admin / 21.04.2020

Консультация для родителей и советы доктора Комаровского о том, как отучить ребенка кусаться


Укусы, удары, щипки – примитивные способы общения, свойственные детям до 3-х лет.

Асоциальное поведение, которое проявляется в таких действиях, является сигналом о том, что ребенок не может выразить свои чувства.

Поэтому не стоит прибегать к серьезной коррекции поведения, но предпринимать действия относительно воспитания нужно обязательно.

Почему малыш кусается

Склонность к укусам у малышей возникает по самым разным причинам, большая часть из них являются временными и возникают вследствие адаптации организма ребенка к окружающей среде.

Привычка кусать чаще всего является:

  • Физиологической потребностью. У грудничков в возрасте от 4-5 месяцев начинается естественный процесс прорезывания зубов. Сопровождается он набуханием и зудом десен. Малыш быстро понимает, что дискомфортные ощущения значительно уменьшаются, если ртом что-то надкусывать и жевать. Когда рядом с ним нет прорезывателей, крохе остается только одно – кусать родителей за руку или другие доступные части тела. Такое поведение считается инстинктивным и к 1 году или чуть позже проходит, особенно если поведение ребенка корректировать.
  • Следствием эмоциональных проблем. Если малыш начал кусаться после года, то, скорее всего, он делает это преднамеренно. Все дело в том, что в этом возрасте объясняться словами малыши не способны, но эмоций в это время через край и выражают их крохи доступными им способами, то есть через укусы, щипки или крик.
  • Поведенческих особенностей. Ближе к 2 годам кусать родителей или себя малыши начинают часто в стрессовых для них ситуациях. Таким стрессом может стать детский сад. Кусая и щипая, ребенок выражает свой протест и проверяет реакцию окружающих. Если кроха начинает кусать на постоянной основе других деток, то вероятнее всего он так пытается доказать свое лидерство или скрыть страх перед незнакомым для него местом.
  • Психические отклонения. Помощь детского психотерапевта или психиатра нужна, если привычка кусаться сохраняется у детей в 4 года и старше или появляется впервые в этом возрасте. Подобное поведение может быть симптомом психиатрического диагноза. Разумеется, помощь специалиста может потребоваться и раньше, особенно если кроме укусов у малыша наблюдаются другие отклонения в поведении.

Когда укусы говорят о серьезных проблемах в поведении?

  • дошкольник продолжает кусаться, хотя взрослые запрещают;
  • возраст кусаки более 4-х лет;
  • укусы очень чувствительные, на их месте остаются раны;
  • укусы являются результатом выражения враждебности и негодования, а не намерением завладеть игрушкой или самообороной в драке;
  • агрессия обращена на домашних животных.

Ребёнку 3 и больше лет

Если кусается ребенок, которому уже исполнилось три года, стоит обратить особое внимание на его отношения со сверстниками. Почему?

Вполне возможно, что он чувствует себя изгоем в компании либо ему вовсе приходится защищаться от нападок других детей. В такой ситуации ребёнок может ощущать свою беспомощность или даже сильный страх.

Но бывают и совершенно противоположные случаи, когда ребенок не защищается от других, а нападает на детей первым. Почему это происходит и что делать в такой ситуации может подсказать только врач: педиатр, невролог, психолог.

Стоит только отметить, что подобные действия могут свидетельствовать о проблемах с самоконтролем и самовыражением, а также быть причиной излишней агрессии.

Часто укусы – реакция ребенка на постоянные стрессы

Способы самостоятельно отучить ребенка кусаться

Сначала стоит обратиться к специалисту и обязательно учесть советы психолога. Профессионал должен помочь выявить причину, дать совет относительно поведения родителей в данной ситуации.

Как отучить ребенка кусаться самостоятельно:

  • Чтобы ребенок не кусался, достаточно дать крохе больше личного пространства. Предоставить возможность решать проблемы самостоятельно. Поможет настроить контакт между родителем и чадом.
  • Если ребенок кусается постоянно, но не больно – сигнал, говорящий о нехватке внимания. Стоит проводить больше времени с малышом, параллельно проводить обучающие игры.
  • Когда кусается маленький ребенок, стоит обратить внимание на его здоровье. Проводить беседы, выражая чувства.
  • В 4 года причин может быть много, стоит решить проблему внедрением спокойных игр для концентрации внимания, снижения активности. Поощрять хорошее поведение.

Специалисты в работе с малышом более точно выявят проблему. Рекомендации помогут родителям при самостоятельном решении проблемы.

Внимание! Укусы малыша могут быть причиной нескольких воздействий одновременно. Методы решения можно объединять в систему.

Если ребенок достаточно взрослый, родителям можно провести доверительную беседу, без упреков, криков и недовольств. Это самый быстрый и эффективный метод выявления и решения проблемы.

Кто из детей чаще становится «кусакой»

Детские психологи и педиатры, в том числе и доктор Комаровский, считают, что склонность к укусам, щипкам и драчливости свойственна детям с определенными чертами характера или возникает как следствие болезней или семейных проблем и ошибок в воспитании.

Кусаются чаще всего:

  • Малыши-подражатели. То есть те, кому нравится копировать манеры окружающих. Кусаться они могут, беря пример с домашних котят или щенков или подражая действиям одногруппников.
  • Чрезмерно эмоциональные крохи. Есть малыши с рождения очень активные в эмоциональном плане. Несовершенство нервной системы в первые годы жизни не позволяет им адекватно справляться со своими чувствами, поэтому они выражают их через щипки и укусы.
  • Дети, не получающие достаточного внимания от взрослых. В этом случае малыш вполне может кусать не только близких, но и самого себя за руку или ногу.
  • Малыши со склонностью к агрессии. Если ребенок продолжает кусать и уже тогда, когда можно в силу возраста контролировать свои желания, то есть после трех лет, то это в большинстве случаев указывает на повышенный уровень агрессии. Чтобы избавиться от плохой привычки и предотвратить появление других проблем в старшем возрасте необходимо как можно раньше начать обратиться к психотерапевту и следовать его рекомендациям.
  • Дети, у которых имеется врожденная слабость жевательных мышц. Обычно это проявляется сильным привыканием к соске пустышке, а после отучения от нее именно появлением привычки кусаться.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Кариотипирование плода при планировании беременности, важность и особенности процедуры

Причиной тяги к агрессии, выплескиваемой на окружающих, у детей младшего возраста нередко становится и нездоровая семейная обстановка.

Постоянные ссоры, напряжение, крики негативно отражаются на неокрепшей психике крох, вызывают у них страх, непонимание, обиду, а иногда и несознательную ненависть.

Повлиять на ситуацию дети никак не могут, и свои чувства выражают агрессивными действиями, направленными на родителей, себя или других детей.

Нередко дети дошкольного возраста начинают несознательно грызть или кусать губы. Возникает такая привычка при преобладании негативных эмоций, при недостатке микроэлементов или витаминов, или вследствие образования корочек.

Чтобы справиться с проблемой, нужно определить основную причину ее появления и уже отталкиваясь от нее искать пути решения.

2-3 года

С возрастом осознанность действий у ребенка возрастает. Ребенок понимает, что причиняет боль своим укусом. Как правило, есть какая-то психологическая причина – ссоры в семье, конфликт с детьми в садике или другой стресс.

Словарного запаса малыша еще не хватает, чтобы он мог подробно описать свое состояние. Поэтому следует понаблюдать за ним, проанализировать окружающую его обстановку.

Агрессию, проявляющуюся, в том числе, и через укусы, может вызвать рождение младшего братика или сестрички. Для маленького ребенка может стать тяжелым испытанием переключение внимания родителей на младенца.

Что делать

Ребенок, растущий в атмосфере психологического комфорта, гораздо меньше склонен к агрессии. Поэтому очень важна спокойная, доброжелательная атмосфера в семье.

Для выплеска негативных эмоций психологи рекомендуют вводить действия-замещения. Если вы видите, что чадо расстроено, предложите ему от души попинать мячик, побегать (можно наперегонки), покататься на качелях. Хорошо помогает регулярная утренняя зарядка.

Если в семье ожидается рождение младенца, старшего ребенка нужно готовить заранее. Можно объяснить ему, что его любят не меньше, но новорожденный требует больше заботы, так как он совсем маленький.

Нужно привлекать старшего ребенка к уходу, он вполне может принести пеленку или поднять соску. И необходимо сделать все, чтобы он не чувствовал себя забытым.

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э — эффективная
Н — неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели
Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование
1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса — твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)
Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование
2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений
Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы
Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.
Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания
3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!
Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты
4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины — только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими
Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ
Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу — для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа — также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля.

Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения.

Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок»;

А. Гнездилов. «Авторская сказкотерапия»;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике»;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей»;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов.

Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Поведение родителей

Если ребенок стал кусаться в детском коллективе, постарайтесь выяснить, что провоцирует укусы. Вспомните, когда первый раз обнаружили у малыша эту нехорошую привычку. Может быть, в жизни крохи произошел какой-то переломный момент.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок сосет палец: советы психологов

Малыш укусил кого-то при вас, займитесь утешением укушенного, пожалейте его на глазах маленького кусаки. Пусть он увидит наглядный пример того, что нужно сочувствовать другим. Дайте малышу шанс искупить вину, пусть он поможет наложить вам лейкопластырь на укушенное место, произнесет извинения, подарит пострадавшему сверстнику рисунок.

От укуса или удара малыша пострадали вы – скажите ему: «Ты причинил мне боль. Ты обидел меня, я не хочу, чтобы меня кусали» Нельзя отвечать укусом на укус, чтобы у него не возникло утверждение, что именно так и надо защищаться или отстаивать свое собственное мнение. Когда от укуса пострадали вы или какой-либо другой малыш, не надо повышать голос или наказывать виновника.

В тот миг, когда ребенок кусается, он весь во власти гнева. Он не контролирует свои действия. Приказывая ему, но не дав возможности успокоиться, вы вызываете у него еще большую злобу. Запомните, агрессию у малыша нельзя останавливать, надо дать ей возможность выплеснуться. В противном случае отрицательные эмоции, оставшиеся в нем, рано ли поздно все равно проявят себя, найдут выход.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно отучить годовалого ребенка от грудного вскармливания?

Как справиться с вредной привычкой

Родители кусающегося на постоянной основе малыша закономерно интересуются у психологов, педиатров, на тематических форумах – как отучить от вредной привычки и сколько по времени ребенок может так себя вести?

Бороться с не вполне адекватным поведением, естественно, нужно, но вот способ устранения привычки нужно каждый раз подбирать индивидуально.

Если кусаться грудничок начал в период прорезывания зубов, то нужно купить ему специальные прорезыватели или игрушки с упругими пупырышками, которые хорошо массируют десна.

Психотерапевты не советуют покупать прорезыватели в виде фигурок животных, так как велика вероятность того, что малыш не сможет понять разницу между неживыми и живыми питомцами. Приведет это к тому, что карапуз не будет противоестественным считать желание укусить домашнего питомца.

Снизить тягу к кусанию при зуде десен поможет использование специальных охлаждающих и обезболивающих гелей.

Если ребенок намеренно кусает грудь матери во время кормления, то нужно сразу отнять ее. Со временем грудничок поймет, что после его укусов вкусного молочка он лишается. Взаимосвязь между этими процессами он быстро почувствует, в результате желание попробовать маму на вкус исчезнет довольно быстро.

При слабости жевательных мышц ребенку нужно как можно чаще предлагать твердую пищу – яблочки, морковку, корочки хлеба, сушки. При их пережевывании мышцы постепенно тренируются, приобретают эластичность и силу, то есть причина склонности к кусанию устраняется.

Отличной тренировкой для мышечных волокон является и выдувание мыльных шариков, и надувание воздушных шаров.

От родителей потребуется больше усилий, если проблема сохраняется в 3-4 года. В основном в это время она является следствием недостатка внимания, эмоциональной неуравновешенности или недостаточно близких отношений в семье.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как бороться с растяжками во время беременности и после родов

Чтобы справиться с вредной привычкой нужно:

  • Увеличить физическую активность ребенка – больше гулять на улице, практиковать подвижные игры, по возможности записать в подходящую по возрасту спортивную секцию.
  • Научить ребенка выражать свои чувства не действиями, а словами. Малыш должен понять, что всегда сможет подойти к маме или папе и сказать, что его беспокоит, чего он боится, что не устраивает. Адекватно показывать эмоции можно научить через сказки, ролевые игры, понятные ребенку беседы и примеры из жизни.
  • Поддерживать в доме спокойную, дружелюбную атмосферу. Чувствуя любовь и внимание, ребенок охотнее реагирует на просьбы родителей, в том числе и направленные на коррекцию его агрессивного поведения. В дружелюбной обстановке дети лучше развиваются в психоэмоциональном плане и редко испытывают затруднения при общении с другими детьми.

Не всегда родители могут сами справиться с вредными привычками у малышей. Советы психолога и медицинское обследование иногда бывают крайне необходимы. Когда нужно показать ребенка компетентному детскому психотерапевту вы сможете прочитать ниже.

До года

В этом возрасте речь идет только о физиологии. Младенцы начинают кусаться при прорезывании зубов. Набухшие десны зудят и болят, и малыш пытается избавиться от боли, прикусывая все подряд.

В этот период очень эффективны специальные «пупырчатые» игрушки из силикона, наполненные гелем. Их можно давать малышу слегка охлажденными. Упругая прохладная игрушка смягчает неприятные ощущения. Если это не помогает, педиатр может посоветовать специальные препараты, снимающие зуд и боль.

Очень важно отучать ребенка кусаться во время кормления. Педиатры советуют прекратить кормление сразу после укуса, строго сказав малышу, что так делать нельзя. Подросший ребенок прекрасно уловит интонацию.

Снова дать грудь можно через 2-3 минуты, а если укус повторится, то увеличить перерыв. Ребенок должен усвоить, что он лишает себя молока, кусая маму.

Иногда на форумах встречается совет немного ущипнуть ребенка в ответ на укус. Но психологи не рекомендуют этот способ.

Почему ребенок кусается в детском саду

Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.

В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.

Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.

Когда привычка перерастает в болезнь

Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.

С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.

В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.

Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.

Более подробно о том какие еще бывают вредные привычки у детей и как от них отучать ребенка, можно узнать здесь: Беседа с детьми о вредных привычках

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство.

В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему. Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте. Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_kusatsya.html

Что делать в этой ситуации?

Если ребенок кусается, надо попробовать заранее предупредить агрессию малыша к окружающим его детям. Видите, что он начал раздражаться, нервничать, ссориться, дерется со сверстниками – постарайтесь заинтересовать его другим занятием, отвлеките его.

Пусть он поиграет в другие игры или посоветуйте посидеть одному, чтобы проанализировать свои поступки. Данный метод хорош тем, что он способствует сокращению времени общения кусаки с окружающими детьми, взрослыми. Бывает, ребенок кусается в результате длительного нахождения среди детей (взрослых), виной может быть банальное переутомление.

Если кусается неговорящий ребенок, его поступки надо непременно озвучивать, чтобы он запоминал их название. Например, начните так: «Ты укусил Мишу!». Затем продолжите: «Кусать никого нельзя, ты поступаешь плохо!», «Кусать надо только груши или яблоки”. Потом предложить малышу поиграть во что-нибудь интересное.

ИНТЕРЕСНО: как быстро отучить ребенка от истерик?

Остановить его агрессию можно через другой вариант действия. Поинтересуйтесь, заметив, что малыш начал нервничать: «Может, тебе дать большую куклу или новый трактор?».

Если вы не смогли предупредить агрессию, остановите ее дальнейшее проявление со стороны малыша. Для этого надо нежно, без порывистых движений обнять его. Потом, глядя в глаза, рассказать ему о его переживаниях и чувствах, например: «Тебе не хочется расстаться с медведем и отдать его Насте. Я тебя прекрасно понимаю и т.д.». Постарайтесь говорить утвердительно, чтобы ваши слова были по эмоциональности схожи с его состоянием. Главное – убедить малыша, что вам хорошо понятны его чувства, что цель его агрессии – демонстрация своей обиды. Она достигнута – дальнейшее проявление агрессивных действий не имеет смысла.

Когда ребенок кусается в детском саду, поинтересуйтесь у воспитателей, ходят ли в группу дети с такими же наклонностями. Может оказаться, что на него плохо повлияли товарищи.

ИНТЕРЕСНО: как отучить ребенка постоянно капризничать?

Какие действия будут неправильными

Желая отучить малыша от вредных привычек, родители могут совершить ошибки, которые приведут к появлению еще больших проблем. Психотерапевты рекомендуют:

  • Отказаться от наказания. Насилие порождает еще большее насилие. Не нужно думать, что ребенок безвольное существо, которым можно распоряжаться по своему усмотрению. Крики, шлепки, игнорирование ребенка приводят к дополнительной напряженности, что никак не способствует коррекции поведения. Дети постарше в ответ на наказания могут перестать дома щипаться и кусаться, но взамен этого они будут это делать по отношению к другим детям.
  • Действовать последовательно и вместе с тем мягко. Нужно выбрать одну линию отношения к укусам ребенка и следовать ей постоянно. Можно в тот момент, когда кроха нацелен укусить за руку или другое место на теле выставить перед его ртом преграду, например ладонь или строго проговорить, глядя в его глаза, что так делать нельзя. И так нужно поступать постоянно, независимо от присутствия посторонних, настроения или дня суток.
  • Отказаться от игнорирования крохи. Некоторые родители в ответ на щипки и укусы перестают обращать внимание на ребенка, не играют с ним и не читают книжек. Маленькому человечку очень трудно проследить взаимосвязь между таким поведением мамы и его укусами, что приводит к психоэмоциональной напряженности.
  • Учить ребенка с раннего возраста взаимодействию со сверстниками. Малыш должен охотно делиться с другими детьми игрушками и сладостями, уметь уступать и принимать участие в коллективных играх.

Категорически нельзя заклеивать рот ребенку скотчем (а таких примеров хватает) или промывать его мыльной водой. Такие действия также относятся к насилию и крайне негативно отражаются на неокрепшей психике крох.

Подготовка к садику

Прежде всего, нужно сделать все, чтобы необходимость посещать детский сад не стала для ребенка стрессом. Готовьте его к садику заранее, рассказывайте, как он будет весело играть с другими детками, сколько там будет новых игрушек.

Учите малыша играть с другими детьми, приводя его на детские площадки. При этом необходимо внимательно следить за своим чадом и пресекать любую попытку укуса.

Психологи советуют поставить физическую преграду перед открытым для укуса ртом, например, открытую ладонь, и строго запретить кусаться.

Если это не помогает, ребенка нужно увести с площадки, объяснив, что это наказание. Таким образом, ребенок поймет, что попытки укусить лишают его возможности играть с другими детьми.

Нужно объяснять, что он может сделать другому больно. Напомните, например, как ему самому было больно, когда он упал, как он после этого плакал.

Что делать, если ребенок кусается в садике

Если воспитатель сообщил о том, что ваш малыш кусается, выясните ситуацию как можно подробнее: кусает ли он всех подряд, или кого-то одного, что предшествовало укусу и так далее. Если ребенок раньше не проявлял агрессию, то, возможно, это его реакция на новую обстановку, или так он ответил на попытку его обидеть.

Дома подробно обсудите ситуацию с малышом, объясните, что нужно было поступить иначе. Можно обыграть это – например, мишка играется с мячиком, а зайка тоже хочет играть. Но он не будет отбирать мяч и кусаться, а просто подождет, пока мишка наиграется.

В этих случаях необходима помощь воспитателей. Возможно, крохе нужно уделять больше внимания во время адаптации. Иногда воспитатели отсаживают задир отдельно, но это не всегда помогает, у некоторых детей это может вызвать истерику и только ухудшить ситуацию.

Заранее договоритесь с воспитателями о том, как реагировать, если ребенок кусается в детском саду. Возможно, понадобятся советы психолога, который работает в садике и наверняка сталкивался с подобными ситуациями.

Чего нельзя делать

Психологи категорически не одобряют шлепки по губам, ответные укусы и щипки, и вообще любые телесные наказания со стороны родителей. Это не поможет решить проблему, но может закрепить агрессивный тип поведения.

Строгий осуждающий тон сам по себе суровое наказание для ребенка. Но и ругать ребенка нужно дома, при посторонних людях лучше этого не делать.

Маленький бунтарь может воспринять это как унижение, и протестовать доступными способами.

Когда необходима помощь психолога

Не все родители без опаски относятся к обследованию своего чада у психолога или психотерапевта. Но иногда без их помощи обойтись невозможно.

От привычки кусаться избавляться под руководством врача нужно, если:

  • Ребенку уже больше трех лет и предпринятые дома меры не помогли решить проблему.
  • В семье или в близком окружении случилась трагедия или произошла иная ситуация, которая негативно отразилась на психоэмоциональном поведении ребенка.
  • После укусов заметно, что малыш получает явное удовольствие от боли других людей.
  • Склонность к укусам и щипкам сочетается с другими формами агрессии. Насторожить должно то, что малыш постоянно ломает свои игрушки, может пнуть или ударить домашнего питомца, сознательно причиняет боль младшему братику или сестренке.
  • Отмечается плохой сон, сниженный аппетит, задержка речевого развития.
  • Есть проблемы с усвоением информации и внимательностью.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Бесплодие у женщин, как приблизить рождение долгожданного малыша

Заметив перечисленные выше особенности поведения у ребенка, не стоит паниковать или наоборот затягивать визит к врачу.

Как правило, большинство серьезных патологий выявляются еще на ранних осмотрах у невропатолога.

Возможно, вашему ребенку может потребоваться всего несколько индивидуальных занятий у психотерапевта или прием седативных средств и витаминно-минеральных комплексов.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*