admin / 05.04.2020

Как развивать новорожденного ребенка в 1 месяц: какие игры, занятия и игрушки нужны малышу?

Еще вчера будущую маму интересовали вопросы, касающиеся ее собственного правильного питания, а роды представлялись чем-то нереальным. После появления малыша на свет возникают новые проблемы, включающие этапы развития новорожденного – одним режимом отдыха и приема пищи не обойтись, поскольку малыши уже с первых дней жизни способны впитывать минимальное количество информации.

Подходящее время для обучения

Молодые мамы могут не согласиться развивать ребенка с 1 месяца, ведь единственное занятие, которое его увлекает – сон. Младенцы спят до 18 часов в сутки, в остальное время кушают или принимают водные процедуры после смены очередного подгузника. Тем не менее, не так сложно найти всего несколько минут, чтобы играть даже с месячным малышом. Желательно заниматься развитием в моменты, когда ребенок покушал, отошел от сна и не капризничает.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенок в 1 месяц плачет? На игры с новорожденным достаточно отвести около 10-15 минут, чтобы дать толчок для умственного и эмоционального развития. После общения кроха наверняка заснет и даст возможность маме уделить внимание себе и домашним хлопотам.

Правильная стимуляция природного интереса у детей 1 месяца жизни станет хорошим стартом для формирования гармоничной личности.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какое развитие имеет малыш в 1 месяц?

Движения

Обычные выкладывания на живот способствуют укреплению мышц живота, спины и позвоночника, являются отличной профилактикой колик и нарушений пищеварения. Ребенка необходимо расположить на твердой и ровной поверхности, аккуратно придерживая голову. Не всем детям по душе подобные манипуляции, поскольку упражнение требует определенных усилий. Можно нежно поглаживать спинку, избегая области позвоночника, и тихо разговаривать.

Сначала процедура должна длиться не более 1 минуты, затем постепенно время увеличивается до 10-15 минут, но тут важно следить за реакцией и настроением новорожденного. Для повышения интереса к упражнению рекомендуется использовать яркие игрушки, которые привлекут внимание карапуза.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: техника массажа ребенку в 1 месяц

Мышцы шеи и головы укрепляются, если периодически носить месячного ребенка на руках, расположив его вертикально. Необходимо при этом слегка придерживать голову грудничка, поскольку до 3 месяцев он не способен самостоятельно ее фиксировать.

Педиатры рекомендуют носить младенцев в первые дни жизни, поддерживая ягодицы и шею – кроха должен полностью расположиться на руках взрослого, одной рукой при этом поддерживается затылок, а другой – ягодицы. Ручки и ножки находятся в свободном положении, а туловище может немного сгибаться.

Тактильные ощущения

Лучше всего тактильные ощущения у младенца формируются посредством прикосновений, которые заменяют любые игрушки. Прикасаться можно к различным частям тела: ножкам, ручкам, шее, щечкам. В качестве стимулирующих средств используется вата, перышко, мех – это позволит ребенку научиться отличать нежные прикосновения от мягких и познакомиться со щекоткой.

В первый месяц нужны занятия на развитие кисти, для чего полезно поглаживать тыльную сторону ладони от запястья к пальчикам. После манипуляции следует вложить в кулачок ребенка небольшую погремушку или маленькие игрушки, предлагая их поочередно. У погремушки должна быть короткая ручка, поскольку длинную малышу трудно удерживать. Можно протягивать через кулачок ткани различной текстуры или жгутик с завязанными на нем узелками. Не стоит недооценивать подобные игры, ведь развитие речи напрямую зависит от моторики пальцев.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: дети от 0 до 1 года: каким должно быть развитие?

Визуальное восприятие

Зрение новорожденного не позволяет ему фокусировать взгляд на конкретном предмете, а окружающий мир младенец видит размыто. Во время игры важно очень близко склоняться над малышом, чтобы лицо взрослого находилось на расстоянии 30 см. Как только будет понятно, что ребенок зафиксировал лицо родного человека, можно медленно поводить головой вправо и влево, звать кроху по имени, щелкать языком или причмокивать. Такие действия будут намного эффективней самой дорогой игрушки, поскольку помогут вызвать слежение и внимание.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда начинает видеть и слышать все вокруг новорожденный ребенок?

Постепенно в 1 месяц следует вводить в обиход игрушки, отличающиеся друг от друга фактурой, цветом и звуком. В этом возрасте ребенок различает клетку и полоску, черно-белые оттенки, желтый и красный цвета. Покупать однотипные игрушки не имеет смысла, ведь можно занять малыша общением с родителями. Среди основных приемлемых вариантов опытные мамы выделяют:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки выбирать для детей до 1 года?

  1. Игрушки, которые можно повесить над манежем. Необязательно крепить сразу целую карусель, достаточно одной яркой детали, чтобы карапуз учился фиксировать взгляд. Менять игрушки желательно 2 раза в неделю.
  2. Игрушки, которые крепятся на резинке. Просто висящий предмет может быстро наскучить ребенку, а двигающиеся игрушки вызовут интерес. Не нужны особые навыки для использования такой игры, чтобы развлечь кроху: резинку достаточно натянуть и отпустить.
  3. Игрушки, которые можно перемещать. Здесь понадобится присутствие взрослого и наличие цветной игрушки, которую нужно плавно передвигать от одного края манежа в другой.

В 1 месяц груднички с большим интересом рассматривают черно-белые узоры и картинки: спирали, изображение шахматной доски.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 месяц: что он уже должен уметь? Если нет времени ежедневно заниматься развитием ребенка, следует развесить картинки на стене рядом с детской кроваткой. Однако не стоит утешать себя, что малыш развивается самостоятельно с таким же успехом, как и при играх со взрослыми. Общение помогает крохе быстрей освоиться в незнакомом для него мире.

Советы родителям

Дети развиваются, даже если с ними не заниматься, вот только если прилагать усилия и разумно подойти к уходу за малышом, его результаты будут лучше, чем у сверстников. Кроме того, подобные процедуры часто помогают ребятам, у которых проблемы со здоровьем. Тем не менее не забывайте, что имеете дело с новорождённым, который пока очень слаб и полностью зависит от родителей.

Именно потому важно прислушиваться к следующим советам:

  • Не перегружайте кроху занятиями. Лучше сначала выбрать несколько процедур, которые будете выполнять регулярно. Например, массаж и гимнастика, и постепенно приобщать малыша к фитболу, плаванию и другим активным видам развивающего досуга.
  • Грамотно распределяйте время на занятия. Малыши в первый месяц своей жизни спят почти 20 часов в сутки, потому выделить время, чтобы с ними позаниматься, трудно. Желательно начинать занятия с 5-6 минут или и того меньше.
  • Смотрите, что нравится крохе, а что нет. Не стоит заставлять ребёнка что-то делать. В итоге получите истерику и, естественно, никакой пользы.
  • С ребёнком нужно общаться. Подносите к нему лицо, поглаживайте его, разговаривайте и воркуйте.
  • Над кроваткой лучше повесить чёрно-белые игрушки. Новорождённые их воспринимают лучше.

Но главный совет – прежде чем заниматься с малышом какими-либо упражнениями, важно проконсультироваться с педиатром. Он посоветует, когда лучше начинать, какие упражнения будут уместны, а от каких лучше отказаться.

Режим дня

Первый месяц после рождения малыш адаптируется к новой среде, в которую его так неожиданно вытолкнули. Естественно, такой стресс влияет на режим малыша. Он больше спит, чем бодрствует, и часто просит кушать.

Но для удобства как родителей, так и самого ребёнка важно, чтобы у него понемногу вырабатывался нормальный режим, где все стороны жизни относительно упорядочены:

  • сон;
  • кормление;
  • бодрствование.

Именно в период бодрствования и нужно втиснуть все упражнения и общение с малышом. Он может выйти с родителями на свои первые прогулки или испытать на себе, что такое гигиенические процедуры.

Кормление

Единственная еда, которую получают дети в первый месяц жизни – мамино молоко. Кушают груднички часто. Иногда может быть до 12 кормлений в сутки. Временных границ между кормлениями обычно нет. Всё зависит от того, сколько малыш съел в прошлое кормление и как быстро проголодался.

Пугаться столь частых требований еды не стоит. Так происходит потому, что крохе нужно быстро набирать вес для роста. К тому же у него нет собственного графика кормления. Он его установит самостоятельно через какое-то время. Потому маме остаётся кормить малыша, когда он того потребует.

Конечно, можно попробовать это делать по часам, но будьте готовы, что это не сработает. Опять же, из-за того, что кроха хочет кушать постоянно. А вот когда малыш подрастёт, ему уже не потребуется мама так часто.

Требования материнской груди не всегда связано с голодом. У ребёнка сильный сосательный рефлекс, и когда его прикладывают к материнской груди, он так успокаивается. Потому не стоит ему отказывать в контакте с мамой – единственным человеком, который был с ним ещё до того, как он родился.

С детьми, которые кушают искусственную смесь, сложнее. Их можно кормить по графику, разделив приёмы пищи на 8 раз. Перерыв между кормлениями может составлять от 2 до 3,5 часов в зависимости от того, наедается ли малыш. Перекармливать детей тоже нежелательно, их кишечник может не справиться с таким количеством непривычной еды.

Сон

Малыш, у которого всё хорошо со здоровьем, и его ничего не беспокоит, много спит независимо от времени суток. Обычно просыпается ребёнок тогда, когда хочет покушать. В итоге на сон тратится от 17 часов до 20 часов и даже больше. Поскольку современные педиатры не муштруют молодых мам кормить ребёнка по часам, новорождённые спят, сколько им хочется.

Проснуться могут по следующим причинам:

  • голод;
  • неудобная поза;
  • резкий звук;
  • колики;
  • не вовремя заменённый подгузник.

Сон детей может длиться от двух до 4 часов, в зависимости от индивидуальных особенностей. Покушав, малыш может немного поиграть. Этот период обычно длится от получаса до часа. Хотя чаще всего кроха засыпает уже в процессе кормления.

Но если у малыша колики, он спит тревожно или не засыпает вообще. Обычно колики начинают проявляться уже на второй неделе жизни. Малыш может кричать, плакать, сучить ножками, а его животик вздут, и он часто выпускает газы. В таком случае нужно обратиться к педиатру, чтобы он выписал лекарство.

Купание и гигиенические процедуры

Новорождённый не может заниматься своей гигиеной самостоятельно. Это должны делать родители, но, к сожалению, далеко не все знают, как и что делать. Прежде всего, родители должны следить за своей гигиеной. Например, обрезать ногти, мыть руки с мылом, а средства для ухода выбирать только безопасные.

Рассмотрим особенности ухода подробнее:

  1. За глазами. Понадобятся ватные тампоны, тёплая кипячёная вода. Тампон смачивается в воде, отжимается и проводится от внешнего уголка глаза к внутреннему. Действует правило «один глаз – один тампон». Вату использовать нельзя, ворсинки могут навредить ребёнку. Если выделения обильные, вместо обычной воды можно использовать отвары из ромашки или календулы.
  2. За носом. Как и у взрослых, в носике ребёнка скапливается слизь, мешающая ему нормально дышать. Чтобы её убрать, используются ватные палочки и стерильное растительное масло.
  3. За ушами. Можно очищать только наружную ушную раковину, не трогая слуховой проход. Используются ватные диски, смоченные в тёплой воде.
  4. Личико. В тёплой кипячёной воде нужно смочить салфетки и протереть лоб, щёки и подбородок.
  5. Ногти. Обрезать ноготки лучше, пока ребёнок спит, используя специальные щипчики с тонкими лезвиями.
  6. Пупочная рана. В первые недели такую процедуру делать обязательно. Ранку обрабатывают перекисью водорода (3%), зелёнкой и ватными палочками. Зелёнкой нужно обрабатывать только зону самой ранки. Тогда будет заметно, если изменится цвет вокруг неё. Это сигнализирует о возможности воспаления.

К обязательным гигиеническим процедурам относится купание. Каждый день ребёнку нужно подмывать половые органы и ягодицы. Сначала нужно снять подгузник и вымыть ребёнка тёплой водой. Потом нужно его вытереть и убедиться, что влаги не осталось. Все «стратегически важные» места нужно обработать присыпкой или специальными кремами для использования с подгузниками. Тальк впитает оставшуюся влагу и не допустит формирования раздражений и опрелостей.

Купать младенца тоже желательно каждый день.

Это не только избавит его от лишней грязи, но и успокоит, обеспечив хороший сон:

  • температура воды около 37 градусов;
  • чтобы не испугать малыша, его можно завернуть в тонкую пелёнку;
  • погружать начинать с ног, постепенно погружая всё тело;
  • нельзя, чтобы в уши попала вода;
  • использовать детский шампунь.

Продолжать купание дольше 5 минут не рекомендуется. После купания с шампунем ребёнка нужно омыть чистой водой и только после этого обернуть в полотенце и тщательно просушить.

Прогулки

Часто мамы выезжают с малышами на прогулки довольно быстро после рождения.

Но прежде чем поближе знакомить новорождённого с окружающим миром, нужно учитывать несколько факторов:

  • время года;
  • погоду;
  • самочувствие малыша.

Если на улице лето и погода не слишком жаркая, то прогулки можно начинать раньше, а вот если зима или осень, что автоматически делает погоду холодной, желательно повременить.

Педиатры советуют делать первые прогулки ориентировочно со второй недели жизни малыша. Это связано с адаптационным периодом после родов. У крохи в это время ещё плохая теплорегуляция, и он запросто может либо перегреться, либо переохладиться, что спровоцирует массу осложнений со здоровьем. Именно потому следует относиться к этому вопросу ответственно.

Одевать кроху нужно по сезону, но немного теплее, чем одеваетесь вы. Особенно это касается зимы. Если сомневаетесь в том, что одели малыша правильно, проследите за его комфортом. Если кроха начинает плакать, возится, будто ему что-то мешает, значит, вполне возможно, что одежда не подходит.

Продолжительность прогулок в первое время должна составлять около 15 минут в день. В холодную пору года это время желательно сократить. Примерно до 10 минут. Постепенно продолжительность важно увеличивать так, чтобы в итоге малыш находился за пределами дома около двух часов. Вполне достаточно погулять с ним в перерывах между кормлениями. В коляске малыш может спать.

Основные правила:

  • если погода слишком жаркая, время прогулки желательно перенести на утро или вечер;
  • важно использовать специальные коляски для новорождённых;
  • сначала одевается мама, а потом ребёнок (тогда малыш не успеет вспотеть);
  • одевать малыша в одежду из натуральных материалов, которые «дышат»;
  • гулять желательно в спокойных местах, подальше от дорог – идеально подойдут парковые зоны;
  • если погода не позволяет, можно вывозить ребёнка на застеклённый балкон и оставлять там или тщательно проветривать комнату.

Малыши ещё очень уязвимы. Они плохо защищены от вредной микрофлоры, у них не выработалась терморегуляция. Но это не значит, что новорождённого нужно закрывать в стеклянной колбе и бояться чихнуть возле него. Знакомство с окружающим миром укрепит иммунитет малышей и сделает их выносливее. Если погода отличная, на голову не капает дождь и поблизости есть неплохой парк, зачем сидеть в четырёх стенах?

Как приучать ребенка к распорядку дня

Составлять режим дня следует в зависимости от биоритмов вашего чада. Сначала просто последите за тем, когда он хочет спать и кушать. Ведь на самом деле он сам придерживается определённых закономерностей на протяжении дня. После этого начните устанавливать конкретные часы под определённые занятия. Первое, что надо четко запланировать, — это точное время пробуждения. Хотя это может быть довольно сложно, но будите малыша ежедневно в одно и то же время. Если же кроха пробуждается раньше установленного вами времени, укладывайте его спать позже.

Далее уже можно устанавливать чёткое время и для других занятий. Если малыш продолжает спать, когда пришло установленное время для кормления, будите его. Не надо жалеть младенца. Он должен привыкать к распорядку. Следите за соблюдением режима дня месячным ребёнком. Обратите внимание на его настроение и состояние здоровья. Если ему что-то не нравится, откорректируйте распорядок.

Ориентировочная таблица

Составьте для себя таблицу со временем и длительностью каждого действия на протяжении дня. Не забудьте, что конкретные часы нужны и для периода бодрствования малыша. Поначалу можно использовать вот таблицу распорядка дня для месячного малыша, а потом при надобности внести в неё необходимые коррективы.

Время Действие Длительность
06:30 Пробуждение и первое кормление 30 минут
07:00 Сон 1 час 30 минут
08:30 Гигиенические процедуры. Меняем подгузник, умываемся, убираем слизь и корочки из носа 15 минут
08:45 Второе кормление 15 минут
09:00 Сон 2 часа
12:00 Третье кормление 15 минут
12:15 Легкий массаж живота 15 минут
12:30 Период бодрствования. Самое время для прогулок Теплое время года —
1 час 30 минут,
холодное — 1 час
15:00 Четвертое кормление 30 минут
15:30 Сон 2 часа
17:00 Период бодрствования 1 час
18:00 Пятое кормление 15 минут
18:15 Сон 1 час 30 минут
19:45 Период бодрствования. Можно выйти на еще одну прогулку 1 час
20:45 Купание 30 минут
21:15 Шестое кормление 30 минут
21:45 Сон до утра. При необходимости — пробуждения для ночных кормлений До утра

Сон месячного младенца

В первые несколько недель жизни кроха спит очень много — практически по 20 часов в сутки. Пробуждается, только чтобы поесть. Постепенно период его бодрствования становится немного дольше. И он уже будет не только есть. Поэтому, составляя режим новорожденному ребёнку в первый месяц жизни, не забудьте выделить необходимое количество времени для сна.

Иногда младенцы ведут себя беспокойно и не могут спать. Это может быть вызвано мокрым подгузником, голодом, коликами, шумом, холодом или пеленкой. Проверьте всё, если кроха нормально не спит. Подумайте заранее, где малыш будет засыпать: в кровати с родителями, в своей постельке или то там, то там. Проверьте, что из этого новорожденному нравится больше, и тогда внесите чёткое место засыпания в его распорядок.

Особенности развития в первый месяц

Чтобы развивать ребенка с рождения, родителям важно знать, какие существуют показатели физического и психоэмоционального развития их новорожденного малыша. Отталкиваясь от них, можно правильно подобрать развивающие упражнения, на которых нужно будет сделать акцент.

Физические показатели

Развитие нервной системы

  • Рефлексы: хватательный, сосательный, поисковый (если приложить ладонь к щеке, поворачивает голову), защитный (когда ребенка кладут на живот, он кладет голову набок), рефлекс опоры и ходьбы (отталкивается ножками и как бы пританцовывает), ладонно-ротовой (если надавить большими пальцами на обе ладошки, то ребенок открывает рот и наклоняет голову.
  • Присутствует неосознанная улыбка.
  • Малыш реагирует на громкий звук: вздрагивает или моргает, растопыривает руки и ноги в стороны.
  • Пытается фокусировать взгляд на лице взрослого или яркой игрушке, если ее поднести на расстояние 40-50 см. Движения глаз к концу первого месяца становятся более плавными.
  • После трех недель может пытаться издавать звуки помимо плача – агукать.
  • Появляется эмоционально значимое лицо – мама.

Слуховое восприятие

Для того чтобы сосредоточился слух у новорожденного, в первый месяц жизни необходимо петь ему колыбельные. При отсутствии вокальных способностей можно поставить негромкую классическую музыку или звенеть погремушкой слева и справа от малыша. На самом деле младенцу вовсе не важно, какие песни и как поет мама – ему просто приятно слышать ее голос. Замирание и остановка движений являются верным сигналом, что ребенок прислушивается к новым звукам.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: первый месяц жизни новорожденного

Речевое восприятие

Наиболее подходящим временем для занятий считается бодрствование крохи после кормления. Необходимо взять его на руки, чтобы он принял позу «эмбриона» и смотрел в лицо взрослому, далее нужно издавать звуки «агу», подражая карапузу, делая паузы на 1-2 минуты. Понадобится несколько повторов, чтобы получить ответную реакцию новорожденного.

Во время «диалога» полезно поглаживать малыша, тормошить его, приближать к своему лицу. Если играть, когда ребенок лежит в кроватке, следует подвесить игрушки мордочками вниз, чтобы младенец мог рассмотреть их. В течение первых дней желательно использовать крупные черно-белые предметы, заменяя их затем на цветные.

Рекомендации по общению с грудничком

Речевой контакт со взрослым всегда вызывает у новорожденного бурю эмоций. Он обращает внимание на говорящего, радуется общению, улыбается и гулит. Особая чувствительность проявляется, когда диалог ведется с детской манерой речи. Любящая мама для передачи всей своей нежности чаще всего использует приемы сюсюканья, обращаясь к своему ребенку. Среди первых потребностей карапуза психологи отмечают:

  • ласку;
  • любовь;
  • нежность;
  • заботу.

Понадобится всего несколько дней, чтобы между мамой и малышом установилась крепкая эмоционально-чувственная связь. Не стоит прислушиваться к советам старшего поколения о вреде быстрого реагирования на плач младенца. Важно как можно быстрее отозваться на крик, чтобы кроха ощущал полную защищенность и безопасность. Новорожденный может испытывать дискомфорт по разным причинам: боль, голод, мокрые пеленки, полный подгузник. Не следует забывать, что в первый месяц жизни окружающий мир пугает карапуза, и нужно обеспечить ему гармоничную атмосферу.

Среди успокаивающих методов применяется пустышка и укачивание на руках, что также иногда считается неприемлемым, однако нет ничего плохого в том, чтобы грудничок смог реализовать сосательный рефлекс или погрузился в привычное состояние, когда он мягко покачивался внутри маминого живота. Не нужно бояться, что лишнее прикосновение избалует новорожденного. Намного страшней, если с первых дней малыш почувствует себя одиноким только потому, что бабушка запрещает маме подходить часто к манежу. Когда ребенок оказывается на руках, активизируются отделы нервной системы, связанные с органами слуха и зрения. Прямой контакт с мамой лучше всего стимулирует полноценное развитие крохи.

На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти — ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.
Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», — резюмирует Млодик.
Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.
«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, — напоминает психолог. — Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».
Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», — советует Млодик.
Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», — говорит специалист.
Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*