Умники и умницы 1 класс Занятие 8. Презентацию подготовила : Романова Лариса Викторовна МБОУ СОШ…
admin / 31.03.2020
Содержание
Многие из современных методик, используемых в начальной школе, совмещают несколько функций: игровую, образовательную, развивающую. Важно использовать такие обучающие способы, которые будут формировать и закреплять у первоклассника интерес к учебе.
К таким относят графический диктант по клеточкам для 1-го класса, который охотно используется педагогами и родителями и в качестве диагностического инструмента, и как интересная развивающая игра.
Готовить ребенка к школьным нагрузкам нужно заранее, как минимум за год до начала обучения. Этот процесс заключается в формировании таких качеств, как усидчивость, самоконтроль, внимательность и активность. Большое значение имеет и правильная постановка руки для письма. Все эти навыки закрепляет выполнение графических диктантов.
Этот метод был разработан психологом и педагогом Д.Б. Элькониным для определения степени развития различных навыков у ребенка. Заключается он в упражнении, проводимом под диктовку специалиста и составлении протокола психологической диагностики детей. Спустя десятилетия метод стали применять и как обучающее занятие.
Проводить графический диктант можно и для дошкольников с четырех лет, он будет полезен все время, пока учащийся находится в начальной школе, и много позже. С интересом участвуют в упражнениях и взрослые, можно проводить занятия в качестве семейного досуга. Их суть — в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Итог работы – готовый рисунок.
Эффект от методики следующий:
Удобна эта методика тем, что занятия можно проводить в поездке, в период ожидания, дома, для них не нужны сложные пособия и приспособления, достаточно карандаша и тетради в клеточку.
Данный способ – хорошая подготовка к различным урокам, принятым в старшем школьном возрасте, таким как алгебра, информатика, геометрия, черчение. Элементы графического диктанта включены в учебник Г.В. Дорофеева за первый класс. Ребенок с их помощью легко освоит такие нужные математические понятия, как угол, график, чертеж, диагональ, формула.
Уже во 2–3-м классе многие педагоги проводят контрольные в форме арифметического диктанта, где малышу необходимо быстро принять решение по заданию на слух: сложить, вычесть, умножить. Такая форма опроса, как математический диктант, проводится и в старших классах по методике Л.С. Атанасяна. Поэтому чем раньше школьник научится воспринимать задание на слух, тем лучше.
Ребята подготовительной группы достаточно быстро осваивают простые графические диктанты и не против усложнения самих рисунков. Поэтому переходим к более сложным вариантам с косыми линиями (не 90 градусов, больше или меньше). Сложный графический диктант не каждому старшекласснику по плечу. Тем более ценно, когда с ними справляются подготовишки.
Как нарисовать под диктовку линию, где требуется соединить углы наискосок, по диагонали? На самом деле не так просто. Эта работа сродни ориентировке в системе координат, уже этим очень полезна.
Нам потребуется сложный шаг. Предположим, надо провести линию из точки А в точку Б.
В первом случае инструкция.
Ставим точку А. Из неё делаем сложный шаг: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо. Ставим вторую точку. Соединяем начальную и конечную точку прямой линией. Получилась необходимая линия «наискосок». Называем так, потому что слово «диагональ» когда в школе появляется? Ещё проще, когда соединяемые точки внутри одной клетки (вариант 2 на образце)
Третий вариант инструкции.
Делаем сложный шаг: 4 клетки вверх, 2 клетки влево.
Отрабатывать сложные шаги с будущими школьниками, по опыту, полезнее индивидуально, особенно если ребёнок право/лево путает. Поначалу для многих ребят диктант со сложными шагами труден. Продвигаться надо потихоньку, постепенно, чтобы не отвратить их от такого полезного для школьного обучения дела.
Приступающий к упражнению малыш должен обладать следующими навыками:
Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. На столе должны быть:
Рисовать нужно на пустом листе. Начальную точку, от которой малыш продолжит движение, необходимо поставить взрослому. Нужно объяснить ребенку, что цифры в упражнении обозначают количество клеточек, на которые он должен переместить линию.
Если в задании указаны стрелочки, расскажите, что они указывают на направление движения. Обратите внимание малыша, что некоторые из них лежат наискосок, это значит, что вести линию надо из одного угла клеточки в другой. Нарисуйте действие наглядно.
Вот правила, которых нужно придерживаться:
Если занятие ведется в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: дети могут запутаться. Если один из малышей отстал, предложите ему подождать, пока остальные не выполнят упражнение.
Графический диктант можно выполнять двумя способами. Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух.
Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя. Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться:
Диктант по клеточкам для 1-го класса может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывайте возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи.
Занимаясь индивидуально, подбирайте картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют малыша любого пола и возрастной группы.
После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.
Скачать одним файлом графические диктанты по клеточкам.
.
Можно выбрать бесплатный способ и разработать задания по индивидуальному проекту. Для этого нужно найти рисунок в интернете, скачать, напечатать понравившийся файл в Word или в графическом редакторе и приступить к заданию.
В Сети есть и примеры текста диктанта. Можно сделать распечатки с разным уровнем сложности и использовать по мере развития навыков ребенка. Ниже мы предлагаем вам скачать и распечатать незаполненные варианты, где ребенку необходимо самостоятельно сделать работу.
Рисунки, инструкции и пособия для занятий также можно приобрести в книжных магазинах, киосках периодической печати и точках для продажи канцелярских товаров.
Дошкольникам подойдет издание в виде рабочей тетради К.В. Шевелева «Занимательная математика».
Для детей 7–8 лет интересны будут развивающие пособия по арифметике, разработанные О.И. Мельниковым.
Педагог О.А. Холодова – автор изданий, предназначенных для развития познавательных навыков у детей дошкольного возраста и младших школьников. Ее издания для 1-го класса рассчитаны на первое и второе полугодие и соответствуют материалу, изучаемому в каждой четверти.
Признак хорошо проведенного графического диктанта – не только картинка, полностью соответствующая оригиналу, но и отличное настроение у педагога и детей.
Точка отсчета: от верхнего левого угла листа отступите 2 клеточки вниз, 4 вправо. Ставим точку и начинаем рисовать.
2↓, 4→.
2→, 3↓, 2→, 1,2→, 1, 1→, 3↓, 2←,1↓, 1←,1↓, 1←,2↓, 2←,1, 1→,1, 1←, 1, 1←,2, 2←,1, 1→,1, 1→,1.
Точка отсчета: 4 клетки вниз, 3 вправо. Ставим точку.
Рисунок: 1 клетка влево, 2 на уголок вправо вверх, 3 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 на уголок вправо вверх, 1 вправо, 1 на уголок вправо вниз, 3 вниз, 1 на уголок влево вверх, 1 вниз, 1 на уголок влево вверх, 1 вниз, 2 на уголок влево вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 на уголок влево вверх, 1 вверх, 1 на уголок вправо вверх, 1 вверх, 1 вправо.
Попадьина Ю.В.
Графические диктанты
(1 класс, математика)
Цель: заложить прочную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Задачи:
3. Обучение ловкости при обращении с карандашом и ручкой, точности в движениях руки.
Авторский медиапродукт: презентация Power Point.
Форма работы: индивидуальная или фронтальная при наличии проектора.
Оборудование: персональный компьютер.
Авторские комментарии:
Графический диктант – это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Это игровой способ развития у 5 – 7летних детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог всегда исправить неправильную линию. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает изображение с образцом.
В презентации последовательное выполнение графического диктанта происходит с помощью клика мышкой (начало диктанта – красная точка).
Слайд 2. Загадка про кошку.
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днём она всё видит.
Часто спит, а после сна умывается она.
Слайд 3.Графический диктант. Кошка.
Слайд 5. Загадка про слона.
Очень много силы в нём,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос.
Тысячу, наверно, лет он рос.
Слайд 6.Графический диктант. Слон.
Слайд 11. Загадка про петуха.
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький.
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
Слайд 12.Графический диктант. Петух.
Слайд 14. Загадка про рыбку.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Блещут спинкой чистой
В речке серебристой.
Слайд 15.Графический диктант. Рыбка.
Слайд 17. Загадка про кенгуру.
Вот ещё одна загадка
Девочкам и мальчикам:
Кто рождается в кармане
С маленьким карманчиком?
Слайд 18.Графический диктант. Кенгуру.
Слайд 20. Загадка про грушу.
В садочке есть плод.
Он сладок, как мёд.
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч.
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
Слайд 21.Графический диктант. Груша.
Слайд 23. Загадка про лося.
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
Слайд 24.Графический диктант. Лось.
Слайд 26. Загадка про лягушку.
Выпучив глаза, сидит,
Не по-русски говорит.
Родилась в воде,
А живёт на земле.
Слайд 27.Графический диктант. Лягушка.
Слайд 29. Загадка про робота.
Сам – металлический,
Мозг электрический.
Слайд 30.Графический диктант. Робот.
Слайд 32. Загадка про черепаху.
Её мудрость не забудешь:
«Тише едешь – дальше будешь!»
Костяная у неё рубаха.
Ползёт без страха…
Слайд 33.Графический диктант. Черепаха.
Вместо хвостика – крючок.
Вместо носа – пятачок.
Розовая спинка,
А на ней щетинка.
Слайд 35. Загадка про свинью.
Слайд 36.Графический диктант. Свинья.
Слайд 41. Загадка про лист дерева.
Висит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Упадёт – почернеет.
Слайд 42.Графический диктант. Кленовый лист.
Слайд 44. Загадка про лебедей.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Бесшумно на воду садятся.
Слайд 45.Графический диктант. Лебедь.
Слайды 4, 7, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 43, 46 —
задание » Поверни рисунок по образцу».
Слайды 8 и 38 – «Создай рисунок, пользуясь шифром» (предполагается, что ребёнок должен выполнить задание самостоятельно).
Слайды 9 и 39 – графический рисунок слона и свиньи, который должен получиться.
Слайды 10 и 40 – награда за выполненную работу – анимированный рисунок.
Надеюсь, презентация «Графические диктанты» поможет родителям и педагогам планомерно подготовить ребёнка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность.
Уважаемые взрослые! Обратите внимание на посадку ребёнка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Помните, что во время занятий очень важен настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого. Занятие для ребёнка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребёнка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
FILED UNDER : Педагог