admin / 25.05.2020

Как тренировать память у ребёнка? Упражнения и техники запоминания

В школе ребёнок сталкивается с большим объёмом информации. Запомнить исторические даты, выучить правила и исключения, не забыть формулы и законы… Как удержать это всё в голове? Адукар расскажет, как тренировать память ребёнка, чтобы школьный материал надолго запомнился.

Найдите игры и упражнения на последовательность

10 лет назад возрастной психолог Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали дети с недостатком рабочей памяти. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью определённых упражнений устранить дефицит памяти и развить её. Каждый день ребята занимались по полчаса на обучающей компьютерной программе. Им нужно было прослушивать, а затем повторять в той же последовательности буквы или цифры, запоминать расположение предметов и воспроизводить его после поворота сетки на 90 градусов. Задания постепенно усложнялись. За шесть недель эксперимента у детей исчезли проблемы с памятью, улучшилась обучаемость, хотя показатели IQ не изменились.

Экспериментируйте так же дома, предложите своему ребёнку игры на последовательность. Например, «Я сходил в магазин и купил»: игроки по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие. Много подобных упражнений можно найти в интернете или книгах.

Заинтересуйте ребёнка чтением

Чтение развивает воображение, внимание и память. Если хотите, чтобы все три пункта помогали ребёнку в учёбе, постарайтесь привить ему интерес к книгам. Даже пять страниц в день из любимого произведения станут хорошей умственной тренировкой.

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

Память детей младшего школьного возраста способна организовываться быстрее, чем память детей дошкольного возраста, и сохранять информации больше. Но существует ряд недостатков и особенностей:

  • У детей лучше развита образная или зрительная память, чем смысловая и логическая. Они могут хорошо запоминать лица или рисунки, при этом не умея держать в голове формулы, стихотворения и другие объекты.
  • Память младших школьников сохраняет информацию дословно. Ребенок не умеет разбивать текст на абзацы и запоминать главный смысл текста, он сохраняет в памяти только слова.
  • Иногда запоминание конкретных слов связано не с умением выделять смысл текста, а с неуверенностью детей в том, что понятый им смысл правильный.

Важно научить детей младшего школьного возраста анализировать текст, концентрироваться на решении примеров и запоминать формулы, чтобы подготовить к дальнейшему обучению. Для этого разработаны психологические приемы, но учителя ошибочно считают правильным шагом заставить ребенка много раз повторять один и тот же материал.

Маленькие дети не понимают, что нужно выучить текст. Они просто выполняют задание учителя: повторить текст столько-то раз, что неэффективно для запоминания. Разобраться с развитием мышления помогут рекомендации психологов.

Повышать продуктивность запоминания материала помогут следующие приемы:

  • Составление плана рассказа;
  • Разработка плана в виде картин или самостоятельно нарисованных детьми рисунков;
  • Последовательная запись тезисов из текста.

У некоторых детей младшего школьного возраста не возникает проблем с быстрым и качественным запоминанием материала, что встречается иногда среди читающих детей.

Некоторые школьники способны легко запоминать тексты, но так же легко этот материал забыть. Буквально через день они уже не вспомнят, о чем читали.

Самая трудная ситуация складывается с детьми, которые медленно запоминают, с трудом осваивают и сразу забывают выученный материал.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте отличаются у детей, но присутствует одна общая черта. Развитие памяти невозможно без одновременного развития внимания, поскольку запоминание материала требует нужной степени концентрации на объекте запоминания. Поэтому рекомендации специалистов заключаются в одновременной работе над вниманием и памятью.

Гиперактивность и повышенная рассеянность – такую характеристику дают психологи многим современным школьникам начальных классов. Учащийся не может заставить себя сосредоточиться, упускает много базового материала, отстает в учебе. Педагог в начальных классах при помощи специальных приемов помогает адаптироваться ребенку в школе.

Специальные игры, упражнения, задания и приемы развивают внимательность и память у школьника, поддерживая интерес к учебе.

Виды внимания:

  • непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
  • произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
  • послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.

Педагогу и родителям ученика младшей школы не следует делать упор в упражнениях и играх на развитие только волевого внимания – это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка и взрослого. В заданиях нужно использовать приемы на развитие послепроизвольного внимания – это поможет сформировать способность сосредотачиваться усилием воли.

Объем внимания младшего школьника –2–5 единиц (может одновременно сосредоточиться минимум на двух предметах), распределение внимание слабое. У учащихся младших классов внимание неустойчивое в силу возрастной особенности процессов торможения.

Занятия лучше строить в соревновательной форме для поддержания и развития лидерских качеств – задание нужно выполнить правильно и быстро. Многие дети проговаривают свои действия вслух – это помогает удерживать им в памяти инструкцию по выполнению задания.

Игры на внимание

Игры для развития внимание – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.

  • Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство.
  • Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
  • Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши.
  • Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
  • Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.

Как повысить концентрацию внимания у школьников. Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы. К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу. Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.

Как повысить внимательность у школьника? К специальному развитию внимания у школьников можно отнести два метода, которые в некотором роде близки: они про важность связи между телом и мозгом.

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у школьника.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

Как профессионально развить память у детей младшего школьного возраста

Детство – пора активности. Большую часть дня дети бегают, играют в шумные игры, тратят много энергии. Так протекает естественный процесс их развития и познания окружающего мира. Но помимо активных игр, ребенок занимается и другой деятельностью: рисует, слушает сказки, играет в настольные игры. Вот тут родители могут столкнуться с проблемой – нехваткой усидчивости.

Малыш растет, у него появляются новые интересы и обязанности. Для успешного их выполнения ему необходима усидчивость и способность к концентрации внимания. Эти навыки пригодятся ему в процессе обучения в школе, ну и, конечно же, во взрослой жизни.

Развитие усидчивости помогает ребенку научиться контролировать свои эмоции, желания, тренирует волю, целеустремленность, терпение, умение доводить до конца начатое дело. Параллельно с развитием усидчивости, у малыша развивается память и внимание, что способствует лучшему усвоению и пониманию информации.

Стремясь развить у ребенка усидчивость, родители должны учитывать его индивидуальные психофизические особенности: возраст, темперамент, скорость реакций. Одни дети могут без труда подолгу выполнять монотонную работу, а другим требуются частые перерывы и перемена вида деятельности.

Дети любят все яркое и привлекательное, поэтому игрушки нужно выбирать, руководствуясь этим принципом. Яркие, цветные игрушки с интересным содержанием, увлекательные игры привлекут внимание малыша и помогут сосредоточиться на игре или выполняемом задании.

Во время занятий ребенка ничто не должно отвлекать. Телевизор, компьютер или радио нужно выключить. Спокойная атмосфера способствует большей сосредоточенности. Не следует давать ребенку сразу много игрушек, чтобы его внимание не рассеивалось. Во время занятий лучше убрать все посторонние предметы из поля зрения малыша, потому что лежащие вокруг игрушки будут отвлекать его.

Если ребенок старается, его обязательно нужно хвалить, поощрять. Похвала взрослых является отличным стимулом для малыша. Если предложенное занятие или игра не увлекает ребенка, не стоит ругать его. Лучше отложить занятие на некоторое время, а позже попробовать снова вернуться к нему. Возможно, новая игра или вид деятельности пока еще не знакомы малышу, поэтому не вызывают интереса.

Дети дошкольного возраста могут концентрировать внимание на одном занятии не более 15 – 20 минут. Необходимо учитывать эту особенность и не заставлять малыша слишком долго заниматься одним делом. Чем интереснее занятие, тем дольше ребенок сможет концентрироваться на нем. Подбирая игры или занятия для малыша, нужно учитывать его интересы и пожелания.

Труд хорошо помогает воспитывать у детей усидчивость. Дети, как правило, любят помогать взрослым по хозяйству. Не нужно запрещать ребенку делать это, наоборот, необходимо поощрять его стремление к труду. Можно просить его оказать посильную помощь: подмести пол, вынести мусор, убрать со стола посуду.

Личный пример родителей влияет на поведение малыша. Родители должны показывать на деле, что такое усидчивость, внимательность, объяснять малышу, почему каждое дело нужно доводить до конца.

Некоторые игры и занятия могут помочь малышу научиться долгое время сохранять концентрацию внимания на одном деле. Что сюда относится?

  1. Рисование. Рисование – увлекательное занятие, которое доступно даже самым маленьким. Пусть малыш сам придумает сюжет своего рисунка: пейзаж, герой из мультфильма, домик или машинка, то есть то, что ему будет интересно рисовать. Также нужно предложить ему выбрать, чем он хочет рисовать: карандашами, фломастерами, красками.
  2. Аппликации. Аппликация – хорошее занятие для развития усидчивости. Можно самим вырезать из цветной бумаги фигурки и наклеивать их, а можно воспользоваться уже готовыми наборами для аппликации.
  3. Лепка. Еще одно увлекательное занятие, которое не только способствует выработке усидчивости, но также помогает развивать мелкую моторику рук. Лепить можно из пластилина, глины или соленого теста.
  4. Пазлы и мозаики. Собирая пазл или мозаику, малыш может надолго увлечься занятием. Выбирая такую игру, нужно обратить внимание на детали: для малышей нужно выбирать наборы с крупными деталями, а для детей постарше подойдут более мелкие.
  5. Вышивание, бисероплетение станут отличным занятием для девочек. Для мальчиков подойдет конструирование или моделирование. Эти виды деятельности прекрасно развивают усидчивость, внимательность, фантазию и воображение.

Учите с ребёнком стихи и песни

Школьной программой предусмотрены задания, в которых необходимо выучить стихотворение или отрывок наизусть. Но их задают не так часто, поэтому эффект от подобной тренировки не так ощутим. Заведите привычку учить с ребёнком по одному стихотворению или песне в неделю, без напряжения и с учётом его школьной нагрузки. Только не принуждайте насильно, пусть ребёнок сам выберет отрывок и распределит, по сколько строчек в день будет учить. На старте обсуждайте содержание отрывка и почему это произведение заинтересовало школьника.

Научите ребёнка мнемотехникам

Чтобы ребёнок лучше запоминал информацию, научите его приёмам мнемотехники. Благодаря ассоциациям можно превращать идеи, текст школьного учебника в запоминающиеся образы. Так, буква Д запомнится первокласснику, потому что она похожа на домик. А строение крови восьмикласснику легче понять, если представить плазму — рекой, по которой плывут полицейские катера лимфоцитов, грузовые корабли эритроцитов и буксиры тромбоцитов.

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — предложение, которое помнит с детства любой школьник. С помощью этого приёма можно запомнить не только цвета радуги. Предложения-подсказки удобно создавать практически к любому заданию на запоминание. Например, необходимо выучить последовательность планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Чтобы было проще, придумайте предложение из восьми слов, которые начинаются на ту же букву, что и названия планет. Получилось? Молодцы.

Для запоминания информации её можно рифмовать («Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам») или придумывать истории с набором слов, которые никак между собой не связаны. Научите ребёнка таким хитростям, и ему станет намного проще учиться.

Создавайте перекрёстные связи

Чтобы надолго запомнить информацию, ребёнку мало прочесть текст. Необходимо по возможности подключить разные органы чувств: зрение, слух, осязание и так далее. Например, ребёнку сложно выучить стихотворение о природе. Предложите ему нарисовать пейзаж по каждой строчке стиха. Или записать свой голос на диктофон и прослушивать, пока делает уборку в комнате. Такая комбинация позволит эффективнее выучить школьный материал.

Научите школьника осмыслять информацию

Надолго запоминается то, что интересно и понятно. А чтобы понять материал, его стоит осмыслить. Учите ребёнка вникать в содержание, а не сухо зазубривать текст. Сложно понять, как происходит фотосинтез? Найдите научный ролик, видеоурок, онлайн-лекцию, где объясняется это процесс. Попросите школьника не игнорировать примеры из учебников, потому что это наглядное объяснение темы. Первое время, возможно, придётся что-то подсказывать, объяснять. Но позже школьник научится работать с информацией и станет лучше её осмыслять и запоминать.

Практически все темы со школьной программы по белорусскому, русскому, английскому языкам, биологии и истории объясняют преподаватели в видеоуроках на образовательном YouTube-канале Адукар. С ним станет проще готовить домашние задания, повторять теорию к экзаменам, ЦТ или ЕГЭ. Советуем подписаться

Повторение — мать учения

Чтобы материал надолго запомнился, его необходимо повторить хотя бы пять раз. Схема повторения проста: сразу после запоминания — через 20 минут — через день — через две недели — через два месяца. А что если у школьника на следующей неделе проверочная работа? Тогда готовимся по такой схеме: первых два повторения сразу в понедельник, третье — через день (среда), четвёртое — через шесть дней (воскресенье).

Мы рассказали об основных приёмах, которые помогут школьнику лучше и быстрее запоминать информацию, а также проще учиться. Эти полезные навыки пригодятся не только в учёбе, но и в будущей работе и просто по жизни. Лёгкого учебного года!

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Родители часто спрашивают, как развивать внимание младших школьников.

Сегодня я представляю игры на развитие таких свойств внимания, как переключение, распределение и концентрацию.

Основой этих игр станут буквы. Начнем…

Задание 1 «Корректор”.

а) Из всех букв выбери только буквы «А» и «а» и обведи их в кружок.

ПпВнОаГеАранЕнАорывдААауйёэыуФяьда

б) Букву «А” подчеркни, а букву «Л” зачеркни.

ЛпВнАаГеАранЛнАоллвдАЛауйёэыуФяьла

в) Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.

Ааа ааАА аАа Аааа ааАа Ааа аАа

г) Найди «лишнюю» букву в каждом группе букв и вычеркни её.

ААаА ааАаа аааааа АААА ааааа ААААА ААААА

д) Найди и зачеркни только буквы (только гласные или согласные буквы)

е) Подчеркни все согласные буквы, зачеркни гласные

з) Найди и зачеркни все слоги «ЖИ”, «ЧК”.

жиВнчкЖИеАранЛнАочквдЧКауйёЖИуФя

и) Найди все слоги ЧА и обведи их, слоги ЧУ подчеркни, ЩА – зачеркни.

Эти задания можно выполнять и в старых журналах с крупным шрифтом.

Время на выполнение задания лучше ограничить 2-3 минутами.

Для мотивирования ребенка можно сделать лист его достижений, куда нужно будет вписывать результаты.

«Корректор” со словами.

Среди буквенного текста спрятались слова.

Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «б» зеленым карандашом.

БорисиБарбосщгшшгпошлижфъйзалдролгрибамибьсь

Барбосилвискалгрихыдпгрибыхншнгзшщзоржфэкорз

лрошвщгрибникиыдолррохцнашлилсобаранкадылног

Задание 2 «Что нарисовано?”.

Ребенку предлагается мозаичное изображение и дается инструкция:

Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А» и «а».

Задание 3 «Игра-ребус”.

Ребенку показываются перепутанные буквы.

Необходимо определить, какие буквы «спрятались» друг за другом.

Задание 4 «Изографы”.

Изографы– это картинки, на которых слова нарисованы

буквами, изображение которых напоминает изображение

предмета, о котором идет речь.

А в названии которого используются эти буквы.

Задачей ребенка является составление слова из найденных в

изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа.

Задание 5 «Выложи букву”.

Выкладывать буквы можно из различных материалов: мозаики, пластилина, круп, пуговиц, макарон.

Можно нарисовать буквы нитками.

Я использую в своей работе раздаточные листы по теме «Алфавит», которые можно скачать


Упражнения для тренировки концентрации внимания

Когда мысль сфокусирована, то она обретает силу. Многие упражнения для концентрации внимания очень монотонны и отнимают энергию. Но они приносят большую пользу: тренируется тело, движения становятся контролируемыми, а впоследствии оно станет с легкостью повиноваться командам разума.

Для развития внимания у детей

4 хороших упражнения:

  • «Саперы». Написать набор букв, а после предложить малышу подчеркнуть и зачеркнуть определенные буквы.
  • «Шпионы». Придумать свой алфавит символов, а затем рисовать из них слова и предложения, просить, чтобы ребенок их прочел, используя личную таблицу.
  • «Спасательный отряд». Написать набор букв или цифр, а затем попросить найти среди них определенные слова или цифры, которые «потерялись».
  • «Артисты». Упражнение строится на основе стиха Н. Тарасовой «С точки зрения кота». При его чтении все слова «кот» и его производные нужно выделить голосом ярче.

Упражнение для тренировки внимания младших школьников

Игры для концентрации на деталях

Игры:

  • «Пишу наоборот». Попросить малыша писать цифры от 1 до 20, но думать «наоборот», то есть при написании «1» он думает «20».
  • «Игры с монетами». Выложить в ряд копейки различных номиналов, в течение минуты попросить запомнить их последовательность. А после самому выложить цепочку по памяти.
  • Просмотр стереограмм.
  • Жонглирование. В работу включаются два полушария мозга.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*