admin / 21.05.2020

Как легко сделать кубики Зайцева самим (схема и шаблоны)

20 марта 2019 Аверьянова Света

Комплект для обучения чтению Н. А. Зайцева стоит внушительно. Выделить из семейного бюджета такую сумму получается не у всех. Если апробировать методику не терпится, а лишних средств нет, сделайте кубики Зайцева из подручных материалов своими руками.

Что входит в набор Зайцева по чтению

Обучающий комплект включает в себя 12 типов кубиков и настенные таблицы со складами. Чтобы читать слоги вне дома, можно дополнительно распечатывать небольшие карточки формата А4.

Основная часть времени по изготовлению комплекта для занятий уйдет на кубики. Помните, что они отличаются по весу, размеру, цвету и наполнителю.

Всего нужно сделать 52 штуки:

Важно! Николай Александрович Зайцев в качестве обозначения звука использует наименования: железный — это звонкие согласные, деревянные — глухие, золотые — гласные. При выборе наполнителя кубиков ориентируйтесь на эту авторскую классификацию.

Из чего сделать

Для изготовления самодельного набора Зайцева нужно использовать легкий материал. Это картон, пластик, фанера. Основной критерий — наличие полости внутри. Деревянные кубики в качестве основы для наклеивания разверток складов не подойдут. Они цельные, их нельзя наполнить звуковым материалом.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Кубики Зайцева своими руками можно сделать за один–два дня. Сначала подготовьте материалы для основы, потом скачайте и распечатайте развертку по складам. Обязательно используйте цветной принтер, тон фона и шрифт для букв имеет большое значение при обучении чтению по слогам. После подготовительного этапа начинайте творить.

Из картона

Самый популярный и дешевый вариант самодельных кубиков. Для изготовления потребуется твердый картон белого цвета, раскладка по слогам, клей, ножницы.

  1. Напечатайте развертки по складам на обычной офисной бумаге.
  2. Приложите каждую к листу картона, приклейте с помощью ПВА.
  3. Оставьте заготовку под прессом, дайте высохнуть.
  4. Загните несобранный элемент по граням.
  5. Склейте куб так, чтобы одна сторона осталась открытой.
  6. Наполните выбранным материалом.
  7. Закройте последнюю грань и склейте до конца.
  8. Высушите собранные кубики в тепле. Стяните их резинкой от банкнот, чтобы картон лучше держал форму.
  9. Через день обклейте углы, грани скотчем, можно термопленкой.
  10. Похвалите себя за труды! Комплект Зайцева достался вам бесплатно.

Из картонных коробок

Коробочки объемом 0,2–0, 5 мл из-под сока, кефира облегчают задачу экономным родителям.

Клеить кубики не нужно. Остается подумать, где найти столько готовых форм. Когда наберете 52 коробки, можно приступать к созданию самодельного шедевра.

Вам понадобятся:

  • клей;
  • ножницы;
  • фломастеры;
  • наполнители;
  • скотч;
  • трафареты крупного шрифта.

Образец слогов для кубов из коробок печатать не имеет смысла, они наверняка не подойдут по размеру основы.

Склады напишите сами с помощью буквенного трафарета, раскрасьте фон или обклейте грани самоклеющейся бумагой.

Важно! Большие кубики делайте из бумажных коробок объемом 0,5 мл, двойные, маленькие — из тары емкостью 0,2–0,3 мл.

Из фанеры

Картонные кубики Зайцева подходят для детей старше 4 лет. Младенцы их быстро испортят, пытаясь попробовать на вкус, сминая в ладони. Чтобы усилия папы не прошли даром, сделайте кубики со складами из фанеры.

Понадобится:

  • фанера 0,6 см толщиной;
  • шурупы;
  • наполнители;
  • бумага;
  • скотч.

Начинайте творчество с подготовки деревянных деталей для кубиков. Распилите лист фанеры по размерному шаблону:

  • 88 штук – 54х48 мм
  • 50 штук – 60х60 мм
  • 80 штук – 44х38 мм
  • 44 штуки – 50х50 мм
  • 12 штук – 54х108 мм
  • 8 штук – 44х88 мм.

Сначала возьмите прямоугольники 44х38 — 4 штуки, соедините шурупами. Две грани останутся открытыми.

Накройте одну квадратом 50х50, вторую оставьте для заполнения полости. Так соберите 47 кубиков.

Наполните их по списку звенящим и шуршащим материалом.

Закройте оставшуюся грань еще одним квадратом 50х50.

Скрутите все стороны шурупами.

Теперь нужно напечатать схему складов на офисной бумаге, наклеить образцы на грани обычным клеем-карандашом или ПВА. Стандартная развертка, скачанная из интернета, подойдет по размеру кубиков.

Готовые изделия обклейте скотчем.

Из пластиковых кубиков

Это самый дорогостоящий вариант самостоятельного изготовления учебного материала по методу Зайцева. Купите набор для детского строительства из пластиковых кубиков разного размера, подготовьте острый нож для вскрытия одной грани, паяльник, скотч и образцы складов.

  1. Разрежьте одну сторону кубика ножом. Не обязательно вскрывать его с четырех граней, достаточно сделать небольшой зазор так, чтобы внутрь прошел наполнитель.
  2. Начините полость «фонетическим» материалом.
  3. Запаяйте грань.
  4. Напишите на бумаге склады фломастером по образцу.
  5. Наклейте на кубик с помощью двойного скотча.
  6. Сверху покройте защитным слоем прозрачного скотча.

На заметку! В магазинах встречаются пластиковые кубики с открывающимися гранями как на фото. Этот вариант основы гораздо удобнее, не требует вскрытия и запаивания.

Что такое склад

Склад — это один гласный, один согласный или сочетание согласного и гласного.

Все склады для удобства представлены кубиками. Твердые согласные – это большие кубики, мягкие – это маленькие. Сам Зайцев пишет по этому поводу вот что: «Это объём резонатора полости рта с речевыми органами. Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — челюсть опущена, язык назад и вниз, щеки раздуваем. БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ — челюсти почти сомкнуты, язык вперед и вверх, между языком и нёбом на фонетической схеме лишь узенькая полосочка свободного пространства, щеки поджаты. В большой колокол бьём — Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — низкий тон. В маленький — БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ — высокий тон».

Эта методика для работы в группе, подойдет ли она моему ребенку и есть ли смысл покупать кубики домой?

Есть ли смысл покупать кубики – это должен решать родитель исходя из особенностей своего ребенка и своих собственных взглядов на образование и наличия свободного времени. Фактически – кубики Зайцева одно из хорошо зарекомендовавших себя, проверенных временем учебных пособий по обучению чтению с отличной методической базой (книги Зайцева и Лены Даниловой сейчас продаются почти во всех крупных книжных магазинах). У кубиков, пожалуй, есть только один существенный минус – это пособие недешево, за последний год цена на кубики в наших магазинах поднялась ровно в 2 раза, насколько я знаю, теперь они стоят уже 1600 рублей за несобранный комплект и 2000 рублей — за собранный.

Теперь что касается работы в группе.

Кубики Зайцева СОЗДАВАЛИСЬ для работы в группе, но уже давно только такими быть перестали. Вышли книги Лены Даниловой, которая ратует именно за домашнее обучение по кубикам с рождения, накопились данные педагогов, работающих по кубикам индивидуальным образом.

С какого возраста можно начинать заниматься с малышом по кубикам дома и в группе?

Дома — хоть с самого рождения, только не заниматься – а играть, причем, только играть. В группе: лет с 3-х лет.

Как выбрать подходящую группу? На что обратить внимание?

Прежде всего, посмотрите, как работают с кубиками, выполняются ли основные принципы обучения:

  • у детей есть доступ сразу ко всем кубикам
  • есть хотя бы минимальный временной интервал свободной в них игры (т.е. когда ребенок МОЖЕТ взять кубик и МОЖЕТ, если захочет, спросить, что здесь написано и получить ответ)
  • никто не усаживает малыша за парту, не требует утомительного заучивания букв, результата их слияния и т.п. и не предлагает различные наукообразные понятия.

Обратите внимание, есть ли у преподавателя какой-то дополнительный материал по обучению чтению по складовому принципу (альбомы, карточки, книжки, складовые картинки и т.д.).

И безусловный пункт, который надо всегда иметь в виду: нравятся ли занятия самому ребенку?

А что делать с этими кубиками дома?

Главное — не прятать на антресоли.

Включайте кубики в свою повседневную жизнь, в любые игры с малышом, в чтение книг. Приучите себя, отвечая на вопрос малыша или же демонстрируя новую игрушку, вещь – писать нужное слово кубиками и показывать и его тоже.

Если ребенок любит играть в машинки, стройте мосты, дороги и гаражи из кубиков, возите кубики в кузове, делайте из них «дорожные знаки», потихоньку подключая информацию: «здесь напишем МОСТ», а ШУ-ШО-ША-ШЕ-ШИ-Ш давай положим в кабину, его надо отвезти на стройку.

Если ваша любимая игра в куклы – их можно кормить как различной едой, подписанной кубиками: «Видишь, куколка, написано КАША, мы покормим тебя кашей», так и самими кубиками: «Давай «МО» будет морковкой. Кушай, зайка, морковку».

Можно ли играть в эти кубики с уже читающими детками?

Даже нужно, раз уж они есть в доме. Кубики — отличный материал для расширения словарного запаса. Когда ребенок уже читает/складывает слова, самое время менять ассортимент игр.

Вот только несколько вариантов:

  • кто больше придумает слов на выпавший склад;
  • цепочка: я складываю МОРОЖЕНОЕ, а другой игрок придумывает слово на последний склад в этом случае – это Е, собирая, например, слово ЕДА, следующий уже сочиняет слово на склад ДА и т.д.
  • вариация «Эрудита»: все кубики закрыть простынкой, каждый игрок, не подглядывая, достает себе по 5-6 кубиков. Кто сможет больше придумать слов со своими кубиками?

Кстати параллельно вы будете развивать и слух: кубики-то звенят по-разному.

Много хороших советов по работе с читающими детками есть в прилагаемой к набору кубиков книжке. Н. Зайцев даже рекомендует писать кубиками или по таблице в первом/втором классе диктанты – резон в этом есть, ребенок еще на этапе приобщения к грамотному письму подсознательно усваивает большинство правил грамматики (кубика, где «Ж» написана с буквой «Ы» он в наборе найти не сможет).

Что еще можно сделать в рамках методики Зайцева

Можно вешать на стены тематические «выставки» (в ход идут вырезки из различных журналов: четкое фото 1 предмета или живого существа на однотонном фоне + подписи к картинке, сделанные складовым способом: ударный склад всегда черный, все остальные менее яркие). Желательно, чтобы «выставки» постоянно менялись и перемещались по дому (перевесить картинки).

Кроме меняющейся, должна быть и стабильная «выставка» вашей семьи: это близкие люди, которые живут с малышом. Наверняка в любом доме найдется парочка фотографий в рамочках на стеллажах с книгами, на стойке для телевизора. Если эти фотографии расположить так, чтобы они стали заметны и ребенку — хуже точно не будет (в идеале их можно повесить на уровне взгляда или пальчика малыша – чтобы мог показать, но не мог снять со стены).

Сделайте «подписи» к основным предметам мебели: холодильник, шкаф, кровать, диван, двери и т.п.

Личное наблюдение: ребенок почти однозначно замечает и запоминает запрещающие надписи. Как бы вы не хотели оградить малыша от различных запрещений, так или иначе такие места в квартире все равно есть. У нас это: «Анина тумбочка», когда малыш пытается ее открыть старшая девочка показывает на надпись со слова: «Видишь, это АНИНА ТУМБОЧКА! Там мои вещи, поэтому, не надо ее открывать» — и все довольны. Есть, правда, еще «дверь в туалет», которая все равно заперта и «папин шкаф», опять же закрытый на задвижку, поэтому на эти надписи Гриша много внимания не обращает. Зато продемонстрирует гостям слова «Гришин ящик» — всегда с большим удовольствием и с особым хозяйским чувством .

Наталья Чечулина

Чем наполнить

Самодельные кубики наполняйте ненужными в доме материалами. Поищите что-нибудь из перечисленного в чулане или купите в хозяйственном магазине самые недорогие варианты. Наполнители подбирайте так:

Железные — звонкие

Кладите внутрь гайки, наперстки, монетки, металлические пробки, бубенчики. В маленькие железные кубы кладите 4 монеты (гайки, пробки), в большие — 8 штук.

Деревянные звучат глухо, шумно

Подойдут остатки картона, деревяшки, пластиковые пуговицы и бусины, крупы, спички, элементы мелкого конструктора, мелкая галька, разбитые ракушки.

Золотые можно петь, это гласные

Возьмите любой материал из списка для звонких кубиков.

Железно-деревянные шуршат, более тяжелые, чем железные, деревянные

Наполните их двумя видами материала. Например, гайки и бумага.

Белый — молчаливый

Заполните его кусками ткани плотно, чтобы ребенок ощущал вес.

Очень важно не использовать для кубов разного типа один наполнитель. Метод Зайцева основан на тактильных ощущениях, слуховой ассоциации. Если склады будут звучать одинаково, то обучение пойдет неправильно. В двойной и большой компонент самодельного набора кладите много наполнителя, в маленькие — в два раза меньше.

На заметку! Метод Зайцева эффективно применяется при изучении русского языка как иностранного у взрослых. Через 4–6 уроков студенты бегло читают по складам, четко проговаривают большинство слов.

Таблицы для чтения

Система обучения чтению по Зайцеву требует обязательного использования слоговых таблиц. Это большие настенные плакаты со складами формата А3. По ним ребенку легче освоить скорочтение и письмо.

Распечатать таблицу для чтения по методике Зайцева такого размера на домашнем принтере не получится, поэтому используйте мини-карточки или делайте картинки по частям.

Потом соберите плакат в единое целое скотчем и прикрепите к стене.

Не забудьте использовать диски с записями попевок при заучивании складов, указку, чтобы малыш мог дотянуться до любого элемента схемы.

Если скачивать, распечатывать, склеивать таблицы по кускам неудобно, сделайте их самостоятельно на ватмане:

  1. Расчертите плакат на одинаковые прямоугольники.
  2. Распечатайте образец складов.
  3. Приклейте на ватман.
  4. Готовый образец повесьте в комнате.

Система Зайцева по обучению детей чтению простая и эффективная. Воспользуйтесь нашими советами по изготовлению кубиков своими руками. Вложите в процесс немного веры и любви, занимайтесь с ребенком регулярно и обязательно получите результат.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kubiki_zajtseva_svoimi_rukami.html

Отработка согласных звуков –

Произнести поочередно несколько раз: б-п, б-п, б-п, б-п, б-п, б-п, б-п, и т. д.

А теперь будем отрабатывать произношение этих звуков со всеми гласными таблицы И-Э-А-О-У-Ы-Е-Я-Ё-Ю. В предлагаемых упражнениях соблюдается принцип одновременной тренировки дикции, дыхания и голоса. Если чувствуете, что вам трудно делать сложные упражнения, не делайте сейчас, а вернетесь к ним после боле простых.

Схема упражнений едина для отработки согласных звуков ПБ ТД КГФВ и звука Х. Запишите ее.

Произносите каждое упражнение на одном выдохе, если трудно, то делайте доборы воздуха.

Упражнение 1. Би, бэ, ба, бо, бу, бы, бе, бя, бё, бю.

Упражнение 2. Би-би, бэ-бэ, ба-ба, бо-бо, бу-бу, бы-бы, бе-бе, бя-бя, бё-бё, бю-бю.

Упражнение 3. Би-би-би, бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы, бе-бе-бе, бя-бя-бя, бё-бё-бё, бю-бю-бю.

Упражнение 4. Би-би-би-би, бэ-бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба-ба, бо-бо-бо-бо, бу-бу-бу-бу, бы-бы-бы-бы, бе-бе-бе-бе, бя-бя-бя-бя, бё-бё-бё-бё, бю-бю-бю-бю.

Упражнение 5. Бип, бэп, бап, боп, буп, бып, беп, бяп, бёп, бюп.

Упражнение 6. Би-бип, бэ-бэп, ба-бап, бо-боп, бу-буп, бы-бып, бе-беп, бя-бяп, бё-бёп, бю-бюп.

Упражнение 7. Би-би-бип, бэ-бэ-бэп, ба-ба-бап, бо-бо-боп, бу-бу-буп, бы-бы-бып, бе-бе-беп, бя-бя-бяп, бё-бё-бёп, бю-бю-бюп.

Сделайте эти же упражнения, но со звуком П. Замените звук Б на П и соответственно в окончании вы меняете звук П на Б.

Упражнение 1. Пи, пэ, па, по, пу, пы, пе, пя, пё, пю.

Упражнение 2. Все тоже самое по выше указанной схеме с 1-го по 8-е упражнение.

Теперь работаем с удвоенным звуком. Удвоенный звук произносится как один напористый звук. Делайте ударение на первом слоге.

Схема упражнений.

Упражнение 1. Биппи, бэппэ, баппа, боппо, буппу, быппы, беппе, бяппя, бёппё, бюппю.

Упражнение 2. Би-биппи, бэ-бэппэ, ба-баппа, бо-боппо, бу-буппу, бы-быппы, бе-беппе, бя-бяппя и т. д.

Упражнение 3. Би-би-биппи, бэ-бэ-бэппэ, ба-ба-баппа, бо-бо-боппо, бу-бу-буппу, бы-бы-быппы и т. д.

Упражнение 4. Би-пибби, бэ-пэббэ, ба-пабба, бо-поббо, бу-пуббу, бы-пыббы, бе-пеббе и т. д.

Упражнение 5. Би-би-пибби, бэ-бэ-пэббэ, ба-ба-пабба, бо-бо-поббо, бу-бу-пуббу, бы-бы-пыббы и т. д.

Сделайте эти же упражнения, но со звуком П. Замените звук Б на П. Все тоже самое по выше указанной схеме с 1-го по 5-е упражнение.

Упражнение 1. Пибби, пэббэ, пабба, поббо, пуббу, пыббы и т. д. по схеме

При тренировке держите ладонь на диафрагме и следите за выдохом.

Число упражнений для повторения ограничивайте исходя из ваших индивидуальных особенностей.

Также для тренировки звуков Б – П можно использовать скороговорки.

1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа – тупа – тупа.

2. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

3. Все боры добры для своих бобрят.

4. Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!».

Прочитайте медленно несколько раз, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой вы обычно говорите. Убедитесь, что вы можете произнести текст уверенно. Увеличьте скорость. А теперь еще больше. А теперь произнесите скороговорку на пределе своих возможностей. Получается?

Отработка произношения согласных звуков Т – Д

Согласные звуки и – парные, глухой и звонкий, взрывные.

Делайте упражнения по схеме, которую мы использовали выше, и которую, я надеюсь, вы записали для наглядности на бумаге. Каждое упражнение делайте на одном выдохе, следите при этом за движением диафрагмы, положив на живот ладонь.

Скороговорки для звуков Т и Д

1. Ткёт ткач ткани на платки Тане.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

Отработка произношения согласных звуков К – Г и звука Х

Произнесите поочередно к-г, к-г, к-г, к-г, к-г, к-г, к-г

И выполните Упражнения по предложенной схеме.

Скороговорки

1. У ёлки иголки колки.

2. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

3. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

4. Вставай, Архип, петух охрип.

Отработка произношения согласных звуков Ф – В

Для четкого различия между звонким и глухим согласным произнесите поочередно несколько раз звуки: ф-в, ф-в, ф-в, ф-в, ф-в, ф-в, ф-в.

Дальше выполните упражнения по схеме

Скороговорки:

1. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

2. Водовоз вез воду из-под водопровода.

Теперь выполним более сложные упражнения на произнесение сочетания нескольких согласных, на которых вы закрепите пройденный материал. Произнесите каждое упражнение на одном выдохе.

Обязательно запишите схему упражнений.

Упражнение 1. Гбди, гбдэ, гбда, гбдо, гбду, гбды, гбде, гбдя, гбдё, гбдю.

Упражнение 2. Бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы, бдге, бдгя, бдгё, бдгю.

Упражнение 3. Вгди, вгдэ, вгда, вгдо, вгду, вгды, вгде, вгдя, вгдё, вгдю.

Упражнение 4. Кпти, кптэ, кпта, кпто, кпту, кпты, кпте, кптя, кптё, кптю.

Упражнение 5. Птки, пткэ, птка, птко, птку, птке, пгкя, пткы, пткё, пткю.

Упражнение 6. Фтки, фткэ, фтка, фтко, фтку, фткы, фтке, фткя, фткё, фткю.

Отработка согласных М, Н, Л и Р

Повторите вслух на одном выдохе каждое следующее упражнение (Если строчка длинная, делайте добор воздуха).

Схема для тренировки звуков М, Н, Л и Р

Упражнение 1. Ми, мэ, ма, мо, му, мы, ме, мя, мё, мю.

Упражнение 2. Ми-ми-ми-ми-ми, мэ-мэ-мэ-мэ-мэ, ма-ма-ма-ма-ма, мо-мо-мо-мо-мо, му-му-му-му-му, мы-мы-мы-мы-мы

Упражнение 4. Мимимим, мэмэмэм, мамамам, момомом, мумумум, мымымым.

Упражнение 5. Мли-млэ-мла-мло-млу-млы-мле-мля-млё-млю.

Упражнение 6. Мрли-мрлэ-мрла-мрло-мрлу-мрлы-мрле-мрля-мрлё-мрлю.

Эти же упражнения для звуков Н, Л и Р

Скороговорки

1. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то и Клара у Карла не крала б кларнет.

Свистящие и шипящие согласные звуки С, З, Ш, Ж, Ч\’, Щ\’, Ц

Эти звуки являются самыми неблагополучными в устной речи. Дефекты произношения их следующие: шепелявость, сюсюканье, присвист. Эти дефекты вызваны вялостью мышц языка или укоренившимися с детства привычками, их можно устранить с помощью тренировочных упражнений.

Согласные звуки С – З

Упражнение 1. Си, сэ, са, со, су, сы, се, ся, сё, сю.

Упражнение 2. Зи, зэ, за, зо, зу, зы, зе, зя, зё, зю.

Упражнение 3. Си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы, се-се…

Упражнение 4. Си-си-си-си, сэ-сэ-сэ-сэ, са-са-са-са, со-со-со-со, су-су-су-су, сы-сы-сы-сы…

Упражнение 5. Си-зис, сэ-зэс, са-зас, со-зос, су-зус, сы-зыс, се-зес…

Упражнение 6. Сиззи, сэззэ, сазза, соззо, суззу, сыззы, сеззе, сяззя, сёззё…

Упражнение 7. Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы

Теперь присоединяйте согласные Д,Т Б П Г КВ Ф Р Л Н

Получится Сти, стэ, ста, сто, сту, сты, сте, стя, стё, стю.

И Соответственно Зди, здэ, зда, здо, зду, зды, зде, здя, здё, здю. И по аналогии дальше

Скороговорки.

1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов

Главный помощник логопеда – игра!

Работая уже не первый год учителем логопедом, пришла к мнению, что сколько бы не было дидактических игр и логопедических пособий для занятий. Этого всегда мало и хочется еще и еще, что-то нового, интересного, для того, чтобы занятия проходили занимательно, а главное эффективно. В своей практической коррекционной работе я использую дидактические игры, а также полифункциональные и многофункциональные пособия из фетра.

Вашему вниманию представляю логопедическое пособие для детей дошкольного возраста. Данное пособие может использоваться, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. Пособие считаю, будет полезно не только логопедом, но и воспитателям коррекционных групп. При создании этого пособия, даже и не думала, что можно использовать столько дидактических игр для занятий. Данное пособие можно использовать при работе не только по звукопроизношению, а также можно закреплять лексические темы, проводить лексико-грамматические упражнения «Скажи ласково», «Моя, мой, моё», выполнять артикуляционную гимнастику. А также пособие можно использовать при обучении грамоте. На грани кубика помещаются картинки с буквами или слогами, а также картинки.

Логопедическое пособие «Кубик»

Пособие сделано из фетра с кармашками для картинок. Картинки легко меняются и дети могут это сделать самостоятельно.

Пособие «Кубик», решает сразу несколько задач: развивает фонематический слух, развивает внимание, память, мышление, мелкую моторику, формирование лексико-грамматического строя речи, закрепление обобщающих понятий и.т.д, но самое главное можно автоматизировать звуки и дифференцировать их, что является самым важным в работе логопеда.

Предлагаю вашему вниманию логопедические игры, которые я использую на своих занятиях с помощью логопедических кубиков. Они могут использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте. Я не исключаю, что большинство предложенных здесь игр не покажется вам чем-то новым и необычным.

Игра «Артикуляционные кубики»

Цель: развитие артикуляционной моторики
Описание. Ребёнок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало на верхней грани куба. Такое задание используется, когда упражнение для развития артикуляции хорошо знакомы детям. Если же выпадает несколько раз одно упражнение, то дальше можно предложить выполнить те упражнения, которые ещё не повторялись.

Дидактическая Игра «Придумай слова, на заданную букву.»

Описание игры: В кармашки куба размешаются буквы. Ребенок подбрасывает кубик и придумывает слова, на выпавшую букву.

3. Игра «Звуковой кубик»

Цель: автоматизация поставленных звуков.
Описание. Ребенок бросает кубик и произносит слова на закрепление автоматизируемого звука, а также можно задание на дифференциацию звуков.

Игра «Найди звук»

Цель: тренировать детей в определении первого (последнего) звука в слове.
Ход игры: ребенок подбрасывает кубик и называет слово, затем ребенок определяет первый (последний) звук или показывает букву на втором кубике, которая обозначает этот звук.

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: тренировать детей в звуковом анализе и синтезе слова.
Ход игры: Ребенок подбрасывает кубик, выпадает схема, ребенок подбирает картинки к заданной звуковой схеме или придумывает слова.

Автор материала: Карапетова Олеся Александровна Также по теме:

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*