admin / 11.07.2020

Как научить ребенка говорить букву Р

Плохое выговаривание буквы Р называется картавостью, встречается у детей подобное явление часто. Есть ряд причин почему это происходит. Существуют различные методики, как научить ребенка говорить букву Р, в статье предложены те, которые легко можно использовать в домашних условиях.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Основными причинами почему не проговаривается этот звук являются проблемы, связанные с ротовой полостью.

Короткая подъязычная связка

Другое название — уздечка. Именно она мешает свободно двигаться языку. Обычно этот дефект устраняется еще в роддоме. Она также может помешать правильному захвату соска у младенца во время грудного вскармливания. Если данный дефект был обнаружен в школьном возрасте, ее растягивают логопедическими упражнениями.

Проблемы с фонематическим слухом

Фонетический слух – это способность слышать и воспринимать звуки правильно. В три года дети должны различать похожие друг на друга звуки, хотя проговаривать их еще не могут. В некоторых случаях такие нарушения связаны с аденоидами и другими заболеваниями. Тем самым ребенок не слышит определенный звук и в своей речи он заменяет его на другой похожий.

Неправильное речевое дыхание

Чтобы правильно произносить звуки, в том числе и букву Р, нужно управлять выдохом. Не все дети умеет это делать в раннем возрасте. Некоторые поднимают для этого плечи, другие не умеют регулировать свое дыхание во время речи.

Прикус

Правильный прикус предполагает перекрытием верхними зубами нижних примерно на треть, остальные зубы должно плотно смыкаться. При неправильном прикусе, поставить некоторые звуки правильно невозможно физиологически. Потребуется исправлять прикус ребенка.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с постановкой звуков у дошкольников, то лучше будет получить хотя бы одну логопедическую консультацию, чтобы быть уверенным, что домашние упражнения будут эффективными.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

Случай из практики. У девочки с ослабленным зрением оказался абсолютный музыкальный слух. Но при этом речевой аппарат обладал удивительной инертностью.

Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно разровнять». Малышка попыталась повторить новое слово, и получилось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня исправить произношение, ничего не выходило. Пришлось подсказать няне, что нужно подменить слово на «попроще»: ров-ный, вы-рав-ни-вать, раз-рав-ни-вать. После нескольких повторов в медленном темпе девочка стала верно произносить и читать слова по слогам: «раз-ров-нять», а затем и без труда соединила все звуки.

3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Как ребенок может коверкать «Р»

Неправильные звуки «р» называют ротацизм – это те звуки, которые заменяются вместо этой буквы. Прежде чем определить упражнения на постановку звука Р, необходимо понять, как именно ребенок проговаривает этот звук. Это происходит следующим образом:

  • Картавость или проговаривание через горло. При произношении вибрирует небо, вместо кончика языка. Подобное явление более характерно для французского, но не для русского.
  • Боковое «Р». Такое происходит если сторона прижимается к верхней челюсти, противоположная сторона свисает. В этом случае кончик не может вибрировать, а сам звук Р более похож «рль».
  • Одноударное «р». Вместо дрожания, кончик ударяется о нёбо. Так проговаривается английская буква «R».
  • Произношение через нос. Воздушный поток должен проходить через рот.
  • Кучерское Р. Язык вибрирует на прижатых губах, в итоге получается звук «тпр», а не чистое Р.
  • Параротацизм. Это явление замены звука Р на другой, например Г.Л,В.
  • Пропуск. Ребенок просто не проговаривает этот звук вовсе и пропускает его в своей речи.

Какие упражнения можно делать дома

Упражнения должны быть направлены на причину, почему ребенок не может выговаривать этот звук Р.

Упражнения для подъязычной связки

Это упражнение улучшает эластичность языковой мышцы, развивает его подвижность. Состоит упражнение в следующем:

  • кончиком стараться дотянуться до своего носа;
  • язык крепко прижимается к нёбу и проводится в сторону горла, насколько это возможно;
  • открыть рот, высунутый язык максимально выгнуть вверх;
  • проводиться по внутренней стороне зубов в разные стороны;
  • сворачивается лопатой и высовывается наружу.

Упражнения для развития подвижности кончика языка

Звук Р появляется только при вибарции кончика. Чтобы развить это, существуют специальные упражнения:

  • покусывать кончик;
  • прижатым к нёбу языком щелкать;
  • высунутый язык прижимается к губе и выдыхвется воздух, тем самым создается вибрация на его кончике;
  • открытым ртом произнести буквы Д, Т.
  • «Д» и «Т».

Постановка Р

Упражнения, направленные на правильное произношение:

  • Р произносится в положении языка, в котором проговаривается звуки Д и Т, но с небольшой вибрацией. Для этого язык прижимается плотно к нёбу и выдыхается воздух.
  • Произносить «ДРРРР» или «ТРРРР».
  • Подключение к звуку гласных, например ДРО, БРО, ВРЕ.
  • Произносить слова с сочетанием букв «тр» и «др».
  • Закрепление результата скороговорками.

Желательно делать все эти упражнения перед зеркалом и наблюдении взрослого, который должен помогать и подсказывать.

Занятия для артикуляции

Перед началом всех упражнений, нужно провести гимнастику, а только после переходить к самим тренировкам.

Качели

Болтание языком при открытом рте. Нужно дотрагиваться до верхних и нижних зубов. Периодически задерживается на верхних на 10-20 секунд.

Кукушка

Высовывается кончик и дотрагивается верхней губы, а затем заводится за верхние зубы. Рот при этом должен быть широко открыт.

Маляр

Язык проводится по зубам, щекам, небу. Язык является как-бы кистью и нужно покрасить ею ротовую полость изнутри.

Лошадка

Языком делаются цокающие звуки.

Угощение

Язык облизывает по часовой стрелки губы.

Котёнок

Слизать воображаемое угощение с блюдца. Язык не должен быть свернутым.

Гармошка

Нужно поднять язык и закрепить его у нёба. В таком положении закрыть рот.

Молоточек

Широко улыбнуться и кончиком языка постучать по нижним зубам.

Как поставить звук Р

Начинать рекомендуется с постановки других звуков, и только после этого переходить к букве Р.

Барабан

Ударить языком по верхним зубам и одновременно проговариваем букву Д. Темп постепенно ускоряется.

Жужжалка

Произнося Ж, язык медленно оттягиваем в сторону горла. Звук Ж должен перейти в Р.

Змейка

Повторяем букву С и заглатываем язык, касаясь им кончика нёба.

Индюк

Нужно высунуть язык и провести им движения вперед-назад, совершая скользящие движения его кончиком по нёбу.

Комарик

Нужно открыть рот, поднять язык наверх и упереться им в альвеолы, произвести жужжащие звуки.

Моторчик

Под язык помещается палец и совершаются активные движения. Одновременно при этом выполняется упражнение КОМАРИК.

Как закрепить полученный результат

Если ребенок начал проговаривать этот звук, необходимо закрепить это. Чтобы это сделать, существуют некоторые упражнения:

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе. Помощь логопеда онлайн Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн. Логопед по Skype Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи. Переподготовка на логопеда

  • громко сказать Р несколько раз;
  • закрепить через произношения слов и слогов с буквой Р;
  • убрать упражнения с «Д»;
  • перейти к обратным произношениям, вместо РА-РО, говорить АР-ОР;
  • использовать скороговорки.

Эти упражнения закрепят результат и доведут проговаривание буквы Р до автоматизма. На начальных этапах количество Р должно быть большим. Ребенок должен запомнить и привыкнуть к артикуляции этого звука. Р должно плотно зафиксироваться в его речи. Взрослый должен произносить его вместе с малышом, показывая правильное произношение. Затем ребенок должен активно употреблять слова с Р в своей речи.

Когда нужна помощь логопеда

Помощь логопеда может понадобиться тогда, когда:

  • Малыш в 4-5 лет нечетко произносит звуки,
  • Говорит мягко, невнятно, «глотает» звуки,
  • В 6 лет не произносит правильно звуки,
  • Говорит с запинками, не может ответить на вопрос, переставляет и путает слога.

Занятия с малышом будут увлекательны, познавательны и для него, и для взрослого. Самое главное — проявить внимательность и терпение, научиться слышать ребенка и помогать ему преодолевать трудности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– У коровы рога.

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется «пескарь”.

На дворе горка,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Приступаем к тренировкам

Попросите ребенка «порычать». Например, как тигр. Затем произнести простые и понятные слова: «трава, королева, рядом, ворона». В зависимости от результата проверки, постановка «Р» проходит в три последовательные стадии.

  1. Если малышу не удается произнести одиночный звук, то в первую очередь нужно отработать именно этот момент. Научите его имитировать рычание волка (рррр), мурчание котенка (мррр) или гудение трактора (тррр).
  2. Если изолированное произношение не вызывает труда, поупражняйтесь в слогах: ре-ро-ра-ри, а затем в словах. Произносите их медленно и четко, нараспев и просите повторить.
  3. Заключительный, наиболее сложный этап — тренировка звука в скороговорках, предложениях.

Важно помнить! Нередко вечно спешащие родители поступают строго наоборот. Нависнув над неуверенным ребенком, заставляют его тараторить архитрудные скороговорки, которые и сами произносят с ошибками. Научить говорить таким образом невозможно. Малыш испугается, закроется и откажется тренироваться наотрез.

Мягкий «р» — : аба, ис, слова

Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного. Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе.

При произнесении мягкого немного изменяется положение языка — спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение лучше с буквосочетаний и слогов.

Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной — твердый — звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».

Упражнения для закрепления навыка

Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.

Разминка

Маленький секрет. Запаситесь воздушными шарами! Дети очень любят их. Надувание шариков способствует развитию легких, действует как дыхательная гимнастика, улучшает голос, укрепляет мышцы щек и губ.

Применяй рычащие слова

Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:

  • Без тда не вытащить и бку из пда.
  • Где тонко, там и тся.
  • ка с чейка начинается.

Скороговорки

Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?

Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе».

Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:

Чистоговорки

В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:

Дифференциация звуков

Чтобы не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Совет. Поиграйте в метаграммы: как, к примеру, сделать из реки море? Очень просто: ка — ка — лука — лужа — ложа — лоза — поза — по — го — го — мо. Заодно можно посчитать в пределах десяти: сколько шагов потребовалось для превращения? Со скольких попыток удалось подобрать цепочку?

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Если не получается. Не всегда дошколята податливы в учении и тренировках. Когда что-то идет не так, родителям нельзя паниковать и нервничать в присутствии детей. Прервите занятие, успокойтесь и возвращайтесь к любимому детенышу в хорошем настроении.

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание.

Важно! Стоит ли формировать у ребенка чувство стыда за его ошибки? Конечно, нет! Вместо того чтобы сделать замечание в стиле «Ты опять ошибся», обратите ситуацию в шутку. Многие фразы запоминаются всей семье и превращаются в веселое воспоминание. Вот примеры из недавней практики: тренер Варений Никанаевич (Валерий Николаевич), дедушка Усран (Руслан).

Логопед и детский сад

Если воспитатели детского сада или учитель начальной школы отмечают у ребенка особенности дикции, недостаточную чистоту речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте организованными дополнительными занятиями внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, где у всех деток есть речевые недостатки, им намного комфортнее заниматься без стеснения и страха ошибиться.

Логопедический урок строится так, чтобы каждый малыш принял в нем максимальное участие. Обычно на каждом этапе от организационного момента до физкультминутки штатный логопед применяет специальные игры и упражнения, которые помогают детям раскрепоститься и научиться говорить по-новому.

Улучшение дикции у здорового и нормально физически развитого ребенка происходит уже после первых занятий. Но нужно научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, ощущать разницу в смыслах. Это ускорит и обогатит процесс обучения.

Когда нужно обратиться к специалисту

Логопед — не детский врач. Это функциональный специалист. Логопедические курсы доступны и недороги, а вот практический опыт работы с детьми 4-5 лет и стажировки намного важнее для такого специалиста. Не каждый логопед допущен к работе с массажными инструментами и постановке диагнозов вроде дизартрии.

Лучше искать детского специалиста (естественно, с высшим образованием!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и отзывы. При наличии неврологических диагнозов и задержки развития больше подойдет логопед-дефектолог, особенно если ребеночек с самого детства развивается не как все.

Специалист в первую очередь поможет быстро разобраться с типом и причиной нарушения. Хорошо, если логопед объяснит вам в деталях, что именно не так с речевым аппаратом. Тогда вы и сами сумеете правильно строить речевое общение с ребенком, чтобы помогать ему осваивать звукопроизношение в бытовых заботах. Основные задачи логопеда по порядку:

  1. Подробно изучить историю развития маленького пациента.
  2. Выяснить в ходе беседы с родителями и занятия с ребенком, с каким типом речевого нарушения предстоит работать.
  3. Предложить эффективные приемы и средства коррекции речи.
  4. Достичь результата и проконтролировать его поддержание за пределами кабинета.
  5. Дать родителям развернутую консультацию, как поставить букву «Р» в домашних условиях ребенку.

Когда нужно обращаться к логопеду

Рекомендуется это сделать до школы. Эта проблема может повлиять на учебы и создать сложности с социализацией ребенка с классом. Коррекция и ее длительность определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Исправление в более старшем возрасте потребует больше времени.

Способы постановки звука

Подражание

У детей младше шести лет, часто звук Р появляется вследствие их подражания. Именно поэтому взрослые должны говорить правильно, четко, максимально внятно. Взрослые должны показывать идеальное фонетическое произношение.

Упражнения от «Ж»

Если проговаривание этой буквы не нарушено, тогда при его произношении язык отодвигается пальцем или палочкой внутрь рта. Так буква Ж плавно переходит в Р. Закрепляется это частым повторением, постепенно ребенок выговаривает нужный звук без использования вспомогательного.

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Упражнения от «С»

Ребенок должен тянуть букву, делать вдох и прижать язык к альвеолам. Так проявится Р. Проведя закрепительные упражнения можно добиться полной автоматизации Р в речи.

Постановка от «З»

Произнося «З», ребенок кончиком своего языка легко касается альвеол и одновременно дует на язык. Так будет слышен требуемый «Р» с вибрацией. Этот способ похож на метод с буквой «С» и логопедами он используется редко.

Произношение Р на вдохе

Речь произносится при вдохе, он должен коротким.

Механический метод

Звук Р можно поставить механическим способом. Для этого потребуются специальные логопедические инструменты. Ребенок должен открыть рот и поднять язык к нёбу. Логопед в это время производит постукивающие движения молоточком по альвеолам и вызывает вибрацию языка шпателем. Звук должен быть закреплен сначала при помощи инструментов, затем ребенок привыкает и может обойтись без них.

Вибрация появляется, когда на кончик языка кладут комок плотной бумаги с ниткой. Когда он убирается с поврехности, на язык необходимо сильно дуть. Использовать это нужно аккуратно, не травмируя ребенка.

Русский речевой аттракцион

«Р» – самый сложнопроизносимый звук для артикуляции. Встречается он далеко не во всех мировых языках. Например, в английском языке «R» — упрощенный вариант русского, в китайском — он не отличим от «Л».

Для русских характерно раскатистое произношение буквы «Р». Для ее воспроизведения нужен виртуозный речевой аппарат, хорошая языковая вибрация и прочие лингвистические «достижения». Овладеть ими под силу не всем иностранцам. Неудивительно, что наши дети испытывают трудности в произношении буквы «Р».

В наши дни еще встречаются случаи картавости у подростков и взрослых. В 99 % процентах виноваты в этом не они, а родители. Возможно, был упущен тот момент, когда можно быстро научить малыша говорить букву «Р» в домашних условиях. Именно на родителях (бабушках и дедушках) лежит ответственность вовремя распознать первые сигналы неблагополучия и своевременно скорректировать проблему.

Как поставить мягкий звук «Рььь»

Ребенок должен открыть рот и протяжно произносит Р. Язык при этом должен переместиться к переднему краю верхних зубов. Можно сочетать это с произношением буквы И. Таким образом получается мягкость произношения

Автоматизация Р

Эффективнее сделать это в форме игры. Необходимо закрепить сочетания Р с другими буквами. Может пригодится не сложный стишок, повторяя который такие слоги оттачиваются и доводятся до полного автоматизма.

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка «Р» по Хватцеву

Эта методика была создана педагогом Михаилом Ефимовичем Хватцевым в 1959 году. Данный метод состоит из нескольких последовательных этапов:

  • Составление отдельных словосочетаний, содержащие похожие слова, отличающиеся в одну букву – жалко-жарко, вор-вол и другие.
  • Вызывание вибраций на языке механическим способом. Для этого производится стуки по деснам.
  • Получение звука «Р» от «Д».
  • Доведение проговаривания до автоматизма, проговариваем слогов и слов с этой буквой.

Эта методика активно используется и в настоящее время, хотя появилась она в период СССР.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.

Способ по Левиной

Роза Евгеньевна Левина в 1965 году создала свою собственную методику, которая состояла из упражнений для артикуляции для постановки буквы Р. Вначале занятий добиваются фрикативное Р, которое не имеет характерной вибрации.

  • Второй этап – тренировка звуков Ж, Ш. Нужно раздвинуть губы, но не округляя их. При этом нужно тянуть звук Ж и сдвигать кончик языка к верху.
  • На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
  • Для получения Р используется Д, которая должна произносится на выдохе. Рот должен быть при этом открытым, а язык соединяется с верхними деснами.

Метод Богомоловой

Анна Богомолова в 1979 г. разработала свой курс постановки Р. Рот ребенка должен быть открыты, расстояния между зубами примерно в два пальца. Язык прижат к нёбу, чтобы максимально возможно растянуть уздечку. Педагог должен сдвинуть край языка, уздечка должна быть при этом свободной. Малыш делает полный вдох и проводит резкий выдох, задействуя при этом свой голос. Так происходит сочетание «ТЖ». Это нужно повторить несколько раз, чтобы закрепить эффект.

Как проводить логопедическую разминку

Все занятия с логопедом или в домашних условиях должны начинаться с разминки. Она несет ряд задач:

  • развивает моторику, артикуляцию;
  • улучшает нижнедиафрагмальное дыхание;
  • развивает ротовое и носовое произношение отдельных звуков;
  • активирует мышцы нёба, языка, глотки;
  • ставится голос ребенка и способность говорить с выражением;
  • вырабатывается чувство ритма;
  • улучшает мускулатуру артикуляционных мышц.

Здесь можно использовать различные скороговорки, стишки, детские песни.

Правильный звук Р

Логопеды рекомендуют ставить этот звук последним. Обычно это происходит в 5-6 лет. До этого возраста неправильное Р считается нормой. Многие дети начинают выговаривать ее самостоятельно, без усилий логопеда и специальных упражнениях. Есть случаи, когда помощь логопеда может потребоваться раньше. Это нужно если Р уже появилась, но в неправильной форме. Она может быть заменена на Л, В и другие. В норме Р должен произносится при:

  • расслабленных губах;
  • расстояние между нижней и верхней челюстью не превышает 5мм;
  • язык приподнят к деснам верхних зубов;
  • язык должен производить вибрацию;
  • средняя часть языковой мышцы слегка выгибается;
  • задняя часть прижимается к нёбу;
  • боковые стороны прижаты к верху;
  • голосовые связки соврешают интенсивные колебания.

Только в этом случае произношение может считаться нормальным и правильным.

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*