Организм малыша особенно нуждается в самых богатых на витамины и полезные элементы продуктах. Это вынуждает…
admin / 25.05.2020
Содержание
В школе ребёнок сталкивается с большим объёмом информации. Запомнить исторические даты, выучить правила и исключения, не забыть формулы и законы… Как удержать это всё в голове? Адукар расскажет, как тренировать память ребёнка, чтобы школьный материал надолго запомнился.
10 лет назад возрастной психолог Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали дети с недостатком рабочей памяти. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью определённых упражнений устранить дефицит памяти и развить её. Каждый день ребята занимались по полчаса на обучающей компьютерной программе. Им нужно было прослушивать, а затем повторять в той же последовательности буквы или цифры, запоминать расположение предметов и воспроизводить его после поворота сетки на 90 градусов. Задания постепенно усложнялись. За шесть недель эксперимента у детей исчезли проблемы с памятью, улучшилась обучаемость, хотя показатели IQ не изменились.
Экспериментируйте так же дома, предложите своему ребёнку игры на последовательность. Например, «Я сходил в магазин и купил»: игроки по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие. Много подобных упражнений можно найти в интернете или книгах.
Чтение развивает воображение, внимание и память. Если хотите, чтобы все три пункта помогали ребёнку в учёбе, постарайтесь привить ему интерес к книгам. Даже пять страниц в день из любимого произведения станут хорошей умственной тренировкой.
Память детей младшего школьного возраста способна организовываться быстрее, чем память детей дошкольного возраста, и сохранять информации больше. Но существует ряд недостатков и особенностей:
Важно научить детей младшего школьного возраста анализировать текст, концентрироваться на решении примеров и запоминать формулы, чтобы подготовить к дальнейшему обучению. Для этого разработаны психологические приемы, но учителя ошибочно считают правильным шагом заставить ребенка много раз повторять один и тот же материал.
Маленькие дети не понимают, что нужно выучить текст. Они просто выполняют задание учителя: повторить текст столько-то раз, что неэффективно для запоминания. Разобраться с развитием мышления помогут рекомендации психологов.
Повышать продуктивность запоминания материала помогут следующие приемы:
У некоторых детей младшего школьного возраста не возникает проблем с быстрым и качественным запоминанием материала, что встречается иногда среди читающих детей.
Некоторые школьники способны легко запоминать тексты, но так же легко этот материал забыть. Буквально через день они уже не вспомнят, о чем читали.
Самая трудная ситуация складывается с детьми, которые медленно запоминают, с трудом осваивают и сразу забывают выученный материал.
Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте отличаются у детей, но присутствует одна общая черта. Развитие памяти невозможно без одновременного развития внимания, поскольку запоминание материала требует нужной степени концентрации на объекте запоминания. Поэтому рекомендации специалистов заключаются в одновременной работе над вниманием и памятью.
Гиперактивность и повышенная рассеянность – такую характеристику дают психологи многим современным школьникам начальных классов. Учащийся не может заставить себя сосредоточиться, упускает много базового материала, отстает в учебе. Педагог в начальных классах при помощи специальных приемов помогает адаптироваться ребенку в школе.
Специальные игры, упражнения, задания и приемы развивают внимательность и память у школьника, поддерживая интерес к учебе.
Виды внимания:
Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.
Педагогу и родителям ученика младшей школы не следует делать упор в упражнениях и играх на развитие только волевого внимания – это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка и взрослого. В заданиях нужно использовать приемы на развитие послепроизвольного внимания – это поможет сформировать способность сосредотачиваться усилием воли.
Объем внимания младшего школьника –2–5 единиц (может одновременно сосредоточиться минимум на двух предметах), распределение внимание слабое. У учащихся младших классов внимание неустойчивое в силу возрастной особенности процессов торможения.
Занятия лучше строить в соревновательной форме для поддержания и развития лидерских качеств – задание нужно выполнить правильно и быстро. Многие дети проговаривают свои действия вслух – это помогает удерживать им в памяти инструкцию по выполнению задания.
Игры для развития внимание – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.
Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы. К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу. Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.
Как повысить внимательность у школьника? К специальному развитию внимания у школьников можно отнести два метода, которые в некотором роде близки: они про важность связи между телом и мозгом.
Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.
Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у школьника.
Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.
Детство – пора активности. Большую часть дня дети бегают, играют в шумные игры, тратят много энергии. Так протекает естественный процесс их развития и познания окружающего мира. Но помимо активных игр, ребенок занимается и другой деятельностью: рисует, слушает сказки, играет в настольные игры. Вот тут родители могут столкнуться с проблемой – нехваткой усидчивости.
Малыш растет, у него появляются новые интересы и обязанности. Для успешного их выполнения ему необходима усидчивость и способность к концентрации внимания. Эти навыки пригодятся ему в процессе обучения в школе, ну и, конечно же, во взрослой жизни.
Развитие усидчивости помогает ребенку научиться контролировать свои эмоции, желания, тренирует волю, целеустремленность, терпение, умение доводить до конца начатое дело. Параллельно с развитием усидчивости, у малыша развивается память и внимание, что способствует лучшему усвоению и пониманию информации.
Стремясь развить у ребенка усидчивость, родители должны учитывать его индивидуальные психофизические особенности: возраст, темперамент, скорость реакций. Одни дети могут без труда подолгу выполнять монотонную работу, а другим требуются частые перерывы и перемена вида деятельности.
Дети любят все яркое и привлекательное, поэтому игрушки нужно выбирать, руководствуясь этим принципом. Яркие, цветные игрушки с интересным содержанием, увлекательные игры привлекут внимание малыша и помогут сосредоточиться на игре или выполняемом задании.
Во время занятий ребенка ничто не должно отвлекать. Телевизор, компьютер или радио нужно выключить. Спокойная атмосфера способствует большей сосредоточенности. Не следует давать ребенку сразу много игрушек, чтобы его внимание не рассеивалось. Во время занятий лучше убрать все посторонние предметы из поля зрения малыша, потому что лежащие вокруг игрушки будут отвлекать его.
Если ребенок старается, его обязательно нужно хвалить, поощрять. Похвала взрослых является отличным стимулом для малыша. Если предложенное занятие или игра не увлекает ребенка, не стоит ругать его. Лучше отложить занятие на некоторое время, а позже попробовать снова вернуться к нему. Возможно, новая игра или вид деятельности пока еще не знакомы малышу, поэтому не вызывают интереса.
Дети дошкольного возраста могут концентрировать внимание на одном занятии не более 15 – 20 минут. Необходимо учитывать эту особенность и не заставлять малыша слишком долго заниматься одним делом. Чем интереснее занятие, тем дольше ребенок сможет концентрироваться на нем. Подбирая игры или занятия для малыша, нужно учитывать его интересы и пожелания.
Труд хорошо помогает воспитывать у детей усидчивость. Дети, как правило, любят помогать взрослым по хозяйству. Не нужно запрещать ребенку делать это, наоборот, необходимо поощрять его стремление к труду. Можно просить его оказать посильную помощь: подмести пол, вынести мусор, убрать со стола посуду.
Личный пример родителей влияет на поведение малыша. Родители должны показывать на деле, что такое усидчивость, внимательность, объяснять малышу, почему каждое дело нужно доводить до конца.
Некоторые игры и занятия могут помочь малышу научиться долгое время сохранять концентрацию внимания на одном деле. Что сюда относится?
Школьной программой предусмотрены задания, в которых необходимо выучить стихотворение или отрывок наизусть. Но их задают не так часто, поэтому эффект от подобной тренировки не так ощутим. Заведите привычку учить с ребёнком по одному стихотворению или песне в неделю, без напряжения и с учётом его школьной нагрузки. Только не принуждайте насильно, пусть ребёнок сам выберет отрывок и распределит, по сколько строчек в день будет учить. На старте обсуждайте содержание отрывка и почему это произведение заинтересовало школьника.
Чтобы ребёнок лучше запоминал информацию, научите его приёмам мнемотехники. Благодаря ассоциациям можно превращать идеи, текст школьного учебника в запоминающиеся образы. Так, буква Д запомнится первокласснику, потому что она похожа на домик. А строение крови восьмикласснику легче понять, если представить плазму — рекой, по которой плывут полицейские катера лимфоцитов, грузовые корабли эритроцитов и буксиры тромбоцитов.
«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — предложение, которое помнит с детства любой школьник. С помощью этого приёма можно запомнить не только цвета радуги. Предложения-подсказки удобно создавать практически к любому заданию на запоминание. Например, необходимо выучить последовательность планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Чтобы было проще, придумайте предложение из восьми слов, которые начинаются на ту же букву, что и названия планет. Получилось? Молодцы.
Для запоминания информации её можно рифмовать («Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам») или придумывать истории с набором слов, которые никак между собой не связаны. Научите ребёнка таким хитростям, и ему станет намного проще учиться.
Чтобы надолго запомнить информацию, ребёнку мало прочесть текст. Необходимо по возможности подключить разные органы чувств: зрение, слух, осязание и так далее. Например, ребёнку сложно выучить стихотворение о природе. Предложите ему нарисовать пейзаж по каждой строчке стиха. Или записать свой голос на диктофон и прослушивать, пока делает уборку в комнате. Такая комбинация позволит эффективнее выучить школьный материал.
Надолго запоминается то, что интересно и понятно. А чтобы понять материал, его стоит осмыслить. Учите ребёнка вникать в содержание, а не сухо зазубривать текст. Сложно понять, как происходит фотосинтез? Найдите научный ролик, видеоурок, онлайн-лекцию, где объясняется это процесс. Попросите школьника не игнорировать примеры из учебников, потому что это наглядное объяснение темы. Первое время, возможно, придётся что-то подсказывать, объяснять. Но позже школьник научится работать с информацией и станет лучше её осмыслять и запоминать.
Практически все темы со школьной программы по белорусскому, русскому, английскому языкам, биологии и истории объясняют преподаватели в видеоуроках на образовательном YouTube-канале Адукар. С ним станет проще готовить домашние задания, повторять теорию к экзаменам, ЦТ или ЕГЭ. Советуем подписаться
Чтобы материал надолго запомнился, его необходимо повторить хотя бы пять раз. Схема повторения проста: сразу после запоминания — через 20 минут — через день — через две недели — через два месяца. А что если у школьника на следующей неделе проверочная работа? Тогда готовимся по такой схеме: первых два повторения сразу в понедельник, третье — через день (среда), четвёртое — через шесть дней (воскресенье).
Мы рассказали об основных приёмах, которые помогут школьнику лучше и быстрее запоминать информацию, а также проще учиться. Эти полезные навыки пригодятся не только в учёбе, но и в будущей работе и просто по жизни. Лёгкого учебного года!
***
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Родители часто спрашивают, как развивать внимание младших школьников.
Сегодня я представляю игры на развитие таких свойств внимания, как переключение, распределение и концентрацию.
Основой этих игр станут буквы. Начнем…
Задание 1 «Корректор”.
а) Из всех букв выбери только буквы «А» и «а» и обведи их в кружок.
ПпВнОаГеАранЕнАорывдААауйёэыуФяьда
б) Букву «А” подчеркни, а букву «Л” зачеркни.
ЛпВнАаГеАранЛнАоллвдАЛауйёэыуФяьла
в) Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.
Ааа ааАА аАа Аааа ааАа Ааа аАа
г) Найди «лишнюю» букву в каждом группе букв и вычеркни её.
ААаА ааАаа аааааа АААА ааааа ААААА ААААА
д) Найди и зачеркни только буквы (только гласные или согласные буквы)
е) Подчеркни все согласные буквы, зачеркни гласные
з) Найди и зачеркни все слоги «ЖИ”, «ЧК”.
жиВнчкЖИеАранЛнАочквдЧКауйёЖИуФя
и) Найди все слоги ЧА и обведи их, слоги ЧУ подчеркни, ЩА – зачеркни.
Эти задания можно выполнять и в старых журналах с крупным шрифтом.
Время на выполнение задания лучше ограничить 2-3 минутами.
Для мотивирования ребенка можно сделать лист его достижений, куда нужно будет вписывать результаты.
«Корректор” со словами.
Среди буквенного текста спрятались слова.
Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «б» зеленым карандашом.
БорисиБарбосщгшшгпошлижфъйзалдролгрибамибьсь
Барбосилвискалгрихыдпгрибыхншнгзшщзоржфэкорз
лрошвщгрибникиыдолррохцнашлилсобаранкадылног
Задание 2 «Что нарисовано?”.
Ребенку предлагается мозаичное изображение и дается инструкция:
Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А» и «а».
Ребенку показываются перепутанные буквы.
Необходимо определить, какие буквы «спрятались» друг за другом.
Задание 4 «Изографы”.
Изографы– это картинки, на которых слова нарисованы
буквами, изображение которых напоминает изображение
предмета, о котором идет речь.
А в названии которого используются эти буквы.
Задачей ребенка является составление слова из найденных в
изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа.
Задание 5 «Выложи букву”.
Выкладывать буквы можно из различных материалов: мозаики, пластилина, круп, пуговиц, макарон.
Можно нарисовать буквы нитками.
Я использую в своей работе раздаточные листы по теме «Алфавит», которые можно скачать
Когда мысль сфокусирована, то она обретает силу. Многие упражнения для концентрации внимания очень монотонны и отнимают энергию. Но они приносят большую пользу: тренируется тело, движения становятся контролируемыми, а впоследствии оно станет с легкостью повиноваться командам разума.
4 хороших упражнения:
Упражнение для тренировки внимания младших школьников
Игры:
FILED UNDER : Педагог