольное слюновыделение;
  • Проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  • Заикания и проблема с произношением из-за сильного напряжения мышц.

Данный список показаний к проведению массажа языка у детей разного возраста может быть расширен на основе индивидуального назначения врачом. В любом случае, понадобится тщательный осмотр специалистом.

Существуют и определенные противопоказания, при которых проведение этой процедуры становится просто недопустимым:

  • Развитие острых респираторных заболеваний или пик простуды
  • Гингивит и конъюнктивит
  • Стоматит
  • Увеличение лимфоузлов и лимфотока
  • Поражение ротовой полости в результате развития герпеса

Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке, поэтому только квалифицированный врач способен окончательно выбрать вариант лечения вашего ребенка.

Так же как и массаж слезного канала у детей, наша процедура требует большой концентрации внимания, так как ответственность за последствия лежит за вами.

Каждый пациент должен с пониманием относиться к подобным решениям, поскольку от них напрямую зависит не только здоровье человека, но и его дальнейшая судьба, если он хочет избавиться от проблем с речью в раннем возрасте.

Нужен ли массаж спины — его польза и вред. Правильная техника выполнения классического массажа.

Что такое LPG? На чем основано действие LPG массажа, а так же противопоказания к нему читайте в этой статье.

Условия для проведения процедуры в домашних условиях

Диагностика опытными врачами с применением современного оборудования позволяет выявить основные проблемы, связанные с речевым аппаратом.

Логопед имеет возможность на основе полученных анализов получить структуру и причину нарушения, что значительно упрощает дальнейший процесс лечения.

Обязательно исследуется мышечная структура шеи, мимические и артикуляционные мышцы, а также верхняя часть тела. Такой подход позволяет учесть даже самые мелкие особенности развития у детей речевых функций.

Теперь перейдем к особенностям проведения логопедического массажа языка в домашних условиях.

Процедура проводится в хорошо проветренной комнате. Если на начальном этапе длительность процедуры составляет всего лишь 5-7 минут, то после 4-5 занятий время увеличивается до 15-20 минут. Не стоит забывать, что от возраста ребенка также многое зависит.

Например, грудничкам допускается проводить процедуру не более 1-2 минут. В дошкольном возрасте процедура проводится в течение 15 минут, а в младших классах этот интервал можно увеличить до 20 минут. Но не забывайте и об индивидуальных особенностях каждого малыша.

Общий курс логопедического массажа языка для детей составляет 10-20 процедур в зависимости от сложности диагностированной проблемы.

В неделю рекомендуется проводить не более 2-3 сеансов, чтобы не вызывать раздражение языковых рецепторов. Отдельную подготовку к процедуре должны пройти и сами родители ребенка, ведь важно верить в то, что это действительно полезно и эффективно.

Обязательно посмотрите следующее видео, о том как делать логопедический массаж детям. Мастер-класс, полезные советы и рекомендации от профессионала.

Манипуляции с языком ни в коем случае не должен доставлять дискомфорт или болевые ощущения, в обратном случае его рекомендуется просто прекратить. Если сразу ребенок будет с боязнью относиться к этим действиям, то после 4-5 сеансов его собственное мнение кардинально изменится.

Логопедический массаж языка зубной щеткой

Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. В нашем случае, мы разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка.

Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом. Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна.

Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка.

Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице.

Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.

Язык ребенка должен быть полностью расслаблен – для этого следует нежно помассировать область в подчелюстной ямке.

Все поглаживания кроме зубной щетки проводятся большими пальцами рук без сильных надавливаний. Они должны быть направлены от центра языка к его боковым поверхностям. Повторимся, что вы не должны забывать о том, что требуется как можно чаще менять марлевые салфетки для сбора слюны.

Ожидаемый результат

Если логопед прописал вашему чаду проведение специального логопедического массажа языка, вы должны с пониманием относиться к этому, ведь имеются явные отклонения и проблемы.

Прохождение всего курса позволит не только улучшить произношение звуков, но и укрепит артикуляционные мышцы, которые задействованы в разговоре у каждого человека.

Прежде чем приступать к процедурам со своим чадом, мы рекомендуем пройти специализированные курсы логопедического массажа. Времени это займет не много, зато вы будете уверены в своих силах и точно знать, что не навредите.

Обучение логопедическому массажу краткосрочное, его можно пройти в пару занятий. Обратитесь к своему детскому врачу за консультацией по этому вопросу.

С маленькими детьми нужно быть всегда очень чуткими и бдительными. Научиться правильно делать массаж новорожденным возможно и самостоятельно, но никак не обойтись без рекомендаций педиатора.

Что понадобится

Для проведения логопедического массажа языка ребенка уложить на прямой поверхности (под шею тугой валик) или удобно усадить. Накрыть лицо чистой плотной тканью, отжатой в теплой воде, на 5 минут. Набор инструментов в домашних условиях минимальный:

  1. Щетка.
  2. Одноразовые перчатки.
  3. Стерильные салфетки или венчик для фиксации язычка.

Его удерживают аккуратно, не надавливая, не вызывая дискомфорт. Следите, чтобы ребенок смог сглатывать. Нельзя забывать про гигиену. Каждое упражнение выполняется минимум 10 раз. Особенно показан массаж языка логопедический ребенку дома при дизартрии, усиленном слюноотделении и функциональных нарушениях голоса.

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе. Помощь логопеда онлайн Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн. Логопед по Skype Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи. Переподготовка на логопеда

Разминка

Чтобы расслабить спастичность артикуляционной мускулатуры, нужно тыльной стороной щетки провести по язычку от корня к кончику. Массаж расслабляющий, и поэтому все движения должны быть медленными и плавными. Упражнение нужно проделать 10 раз. Также, надо помнить о сглатывании.

Солнышко

Его проводим с помощью щетки и ее щетинок. Это движение делается о середину язычка в разные стороны, словно вырисовывая лучики. Важно соблюдать аккуратность. Не нужно давить щетинками об язык, чтобы не травмировать его.

Ёлочка

Упражнение делается просто: вырисовывается силуэт дерева, от корня к кончику, и веточки, от середины язычка к периферии. Все манипуляции должны быть медленными.

Ветерок

Делаем движения сначала слева, далее по направлению от корня язычка к кончику, не надавливая и повторяя ещё раз. Также, щетку слишком глубоко засовывать не нужно, чтобы не вызвать у ребенка рвотный рефлекс. А также, не надо забывать о том, что все движения повторяются по 10 раз. Теперь движемся уже в другом направлении, с права налево. Спускаясь ниже, от корня нужно двигаться к самому кончику.

Дождик

Это упражнение проделывается также, с помощью щетинок, медленно и осторожно, по направлению от корня к кончику. Не нужно сильно бить язычок и забывать про кончик, который надо обработать в самом конце.
Для следующего действия, нужно использовать тыльную сторону щеточки. Производятся такие же движения как и при дождике, но уже тыльной, гладкой стороной.

Большие лужи

Это последнее, расслабляющее и завершающее упражнение. Рисуют большие лужицы, тыльной стороной щетки, круговыми движениями, от середины к краям. В завершение сделать поглаживающие движения и на этом закончить.
Предлагаем посмотреть видео для лучшего понимания техники выполнения. Повтор в логопедическом массаже языка минимум 10 раз.

Коррекция произносимых звуков зондовым массажем языка

Самым частым нарушением речевого аппарата является дизартрия. У малыша появляются проблемы с артикуляцией и произношением многих звуков. При таком диагнозе логопеды назначают зондовый массаж.

Этот метод ускоряет правильное становления звуков и налаживает работу артикуляционных мышц лица, улучшает мелкую моторику ребенка. Без этой процедуры коррекция дизартрии может занять 5-10 лет. Способ не требует особых условий. Его может делать логопед, имеющий специальные знания и навыки.

Однако, это дополнение для терапии, а не панацея от всех проблем с речью. Он подготавливает почву для становления речевых навыков у малыша. Параллельно должны вестись иные этапы терапии.

При неправильном проведении массажа, у ребенка может появиться страх и боязнь инструментов. Некоторые логопеды действуют весьма грубо. После подобного малыш может отказаться от процедур.

Противопоказания к проведению зондового массажа

Курсы массажа назначаются неврологом после тщательного обследования. Проводить сеансы нельзя в ряде случаев:

  • при наличии эпилепсии различных форм;
  • при протекании соматических, инфекционных заболеваниях;
  • при стоматите, гингивите, болезнях кожи, герпесе;
  • повышенной пульсации, высоком артериальном давлении, плохом самочувствии.
  • тошнота, рвота.

Перед проведением сеанса, специалист должен осмотреть ребенка и убедиться в безопасности проведения процедуры. Для решения сложных проблем с речью должен быть разработан комплекс мер. В него должны входить также специальные препараты, физиотерапия.

⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 70

Мысленно коснитесь кончика языка и пройдитесь по нему до его основания. Представьте, что язык здесь не заканчивается, а переходит в гортань, и еще ниже, уходит корнями в центр живота — к Центру. Вытяните кончик языка вперед и коснитесь им нижних передних зубов. Представьте, как напряжение во рту тает, и позвольте этому мягкому ощущению стечь вниз к Центру. Сделайте вдох, надувая живот и позволяя воздуху медленно и легко оседать вниз с кончика языка на середину живота. Выполняя это упражнение, дышите глубоко, и напряжение растает не только в языке, но и во всем теле.

Выполняя упражнение 2А (стр. 71) и мыслеобраз «пушечное ядро», вы сможете добиться лучших результатов в расслаблении языка.

13. Мой зубной врач сделал все, что мог, но я все равно часто чувствую боль и неприятные ощущения в зубах и деснах. Поможет ли мне использование Ци предотвратить это неудобство или преодолеть его?

Направление потока Ци в любую область нашего тела улучшает состояние этого места. Ваши зубы и десны не являются исключением. Из личного опыта я знаю, что с помощью Ци совсем не трудно преодолеть повышенную чувствительность зубов и десен, поскольку обычно она проявляется в виде пульсирующей боли. Приветствуйте эти пульсации как вызов. Чтобы справиться с ними, начните их считать, и продолжайте до тех пор, пока болевые ощущения не исчезнут, оставив вместо себя лишь успокаивающие волны. Когда вы занимаетесь счетом болевых пульсаций, само собой разумеется, что каждый вдох должен опускаться к центру живота. А когда выдох направляется наружу, то дыхание все равно должно оставаться закрепленным в Центре.

Как известно, сильное нагревание или переохлаждение, сладкая и кислая пища могут быть причиной повышенной чувствительности зубов. Временами мы даже можем извлечь выгоду из этого, вызывая пульсирующие ощущения с помощью, скажем, горячего напитка. Воспользуйтесь возможностью направить эти пульсации Ци на стимуляцию ваших десен и их укрепление. Вы можете использовать этот способ и укреплять свои десны в то время, когда вы не слишком заняты, например когда вы смотрите телевизор.

Если вы столкнетесь с более сложными проблемами, вам стоит снова обратиться к своему зубному врачу.

14. Когда я чувствую себя взволнованной или усталой, у меня начинают болеть челюсти, ужасно напрягаются мышцы шеи и становится очень трудно дышать. Почему так происходит? В чем моя проблема?

Я подозреваю, что у вас есть привычка стискивать зубы, когда вы напрягаетесь. В следующий раз, когда боль охватит челюсти и шею, проверьте, не слишком ли плотно сжаты ваши зубы. Я не удивлюсь, если вы также обнаружите, что ваши челюсти стиснуты, и иногда у вас может даже звенеть в ушах.

Если во время стресса челюсти и рот становятся неподвижными, напряжение имеет тенденцию вторгаться и в прилегающие области. Оно переходит на область гортани, и ее отверстие суживается, ограничивая доступ воздуха. Стискивание челюстей делает неподвижным мягкое и твердое нёбо. Даже носовые проходы могут сузиться, влияя на поступление воздуха и звучание голоса. Другими словами, голос может стать гнусавым и невыразительным. В таких условиях очень важно дышать глубоко.

Эти вредные эффекты, вызванные стискиванием челюстей, — только начало неприятностей. Напряжение, созданное сжатием и жесткостью, может влиять на состояние языка, голосовых связок, нервов в скулах, плечевых мышц» позвоночника и всего остального. Вы уже заметили напряжение в шее. Другие проблемы могут иметь то же происхождение, если вы не обратите вспять свою тенденцию к нервозности.

Чтобы эффективно справиться с проблемой, я предлагаю вам подойти к ней одновременно с нескольких сторон. Развивайте базовые навыки брюшного дыхания. Установите ощущение Центра. Научитесь направлять ваше напряжение к Центру и растворять его там. Эти навыки нужно приобретать постепенно. И со временем вы будете в состоянии противостоять этой цепной реакции мышечного напряжения, которая представляет угрозу для здоровья.

В следующий раз, когда вы почувствуете напряжение в шее, для немедленного облегчения выполните следующее целевое упражнение.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*