admin / 10.01.2020

Частые нервные тики у подростков. Как с ними справиться?

Нервные тики у детей – тип непроизвольных двигательных актов гиперкинетического плана, стереотипное мускульное движение. Оно длится недолго, внезапно возникает, повторяется много раз и столь же неожиданно пропадает. Малыш может осознавать присутствие тика, однако часто не способен контролировать такие действия (или контроль минимален).

Общие сведения

Согласно многочисленным опросам, практически 25% младшеклассников сталкивались с подобным состоянием. Любопытно, что среди лиц мужского пола нервные тики наблюдаются чаще, чем у девушек.

Обычно стереотипные движения не вредят детскому здоровью и исчезают самостоятельно. Вот почему лишь двадцать процентов ребятишек показывают врачам. И всё же в отдельных ситуациях тики способны негативно сказаться на психическом и физическом самочувствии и проявиться в подростковом и юношеском возрасте.

Важным отличием данного состояния от судорог при нервных и психических болезнях является то, что ребёнок способен воспроизводить и осуществлять минимальный контроль над действиями. Также тики не появляются при произвольно выполняемых движениях (в частности — при поднятии кружки или глотании воды).

Интенсивность нарушения варьируется в зависимости от занятия, психологического настроя, суточного времени. Может меняться и локализованность тиков (к примеру, мигание трансформируется в хаотическое дерганье плечами). Это говорит не о другой болезни, а о повторе уже присутствующей.

Тики могут усиливаться из-за долгого нахождения детей в одинаковой позе (просмотр мультиков, сидение в автобусе, за партой). Непроизвольные движения слабеют или ликвидируются во время игровых занятий, в случае увлекательного вида деятельности (малыш читает интересную книжку). Если же интерес к действию пропал, то тики возникают снова. Их интенсивностью можно управлять, но затем нужен отдых.

Впервые в литературе тики были описаны как «привычка мускулов к сокращению» ещё в середине VII века.

Некоторые особенности нервной системы

Каждая доля коры больших полушарий (КБП) несёт ответственность за определённые функции. Нейроны, посылающие сигналы к скелетной мускулатуре и обеспечивающие движения, располагаются в прецентральной извилине. Последняя расположена перед глубокой бороздкой, разделяющей лобную и теменную доли КБП. С другой стороны бороздки располагается постцентральная извилина, которая отвечает за тактильные ощущения.

Абсолютно все нервные центры КБП человека взаимодействуют друг с другом. Речевая функция, зрение, мыслительные и эмоциональные сигналы — всё это за счёт разнообразных связей влияет на двигательные акты и мышечный тонус.

Выделяют подкорковую (экстрапирамидную) систему — мозговую структуру, которая не относится к КБП. Благодаря нейронным связям они объединяются в единую «композицию», которая выполняет определённые задачи:

  • контроль над тонусом мышц;
  • контроль над содружественными мышечными действиями;
  • поддержка тела;
  • присутствие в мотивационных и познавательных процессах.

Любое произвольное движение подразумевает одновременное напряжение одних мускул и расслабление остальных. Причём люди даже не понимают, что именно необходимо сокращать-расслаблять. Всё это осуществляется на автомате за счёт работы экстрапирамидной системы.

Какие нервы иннервируют мускулы лица

Перед сократительным актом в моторных нервных клетках прецентральной извилины возникает сигнал. Он распространяется через волокна по мышечной ткани.

Лицевые мускулы получают сигналы от лицевого и тройничного нервов. Последний передаёт иннервацию мускульным структурам виска и челюсти.

Лицевой нерв задействует лобные мускулы, а также мускулы глазниц, щёк, губ, ротовой полости, шейного участка.

Почему возникают тики у детей — основные факторы

Тревожные дети живут в постоянном стрессовом состоянии, в результате чего кора больших полушарий ждёт неприятностей.

Постепенно возможность произвольного торможения (подавления) опасной активности нейронов пропадает. Детская психика не получает нужного отдыха, поэтому малыш видит кошмары. Из-за этого он становится агрессивным, раздражительным, менее успешным в учёбе. А ребятишки, которые изначально предрасположены к нехватке подавления ненужных реакций в КБП, начинают страдать от нервных тиков.

В родительской и педагогической среде бытует мнение, что патологические двигательные акты распространены среди нервных малышей. Однако повышенная нервозность возникает у многих дошкольников в кризисные периоды, а тики встречаются только у отдельных детей.

Это нарушение нередко сопряжено с СДВГ, тревожностью, депрессивным состоянием, навязчивыми движениями (кусание ногтевых пластин, кручение волос и пр.). Дети с тиками отличаются быстрой утомляемостью, плохой переносимостью духоты, тревожным и беспокойным сном.

Непроизвольные движения могут появляться у ребят с «плохой» наследственностью. Учёные доказали, что молодые люди более подвержены тикам, чем девушки. При этом отмечают, что малыши раньше начинают страдать от этого нарушения, чем их мамы и папы. Если же у ребенка обнаружены тики, то можно предположить, что мужчины в его семье также страдали подобной патологией, а женщины — неврозом навязчивых состояний.

Ведущим источником непроизвольных моторных движений принято считать разбалансированность человеческой психики. КБП отправляет мускулам неправильные сигналы, которые заставляют их сокращаться в быстром темпе. При этом ребёнок не способен предупреждать эти действия и останавливать их.

В медицине выделяют 2 типа нервных тиков по причине разбалансированности психики: первичные (нейрогенные или психогенные) и вторичные (симптоматические).

Первая разновидность движений обычно становится единственным признаком неблагополучия психики. Наиболее часто их наблюдают в период 7-12 лет, когда дети крайне остро реагируют на психоэмоциональные перегрузки.

Эта категория тиков у людей старше 20 лет может возникать по причине постоянных стрессовых ситуаций и переутомления.

На появление первичных тиков влияют следующие факторы:

  • эмоциональная встряска – стоит на первом месте среди провоцирующих факторов; непроизвольные движения появляются из-за травмирующего события, неадекватных детско-родительских отношений (чрезмерные требования, строгий тип воспитания и пр.);
  • нарушенный рацион — недостаток кальциевых и магниевых веществ, а они принимают непосредственное участие в сокращении мышц, их дефицит приводит к судорогам и тикам;
  • первосентябрьский тик – диагностируется у десятой части школьников; это связывают с адаптацией к учебному учреждению, новому коллективу, различным правилам;
  • утомление, недосып, чтение книжек при недостаточном свете, увлечённость гаджетами провоцирует излишнюю активность определённых участков коры больших полушарий;
  • чрезмерное увлечение психостимулирующими веществами — кофейные, чайные, энергетические напитки активизируют работу КБП, что выливается в нестабильное эмоциональное состояние, раздражение, истощённость психики;
  • наследственность — новейшие сведения демонстрируют, что если мама или папа страдала от непроизвольных движений, то риск появления такого расстройства существенно возрастает.

Первичные нервные тики чаще всего имеют положительный прогноз. Можно ожидать их самостоятельного окончания без использования лекарственных средств.

Вторичные непроизвольные действия обычно провоцируются разнообразными мозговыми дисфункциями, к числу которых можно отнести:

  • энцефалиты;
  • опухолевые образования в ГМ;
  • сосудистые болезни ГМ (атеросклероз, нарушенное кровообращение мозга, инсульт);
  • поражение угарным газом;
  • применение определённых психотропов, лекарств от судорог;
  • психические отклонения (шизофрения, аутистическое расстройство и пр.);
  • травмы при родах;
  • невралгия тройничного нерва (здесь могут появляться болезненные тики);
  • вегето-сосудистую дистонию — болезнь, характеризующуюся несогласованной работой участков мозга, которые отвечают за функциональность сосудистых и железистых структур;
  • хронические болезни – почечные и печёночные патологии, сахарный диабет, из-за которых мозг постоянно повреждается токсическими продуктами обмена;
  • вынужденные двигательные акты, закрепившиеся в виде тиков (к примеру, дети, болеющие тонзиллитом, вынуждены сглатывать слюну, напрягая глоточную и шейную мускулатуру; позже эти действия сохраняются в виде тиков).

Патогенез

До настоящего времени единой точки зрения на патогенез тикозных гиперкинезов нет. Существует несколько концепций развития заболевания:

  • Концепция нарушения окислительного стресса с недостатком активности/дефицитом супероксиддисмутазы, что способствует накоплению свободных радикалов и приводит (в условиях низкой антиоксидантной защиты) к изменению рецепторов и нарушению нейротрансмиссии в клетках моторно-сенсорной коры и в хвостатом ядре.
  • Инфекционно-аутоиммунная теория, в основе которой патологический процесс запускается инфекционным фактором (респираторные вирусы, стрептококки).
  • Генетические нарушения механизма синаптической передачи дофамина, гамма-аминомасляной кислоты, серотонина, ацетилхолина, обусловленные накоплением от поколения к поколению экспрессии генов.
  • Теория нарушения функции височно-фронтальной коры левого полушария мозга.
  • Концепция парадигмы испуга, обусловленного умственной перегрузкой, эмоционально-стрессовыми факторами, вызывающими нарушение стереотипа поведения.
  • Концепция нейромедиаторной гетерогенности тиковых заболевания, согласно которой моторные тики обусловлены нарушением обмена дофамина, а нарушения обмена серотонина в большей степени связано с вокальными тиками.

В целом, принято считать, что тикозные нарушения возникают при комплексном действии генетических, психологических, нейробиологических факторов и факторов внешней среды. В основе — нарушения дофаминергической/серотонинергическиой нейротрансмиссии и регуляторных механизмов в кортико-стриато-таламокортикальной системе, которая, по мнению большинства авторов, ответственна за возникновение тиков. Именно чрезмерная плотность дофаминовых рецепторов и нарушения в базальных ганглиях дофаминовой нейротрансмиссии приводят к снижению подкоркового торможения и расстройствам автоматического управления движениями, появлению избыточных, неконтролируемых движений, клинически проявляющихся моторными/вокальными тиками.

Классификация

Существует несколько видов классификации нервных тиков, в основу которых положены различные факторы. По этиологическому фактору выделяют:

  • Первичные (наследственные тикозные заболевания, включая синдром Туретта).
  • Вторичные (органические). Ведущими факторами риска при которых являются недоношенность, анемия у беременных, гипотрофия плода, возраст матери старше 30 лет, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.
  • Криптогенные (этиология не установлена).

По топико-клиническим проявлениям:

  • локальный — тики в одной мышечной группе (преимущественно лицевые);
  • распространенный — тики отмечаются в более чем 2-х мышечных групп;
  • генерализованный (синдром Туретта) в сочетании с вокальными тиками.

По течению:

  • Транзиторное течение — характерна полная обратимость гиперкинезов.
  • Ремитирующее течение — протекающее с обострениями заболевания длительностью от 2 месяцев до года, которые чередуются с ремиссиями, продолжающимся от 2-3 недель до 2-3 месяцев.
  • Стационарное течение — определяется наличием в различных группах мышц стойких гиперкинезов, сохраняющихся на протяжении 2–3 лет.
  • Прогредиентное течение — характерно нарастание симптомов при отсутствии периодов ремиссии.

Причины нервного тика

Тик возникает вследствие воздействия самых различных факторов: генетических отклонений, инфекций, травм, органического поражения головного мозга, интоксикаций, дегенеративных процессов. В клинической неврологии по этиологическим факторам выделяют несколько видов гиперкинезов:

  • Первичные. Имеют резидуально–органическое происхождение. Развиваются вследствие идиопатических дегенеративных процессов в структурах головного мозга и как правило, имеют наследственный характер.
  • Вторичные. Появляются на фоне негрубых резидуально–органических изменений в ЦНС и периферической нервной системы (невропатии). Часто являются проявлением базовой патологии, обусловленной токсическим поражением (отравлением СО2, алкоголизмом), черепно-мозговой травмой, инфекцией (энцефалитом, ревматизмом), опухолью головного мозга, расстройством гемодинамики структур головного мозга (дисциркуляторная энцефалопатия) или являться побочным эффектом применения некоторых лекарственных средств (психостимуляторов, нейролептиков, ингибиторов МАО, в случаях передозировки дофаминергических препаратов).
  • Психогенные. Обусловлены хроническим/острым психотравмирующим глубоко переживаемым воздействием (дезадаптацией в школьных и дошкольных учреждениях, продолжительной работой на компьютере, бесконтрольными просмотрами телепередач, разлукой с одним из родителей, конфликтами в семье, госпитализацией), различными психическими нарушениями (неврозами, генерализованным тревожным расстройством, маниакально-депрессивным психозом).

Факторы, провоцирующие тики:

  • Стрессовые ситуации (испуг, нахождение в школе/детском саду, просмотр фильмов ужасов).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Дефицит в рационе питания микроэлементов и витаминов (группы В и магния).
  • Острая/хроническая респираторно-вирусная, стрептококковая инфекция.
  • Хроническое переутомление (умственные перегрузки, длительные занятия на персональном компьютере).

Как пример, ниже приведена диаграмма основных причин нервного тика глаза, согласно данным статистической обработки материалов обследования детей.

Основные факторы, провоцирующие тики глаза у детей

Классификация тиков

Тики у детей принято разделять по определённым критериям.

По особенностям выражения:

  • мимические – относятся к лицевой мускулатуре (диагностируют чаще всего);
  • вокальные – поражают вокальные мускулы и выражаются в форме слышимых вздохов и криков;
  • двигательные – поражают мышцы конечностей;
  • сенсорные — ребёнок ощущает непривычные чувства (ему холодно, неприятно в каком-либо участке туловища, что провоцирует тиковые движения).

По уровню интенсивности:

  • локальные – в непроизвольном движении участвует отдельный мускул или мышечные структуры, при этом данный тик наблюдается на протяжении всей болезни;
  • множественные – участвует сразу несколько мускульных структур;
  • генерализованные, или Синдром Туретта, – болезнь, характеризующаяся разнообразными непроизвольными движениями и голосовыми тиками.

По сложности протекания:

  • простые — элементарные двигательные акты;
  • сложные — двигательные акты, в которых участвуют разнообразные мышечные структуры.

По продолжительности:

  • транзиторный – продолжается от 14 суток до 12 месяцев, затем тик исчезает, но не исключено возобновление;
  • хронический – продолжается более 12 месяцев, при этом тики бывают как на одной мышце, так и на нескольких; не удаётся достичь окончательного выздоровления.

Если непроизвольные действия наблюдаются у малыша в первый раз, быстро пропадают и больше не рецидивируют, то можно не лечить это состояние. Вполне вероятно, что такие тики у детей были спровоцированы банальной усталостью или стрессовой ситуацией.

Симптомы тиков у ребёнка

Первичные тики в большей степени проявляются у детей мужского пола. Хаотичные действия обычно выражаются локально, затрагивают мускулатуру лица или плеч и не переходят на остальные мускульные структуры. Такие движения наиболее часто наблюдаются при стрессах. Иногда тики длятся годами и сохраняются во взрослом возрасте.

Наиболее распространёнными проявлениями являются мигание, зубное скрежетание, гримасничанье, пожимание плечиками, подёргивания конечностями, манипуляции с волосами, разнообразные вокализы, крики, громкое дыхание, ходьба по окружности.

Первичные тики сопровождаются такими расстройствами, как тревога, невнимательность, подавленное состояние, расторможенность, некоординированные движения, невозможность усваивать информацию, быстрое утомление, заторможенные действия, проблемы со сном, укачивание в транспортных средствах и т.д.

Нередко у ребятишек встречаются трудности в учебных учреждениях. Учитель может думать, что ребёнок относится к учёбе наплевательски, передразнивает сверстников и взрослых. Строгие внушения и наказания только усиливают стресс, что лишь усугубляет ситуацию.

Вторичные тики обычно начинаются параллельно с ведущей болезнью и исчезают после восстановления здоровья. Их протекание и особенности будут зависеть от того, какой именно участок коры больших полушарий пострадал при заболевании.

Если непроизвольные движения носят наследственный характер, то чаще проявляются в дошкольном возрастном. У детей диагностируют двигательные и сенсорные тики, вокальные (бранные слова и выражения). Малыш всеми силами хочет выполнить действие, которое напоминает зевок или чиханье. При этом тик полудоброволен: ребёнок убеждён, что делает что-либо для облегчения неприятных ощущений.

При болезни Туретта симптоматика данного расстройства определяется возрастом ребёнка. Как правило, болезнь дебютирует в дошкольный период. Вначале появляются тики лица, подёргивания плеч, затем они переходят на конечности. Происходит опрокидывание и разворот головы, сжимание и разжимание кулаков, прыжки, приседания, сократительные движения мускулатуры спины и пресса. В дальнейшем добавляются голосовые тики, иногда они опережают двигательные действия.

Кульминация симптомов отмечается в возрасте от восьми до одиннадцати лет. В тяжёлых случаях дети нуждаются в помощи и бытовом обслуживании, не могут посещать занятия. Примерно к 12 — 15 годам болезнь перетекает в остаточную фазу, где отмечаются локальные и распространённые тики.

При данном недуге отмечаются нечастые виды тиков:

  • палилалия – регулярный повтор определённых фраз;
  • эхолалия – повтор фраз, которые были произнесены окружающими;
  • копропраксия – не самые приличные движения.

Нервные тики проявляются, когда дети бодрствуют. Ребёнок не обнаруживает негативных симптомов во время сна.

Синдром Туретта

Для синдрома Туретта характерна комбинация моторных и вокальных тиков, которая проявляется не менее одного года.

Обычно тики начинаются мягко и постепенно. Для них характерны своеобразные периоды приливов и отливов. Больные с синдромом Туретта часто описывают своеобразное ощущение предвестника тика, которое позволяет им этот тик заметить. Это может быть, например, жжение в глазах перед морганием или зуд кожи перед пожиманием плечами.

Обычно тяжесть заболевания усиливается во время полового созревания.

Копролалия, которую считают типичной для синдрома Туретта, на самом деле встречается только в 10 – 30 процентах случаев у взрослых и очень редко у детей. Большинство людей могут подавлять свои тики только на протяжении короткого времени.

Дети с синдромом Туретта отмечают ослабление симптомов во время каких-то интересных занятий, например, во время компьютерных игр. Усиливаются тики в те периоды, когда ребенок отдыхает после трудных периодов и стрессов, например, после посещения школы.

Синдром Туретта в три раза чаще встречается у мальчиков.

Причины

Причинами нервных тиков у детей считают наследственную предрасположенность и нарушение баланса некоторых медиаторов в центральной нервной системе, например, допамина.

Известно, что препараты из группы нейролептиков уменьшают выраженность тиков. Эти лекарства снижают активность допамина в головном мозге. С другой стороны, стимуляторы нервной системы, которые повышают активность допамина, одновременно стимулируют развитие тиков.

PANDAS-синдром

Другой причиной тиков у детей может быть PANDAS-синдром, вызванный так называемым гемолитическим стрептококком группы А. Признаками этого расстройства являются:

  1. Наличие навязчивого состояния или тиков;
  2. Возраст ребенка до начала полового созревания;
  3. Внезапное начало и такое же быстрое выздоровление;
  4. Связь по времени между инфекцией и тиками;
  5. Дополнительная неврологическая симптоматика в виде гиперреактивности или других непроизвольных движений.

Считают, что после стрептококковой инфекции развивается своеобразная аутоиммунная реакция, когда организм атакует некоторые части собственной нервной системы.

Тики обычно начинаются в раннем детстве и затем постепенно усиливаются с возрастом. Максимальные проявления бывают у подростков. Прогноз скорее благоприятный. Большая часть людей постепенно избавляются от тиков и проявлений синдрома Туретта.

В течение всей жизни возможны рецидивы заболевания, которые связаны со стрессом и травматическими событиями.

Проявления тиков

Для того, чтобы оценить выраженность тиков у детей, применяют специальные опросники и проводят клиническое обследование. Это позволяет установить, имеют ли место преходящие тики, хронические тики или синдром Туретта.

Важным моментом является указание на то, что больной способен некоторое время сдерживать позывы. Это отличает их от других двигательных нарушений, таких как:

  • Дистония – своеобразное повторяющееся напряжение мышц, проявляющееся различными движениями и ненормальными позами;
  • Хорея – медленные непроизвольные движения в руках;
  • Атетоз – медленные судороги в руках;
  • Тремор – повторяющиеся мелкие движения или дрожь;
  • Миоклонус – отдельные внезапные сокращения мышц.

Другие причины тиков

Кроме синдрома навязчивых состояний и гиперактивности, существуют и другие неврологические заболевания, которые проявляются так же, как тики:

  • Шизофрения;
  • Аутизм;
  • Инфекции – губчатый энцефалит, нейросифилис, стрептококковые инфекции;
  • Отравления окисью углерода;
  • Прием лекарств – антипсихотики, антидепрессанты, препараты лития, стимуляторы, противосудорожные средства;
  • Наследственные и хромосомные заболевания – синдром Дауна, синдром Кляйнфельтера, болезнь Вильсона;
  • Травмы головы.

Диета

Специальной диеты при тикозных расстройствах нет. Необходимо обеспечит ребёнку полноценное питания, согласно возрастных норм. Важно включать в рацион питания продукты, богатые магнием (пшеничные отруби, какао, гречневая крупа, орехи кешью, не шлифованный рис, соя, миндаль, шпинат, яйца куриные) и витаминами группы B.

Профилактика

Специфических мер профилактики не существует. Из мероприятий общего характера для снижения риска появления тикозных расстройств могут рекомендоваться: соблюдение режима дня (полноценный ночной сон, недопущение умственной перегрузки/стрессовых ситуаций, длительных занятий на компьютере, черепно-мозговых травм, ненормированного просмотра телевизионных программ). Важны занятия спортом, наличие хобби, овладение навыком самоконтроля.

Последствия и осложнения

Демонстративный характер тикозной симптоматики формирует у окружающих лиц негативное отношение, что плохо отражается на психологическом состоянии пациента и в конечном итоге приводит к социальной дезадаптации. В случаях выраженных гиперкинезов могут быть затруднения в выполнении произвольных движений и действий по самообслуживанию, что может привести к инвалидизации пациента.

Прогноз

Прогноз при появлении локальных тиков у детей в возрасте 6-8 лет благоприятный — в 90% случаев тики бесследно проходят. При развитии распространенных тиков благоприятный в 50% случаев тики проходят за 3–5 лет. В остальных случаях регресс тикозной симптоматики после 14–17 лет.

При раннем появлении тиков (3-5 лет) прогноз менее благоприятный, вплоть до подросткового периода. Появление тиков в возрасте до 3 лет в большинстве случаев являются симптомом сопутствующего заболевания (опухоли мозга, аутизма, шизофрении).

Генетический риск развития тикозных гиперкинезов при браке здоровых родителей равна 25±13%; при наличии в анамнезе тикозных расстройств у одного из родителей риск возрастает до 35±21%; при наличии в анамнезе тикозных расстройств у обоих родителей риск составляет 50±24%.

Список источников

Осложнения тиков

Обычно негативные последствия вызывают такие тяжёлые формы гиперкинетических расстройств, в результате которых у ребёнка снижается внимательность, он хуже воспринимает информацию, не может двигаться координированно.

При этом малыш неуспешен в учёбе – с трудом обучается грамоте, плохо запоминает и усваивает учебные предметы. Кроме того, возникает социальная дезадаптация, поскольку хаотичные действия, мышечные подёргивания и вокализмы приводят к насмешкам со стороны сверстников.

Диагностика

Комплекс диагностических мероприятий включает в себя несколько этапов.

  1. Опрос врачом-неврологом. Он уточняет анамнез заболевания (наличие осложнений беременности или родов, наследственной отягощённости), выясняет данные о начале болезни, интенсивности симптомов, сопутствующих психических нарушениях. Доктор оценивает самочувствие, уровень рефлексов, моторных функций, сенсорики.
  2. Разговор с психиатром. Он проверяет состояние психики малыша. Определяет связь возникновения тиков с излишними психоэмоциональными нагрузками, стрессами, семейными конфликтами или воспитательными методами.
  3. Психодиагностика. Психолог изучает познавательную и эмоциональную сферы ребёнка, используя при этом опросники, тестовые задания на интеллект, запоминание, внимательность, мышление и проективные методики. Итоги обследования позволяют предположить протекание патологии, а также выявить её источники.
  4. Инструментальные диагностические методики. Невролог, в свою очередь, может отправить ребёнка на ЭЭГ и МРТ.

В отдельных ситуациях не обойтись без консультации узких специалистов.

  1. Инфекционист – в случае подозрения на инфекцию коры больших полушарий или генерализованные инфекции.
  2. Генетик – если у ближайших родных (мама, папа, родные сёстры/братья, бабушки/дедушки) в анамнезе имелся тик.
  3. Токсиколог – в случае токсического поражения головного мозга препаратами или химикатами.
  4. Онколог – в случае подозрения на новообразование в ГМ.
  5. Психотерапевт – при первичном нервном тике, появившемся в результате длительного и выраженного стресса.

Тики принято дифференцировать со стереотипиями (устойчивое повторение движений или фраз при умственной отсталости, аутизме и др.), дискинезиями (непроизвольные движения чаще всего на фоне длительного приёма некоторых лекарственных средств), а также компульсивными действиями (обсессивно-компульсивное расстройство или невроз навязчивых состояний).

Тики имеют важные особенности: ребёнок способен повторить и даже несколько управлять двигательными актами, признаки довольно редко возникают при совершении произвольных движений, обычно их интенсивность нарастает к вечеру, при психической нагрузке или усталости. Тики незаметны при увлечённости пациента.

Лечение тиков у детей

Первая помощь при нервном тике

При появлении тика, который доставляет ребёнку психоэмоциональный и физический дискомфорт, применяют отдельные приёмы, которые позволят достаточно быстро устранить подёргивания.

  • Отвлечение ребёнка. Отвлеките его каким-либо развлечением. Это довольно эффективный метод устранения нервных тиков на короткий временной промежуток (настольная игра, аппликации и т.д.). В голове у ребёнка создаётся зона активности, заглушающая негативные сигналы из экстрапирамидной зоны, в результате чего тик стихает. Однако после того как отвлечение закончится, подёргивания возвращаются.
  • Избавление от нервного тика век. Для этого следует пальцем умеренно надавить в зону надбровной дуги (в месте выхода иннервирующего кожу верхнего века нерва из полости черепа) и удерживать на протяжении примерно десяти секунд. Потом так же интенсивно надавить на наружные и внутренние уголки глаза, придерживая пальцы тоже 10 секунд. После этого нужно на три-пять секунд сильно зажмурить органы зрения, максимально напрягая веки. Повторить трижды с интервалом в одну минуту.

Использование этих приёмов поможет снизить интенсивность нервного тика, хотя эффект будет временный, и спустя несколько минут или часов проявление расстройства возобновится.

Комплексный подход

Лечение тиков у детей осуществляется комплексно. Подбор методик терапии определяется типом болезни, возрастом пациента, а также выраженностью клинических признаков. Основными задачами являются сокращение частоты и выраженности клинических проявлений, улучшение социальной адаптации ребёнка. Для этого применяются следующие методы лечения.

  • Строгое соблюдение дневного распорядка. Необходимо предупреждать голод, утомление, психоэмоциональное и интеллектуальное истощение. Важно контролировать физическую активность, следовать графику пробуждения, приёма пищи и отхода ко сну. Время видеоигр и просмотра мультфильмов сокращается до минимальных показателей.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом прежде всего направлены на развитие у детей отстающих когнитивных функций. Проводятся занятия на коррекцию внимательности, запоминания, пространственного восприятия, самоконтроля. В результате пациент испытывает меньше трудностей при обучении в школе.
  • Индивидуальная и групповая психотерапия. Наедине с психологом ребёнок рассказывает о своих страхах, переживаниях, отношении к заболеванию. Осваиваются способы релаксации и саморегуляции, которые позволяют частично управлять тиками. На групповых же встречах у пациентов тренируются навыки общения и разрешения конфликтов.
  • Семейная психотерапия. Поскольку причиной возникновения у ребёнка тиков может быть какая-либо хроническая травмирующая ситуация или даже стиль воспитания. Сеансы включают в себя анализ детско-родительских отношений, а также проработку негативного отношения к тикам. Участников психотерапии обучают методам, которые помогут справиться с напряжением и тревогой.
  • Медикаментозное лечение. Медикаменты назначаются врачом-неврологом. Подбор средств, дозировка и продолжительность приёма определяются строго индивидуально. Лечение тиков основано на применении противотревожных средств (антидепрессанты, транквилизаторы) и препаратов, снижающих интенсивность двигательных проявлений (антипсихотики). Кроме того, дополнительно показаны витаминные вещества, сосудистые лекарства, ноотропы.

  • Физиотерапевтические методы лечения нормализуют процессы торможения и возбуждения в нервной системе, оказывают успокаивающее действие, уменьшают симптомы заболевания. К ним относятся лечебный массаж, электросон, электрофорез воротниковой зоны, гальванизация сегментарных зон, аэрофитотерапия, хвойные ванны.

Если у ребёнка проявился нервный тик, родители должны придерживаться некоторых довольно несложных правил:

  • относитесь к нему как к обычному, здоровому человеку;
  • не акцентируйте внимание на его нервном тике;
  • создавайте и поддерживайте спокойную, комфортную обстановку в семье;
  • ограждайте от всякого рода стрессов;
  • выясняйте, какие проблемы у ребёнка были недавно или есть на данный момент и помочь в их решении;
  • в случае необходимости вовремя обращайтесь к детскому неврологу.

Прогноз тиков обычно определяется возрастом дебюта симптомов и тяжестью нарушения. У детей, заболевших в возрасте шести-восьми лет, более вероятен благоприятный исход. При своевременном и правильном лечении тики исчезают за год. Для раннего начала заболевания с первыми симптомами в возрасте трёх-шести лет характерно течение его до конца подросткового возраста.

Профилактика возникновения у детей нервных тиков заключается в организации правильного режима дня, чередовании труда и отдыха, сокращении времени просмотра телевизора и игр на компьютере. Очень важно уметь предупреждать стрессовые ситуации, а также своевременно лечить соматические заболевания, не допуская перехода их в хроническую форму.

Мария Казакова, Врач-неонатолог 52 статей на сайте По окончании университета прошла интернатуру по направлению «Неонатология» в СамГМУ. После завершения профессиональной подготовки, и по настоящее время, работаю врачом-неонатологом в ГУЗ Городская клиническая больница №1 (Перинатальный центр) г. Ульяновск. Оценка статьи

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

Другие расстройства

К другим расстройствам у детей с тиками относят нарушение мелкой моторики, проблемы с письмом, неразвитые социальные навыки и нанесение повреждений самим себе.

Проблемы с родителями

Деструктивное поведение детей с синдромом Туретта часто приводит к более или менее выраженной нервозности у родителей и других членов семьи. Поэтому широко распространены группы поддержки для семей. Кроме специальной психотерапии для больных детей, существуют правила и методы, которые позволяют членам семьи эффективнее восстанавливаться после стрессов. В качестве мероприятий, помогающих поддерживать силы, применяют:

  • Приемы релаксации – йогу, плавание, прогулки на свежем воздухе, чтение увлекательной литературы и просмотр позитивных фильмов;
  • Беседы с другими людьми;
  • Внимание к супругу;
  • Получение удовольствия от жизни и компенсации для самих себя.

Тики в домашних условиях

Родители должны позволять детям проявлять свои тики в домашних условиях. Это не будет вредно до тех пор, пока не появится мышечная боль. При возникновении неприятных ощущений от повторяющихся движений родители могут сделать ребенку массаж пострадавших мышц.

Если боль сохраняется, врач может назначить легкие обезболивающие.

Когда ребенок свободно проявляет свои навязчивые движения, рядом не должно быть хрупких и опасных предметов.

Важно позволить больным детям пребывать в одной комнате с братьями и сестрами. Если присутствуют вокализации, которые мешают родственникам смотреть телевизор, то правильнее было бы воспользоваться наушниками, но не изолировать ребенка.

Самый ответственный период для школьников с синдромом Туретта – это время сразу после окончания занятий в школе. Именно тогда тики проявляются с максимальной силой. Члены семьи должны быть готовы к приходу больного ребенка. Важно позволить ему «выпустить пар». С этой целью можно вовлечь ребенка в спортивную активность, разные секции или провести время на свежем воздухе.

Поведение вне дома

Проявления тиков могут привлекать излишнее внимание. Когда ребенок нарушает порядок в общественных местах, это требует дополнительного внимания родителей. Деструктивное и шумное поведение может вызывать осуждение посторонних. Родителям следует понять, что больные дети вызывают интерес не больше, чем люди в странной одежде или с избыточным весом. Можно игнорировать негативные комментарии окружающих. Больному ребенку желательно разъяснить, что посторонние обращают на него внимание не потому, что он плохой, а потому что он особенный.

Окружающим можно коротко объяснить причину поведения ребенка. Дети более старшего возраста сами способны пояснить интересующимся особенности своей болезни.

Анализы и диагностика

Диагноз ставится на основании подробной истории болезни с рождения ребенка/взрослого. Для получения информации о наличии сопутствующих расстройствах можно использовать специфические стандартизированные опросники. Проводится физическое/неврологическое обследование, включая электроэнцефалограмму. При необходимости проводятся дополнительные обследования: электромиография (запись электромиограмм мышц, участвующих в тикозной симптоматике), компьютерная томография головного мозга. Обязательна дифференциальная диагностика, позволяющая исключить другие заболеваний, протекающие с аналогичной симптоматикой.

Постановка диагноза основана на данных анамнеза и клинической картины. Основной метод инструментального обследования – электроэнцефалография. В ходе обследования выявляются признаки:

  • Преобладание медленных волн.
  • Увеличение доли Тета-волн.
  • Сокращение доли или отсутствие Альфа-волн.
  • Изменение структуры Альфа-ритма (заострение, раздвоение вершин, другие деформации).

Подобные изменения часто коррелируют с нарушением фронто-стриарных (подкорково-лобных) взаимоотношений. Врач может назначить электромиографию – исследование, в ходе которого определяется степень проводимости нервных импульсов в мышечной ткани.

FILED UNDER : Педагог

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*